В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ленинградская группа "Цирка на сцене"

Артисты групп «Цирк на сцене» всегда в дальних дорогах. Их можно встретить в колхозах, на половых станах и на лесных делянках лесорубов, у шахтеров и рыбаков, в заводском клубе и районном Доме культуры.

Наш корреспондент М. Медведев попросил директора Ленинградской группы заслуженного артиста РСФСР М. Звегинцова рассказал о том, с чем артисты группы приходят и XXIV съезду КПСС, о путях-дорогах творческих бригад, несущих радостное и светлое искусство цирка в самые отдаленные уголки нашей Родины.

Известно, что наши коллективы обслуживают самую «глубинку», проникают туда, куда порой не заглядывают представители других видов искусства. Речь, таким образом, пойдет о дальних поездках, о том. в каких условиях работают там артисты. И вы. наверное. ждете рассказов о какой-либо экзотике? К примеру, об оленьих и собачьи! упряжках, на которых передвигаются наши артисты?

Придется вас разочаровать. Ни на оленях, ни на собаках артисты нашей группы не разъезжают. Между тем мы обслуживаем северо-западную зону страны, куда, помимо Белоруссии, Прибалтики, входят и такие области, как Мурманская и Архангельская, их территории проходят и по Заполярью. Однако и там мы пользуемся самым современным транспортом. Самолетами, поездами, автобусами добираемся до отдаленных районов, которые принято называть «глубинкой».

Само понятие «глубинка» претерпело в наши дни существенные изменения. Уже не найдешь прежних «медвежьих углов», забытой, как говорили встарь, богом и людьми глухомани. Да и география районов обслуживания с каждым годом расширяется. На картах наших гастролей появляются новые, ранее не существовавшие поселки, города.

Бездорожье, отсутствие электрического света и других элементарных удобств — все это также ушло или по крайней мере уходит в прошлое. Руководители наших коллективов ведут так называемые журналы гастрольных поездок. В толстых тетрадях день за днем появляются записи о том, как прошло выступление, что представляла собой сценическая площадка, на которой пришлось работать, ее оборудование, количество мест в зрительном зале и т. д. На страницах этих журналов, как в зеркале, отражаются достижения в культурной жизни страны. Вот, например, характеристика Дома культуры в городе Лысьва Пермской области: «Сцена большая, имеет поворотный круг, освещение хорошее, гримировочные удобные». Или вот еще запись о клубе льнокомбината в поселке Красавино Вологодской области: «Сцена достаточных размеров, воздушный номер исполнять можно, освещение хорошее, гримировочные просторные».

Да, теперь уже не а диковинку даже в небольших населенных пунктах встретить клубы, оборудованные по всем правилам театральной техники. Уме не они вызывают удивление, а старые клубы, с маленькими неудобными сценами, с тесными закулисными помещениями.

А взять такой существенный для наших коллективов вопрос, как жилье и дороги. Раньше, помню, бывали случаи, когда артисты после выступления вынуждены были располагаться на ночлег тут же а клубе, приспосабливая для этого диваны и стулья. Ныне это стало редчайшим исключенном. А какие огорчения доставляли плохие дороги! Сколько раз представления начинались с изрядным опозданием только потому, что автобус, я котором ехали артисты, застревал где-то на полпути, завязнув в грязи. А теперь, если коллектив но приезжает вовремя на место из-за плохой дороги, это считается чрезвычайным происшествием.

И все же трудностей у артистов групп «Цирк на сцене» немало Здесь и дальние дороги, и ежедневные переезды, и различные по условиям сценические площадки. требующие осаоения и актерского «приспособления», и необходимость всякий раз распаковывать и упаковывать реквизит, подвешивать аппаратуру — всего не перечтешь. Но независимо от всего этого артист цирка всегда должен выглядеть бодрым, подтянутым, он должен так подготовить себя к встрече со зрителями, чтобы те никогда не догадались, через какие трудности ему пришлось пройти на пути к сцене.

К чести артистов нашей группы нужно сказать, что любые невзгоды и сложности преодолеваются редкостным трудолюбием, глубоким пониманием ответственности, энтузиазмом беспредельно влюбленных в цирк и проданных ему людей. Их отличает всегдашнее чувство локтя, умение и желание помочь товарищу, заменить его. когда это потребуется. Заболел, к примеру, а коллективе коверный А. Карташов, его заменил артист Б. Панфиленок. Не смог вести машину шофер, за руль сел артист Г. Маслов. имеющий водительские права. Словом, все поправлено на то, чтобы ни в коем случае не сорвать представление, провести его на высоком уровне.

Наша Ленинградская группа существует уже двадцать лет. Дата, правда, не юбилейная, тем не менее можно подвести кое-какие итоги, сказать, чего мы достигли за это время, с чем приходим я XXIV съезду КПСС.

В самом начале, а 1950 году, у нас было всего три коллективе, а сейчас их уже девать. Из маленьких цирковых бригад они превратились в солидные труппы, которым "По плечу" выступление в любом самом крупном Дворце культуры. Сто шестьдесят артистов различных жанров объединяет наша группа. Творчески мы окрепли настолько, что вместо обычных программ, состоящих из отдельных цирковых номеров, даем нередко тематические представление, объединенные не только прологом и финалом, но и сквозным действием.

Первой нашей попыткой в зтом плане была постановка "Встречи на рейде". Затем мы поставили спектакли «Клоун Булочкин вторгается в жизнь» (он получил диплом 2-й степени на Всесоюзном смотре новых произведений циркового искусства в честь 50-летия Советской власти) и «Для тех. кто любит смеха. С успехом проходят также тематические представления "Молодость в пути". "Мы — с берегов Невы", «Наш цирк зажигает огни». А совсем недавно мы показали новый спектакль «Путешествие на планету Иллюзия*.

Возрастающая год от года культура нашего зрителя, в том числе и сельского, кстати сказать, основного для нас, заставляет исполнителей постоянно совершенствовать свое мастерство. Теперь на село, в колхозный Дом культуры, мы везем полноценную программу. Нередко коллектив, только что выступавший в помещении областного драматического театра, завтра в полном составе предстает перед колхозным зрителем.

А разве не знаменательно, что даже а небольших районных центрах после просмотров наших выступлений зачастую устраиваются конференции зрителей. Одну из них мы провели совсем недавно в Жердевке. Это — село в Тамбовской области, где есть своя интеллигенция— учителя, врачи, специалисты сахарной промышленности (в Жердевке расположены сахарозавод и техникум). Зрители заинтересованно, горячо обсуждали нашу работу, высказали пожелание и замечания, свидетельствующие об их понимании циркового искусства.

Что же делает наша группа для идей-но-политического и профессионального роста артистов? Большую роль в этом играют творческие семинары. В определенные дни, раз в квартал, все коллективы возвращаются в Ленинград, где показывают свою работу товарищам по группе. После просмотров устраиваются обсуждения. Участники семинаров слушают лекции, для них проводятся практические занятия по гриму, сценическому движению. Таким образом, артисты знают, что по возвращении домой, в Ленинград, они обязательно будут держать зкзамен перед художественным советом, должны будут продемонстрировать новые творческие достижения. Это, естественно, заставляет людей подтягиваться, повышает у них чувство ответственности за свою работу.

Если посмотреть выступления всех девяти коллективов группы, то нетрудно убедиться, что в основном наши артисты — это молодежь. Мы ищем талантливых исполнителей среди участников художественной самодеятельности в Домах и Дворцах культуры, в рабочих и колхозных клубах, в спортивных залах. И то, что мы не испытываем особого недостатка в кадрах, — тоже одно из свидетельств большого культурного роста советских людей, их тяги к искусству.

Стажерская группа создана у нас для молодежи, желающей работать а нашей системе. Конечно, главному режиссеру В. Вальту и режиссеру М. Писарницкому приходится много заниматься и постановкой и «шлифовкой» номеров. Говоря об этом, я хочу подчеркнуть, что мы стараемся не делать никаких скидок на специфику, связанную с характером нашей работы. Искусство, которое мы несем в массы, всегда должно быть полноценным, и мы стараемся добиваться этого. Большое внимание уделяем музыкальному сопровождению, костюмам, оформлению представлений.

И все же специфика у "Цирка на сцене - есть". Но заключается она я другом. Большую роль, например, в нашем цирке играет представитель разговорного жанра или, как мы его называем, ведущий-сатирик. Это — не клоун, не коверный, заполняющий паузы (они у нас тоже есть), в именно ведущий. Текст, с которым он выступает, придает представлению актуальную, политическую направленность. В то же время наш ведущий — это не просто сатирик, не разновидность конферансье. Это, скорее, —  белый клоун, в монологах и репризах которого сочетаются и гражданский пафос и острая сатира.

Вообще мы стараемся всячески избегать сходства с эстрадой. В частности, ведем, если можно так выразиться, борьбу с занавесом. Медленно гуляющий взад и вперед занавес, рояль передвигаемый по сцене, —  все что мешает динамичному цирковому спектаклю. Мы стремимся добиваться на сцене темпа, ритма, непрерывности действия. А в последние годы стали успешно осваивать и круглый цирковой манеж. Минувшим летом, например, один из наших коллективов полтора месяца выступал в цирке шапито Томска. Представление "Мы — с берегов Невы" посмотрело более семидесяти тысяч зрителей.

В прошлом, юбилейном году один из наших коллективов работал в Зеленом театре на ВДНХ. Выступали мы и в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. Выходы на большие площадки влекут за собой повеление в наших коллективах все более сложных групповых номеров. Так, за последнее время у нас созданы два партерных полета (Пановы, Евстигнеевы), выпущен большой номер с подкидными досками, а также номер турнистов, я котором демонстрируют свое искусство три исполнителя.

В связи с укрупнением номеров появляется и больше реквизита. И, естественно, возникает вопрос: как его перевозить? Имеющиеся в нашем распоряжении автобусы типа "Кубань" становятся для нас тесными. Следовало бы подумать о выделении для "Цирка ие сцене" больших, многоместных машин.

Ленинградская группа "Цирк на сцене" встречает XXIV съезд Коммунистической партии нрвыми достижениями в работе. К 1 октября 1970 года мы выполнили годовой план (по прибылям перевыполнение составило 46 тысяч рублей). План первого квартала 1971 года мы также выполняем досрочно.

Достойно нести высокое звание артиста советского цирка — таков один из главных пунктов социалистических обязательств, взятых нами в честь съезда. Наши зрители — славные советские труженики. И нет ничего радостнее, благодарнее и почетнее, чем работать для таких зрителей.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100