В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Леонид Костюк о гастролях советского цирка в США

На рубеже прошлого и нынешнего годов в Соединенных Штатах Америки гастролировал коллектив артистов советского цирка, руководимый директором Донецкого стационара Геннадием Михайловичем Гликиным.

Художественным руководителем программы и режиссером-постановщиком был заслуженный артист РСФСР Леонид Леонидович Костюк. Наш корреспондент Я. Островский попросил Л. Костюка поделиться своими впечатлениями об этой гастрольной поездке:

— Скажите, как долго продолжались ваши гастроли?

— Они были довольно длительными. Начались в одном из крупнейших городов США Бостоне и завершились через три месяца.

— Приезд вашего коллектива в США был далеко не первым, артисты советского цирка бывали там уже неоднократно. Чем же отличается эта поездка от предыдущих?

— Многим. Во-первых, она наиболее широкая по охвату зрителей: на наших 123 спектаклях во всех тринадцати городах, где мы гастролировали, побывало более полумиллиона — почти 550 тысяч американцев.

— А каков был ваш маршрут по стране?

— После пятидневных выступлений в Бостоне мы отправились в Гринсборо, затем в Бирмингем, Атланту, Ноксвилл. 5 декабря начали свои выступления в столице Соединенных Штатов Вашингтоне. Оттуда переехали в Филадельфию. От двух до пяти дней — таков был в среднем период нашего пребывания в каждом пункте. Исключение составил крупнейший город страны Нью-Йорк, где мы выступали почти три недели. Там же и Новый год встретили. Дальнейший маршрут наш проходил через Нью-Хейвен, Цинциннати, Чикаго, Бингемтон и закончились гастроли в Нассау. Этот, как видите, довольно плотный график создавал значительные трудности: нам приходилось очень часто менять площадки, в кратчайший срок, порой в считанные часы, подвешивать и устанавливать аппаратуру, репетировать и т. д. Но весь наш коллектив работал дружно, сплоченно, люди охотно, ни с чем не считаясь, помогали друг другу, и это, конечно же, весьма способствовало успеху каждого номера и всей программы в целом.

— Расскажите, пожалуйста, как было построено и оформлено представление.

— Надо иметь в виду, что наши гастроли состоялись в знаменательное время — вскоре после успешного совместного полета космических кораблей «Союз-19 и «Аполлон». У всех на устах тогда были имена советских и американских участников этого выдающегося события. Оно-то и легло в основу режиссерского замысла парад-пролога, предварявшего всю нашу программу.

К слову сказать, успеху спектакля способствовало также со вкусом выполненное М. Зайцевой художественное оформление.

Над форгангом развевались государственные флаги СССР и США. Сам форганг был украшен двумя эмблемами — совместного советско-американского космического полета и нашей, цирковой. Представление начиналось увертюрой композитора А. Петрова из кинофильма «Укрощение огня». Белый луч прожектора высвечивал над форгангом космическую эмблему, после чего она. быстро вращаясь, устремлялась ввысь... А в это время на манеж выбегала группа артистов со светящимися, как бы пламенеющими флагами. При быстрой смене флажных комбинаций возникали красочные, разнообразные по цветовой гамме эффекты. Финальная комбинация флагов образовывала яркое полукружие, за прикрытием которого из форганга появлялась ракета воздушных гимнастов Резниковых. Вслед за тем она резко взмывала под купол. Во время демонстрации наиболее эффективных трюков звучали стихи:

«Тем, кто открытый Космос покоряет,
Тем, кто науку двигает вперед.
Артисты цирка посвящают
Свой цирковой космический полет...»

Слова эти — они, конечно, звучали на английском — неизменно восторженно принимались зрителями.

Вслед за Резниковыми, по окончании пролога, шел номер Вернадских — эквилибристы с кольцом. Далее выступали жонглер Майя Рубцова, заслуженная артистка РСФСР Полина Чернега со своими собачками, потом номер, который я возглавляю,— эквилибристы с першами. Затем демонстрировали свое мастерство Тамара Симоненко (вращение обручей), группа канатоходцев, возглавляемая Ахмедом Абакаровым, гимнасты на штейн-трапе Виктор и Евгений Андреевы. А заключил первое отделение аттракцион «Акробаты на качелях с медведями», руководимый народным артистом РСФСР Венедиктом Беляковым. К слову сказать, на долю нашего замечательного аттракциона выпал наибольший, я бы сказал, ошеломляющий успех.

—    Из каких номеров складывалось второе отделение?

—    Его открывал аттракцион «Дрессированные тигры», возглавляемый заслуженным артистом Латвийской ССР Степаном Денисовым. Затем последовательно шли номера: Галины Шишковой (вертикальный канат), иллюзионистки Ангелины Монастырской, силового жонглера Анатолия Осипова. Завершал программу аттракцион «Кубанские казаки» под руководством заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР Юрия Мерденова. К сказанному остается добавить, что коверными в программе были заслуженные артисты РСФСР Геннадий Маковский и Геннадий Ротман, которые повсеместно пользовались горячей симпатией зрителей. Впрочем, не боясь впасть в преувеличение, могу сказать, что каждый номер и всю программу публика принимала чрезвычайно тепло.

—    А как отнеслись к вашему коллективу печать и остальные средства массовой информации?

—    На этот вопрос могу ответить однозначно — превосходно. Пресса, радио и телевидение повсюду отнеслись к нам самым лучшим образом. Более двухсот раз очень доброжелательно писали о нас газеты всех тринадцати штатов, где мы побывали. Они помещали множество фотографий, освещающих но только работу, но и времяпрепровождение артистов в часы отдыха. Около тридцати передач, не считая рекламных, посвятили советскому цирку телевизионные компании в городских и общенациональных программах. Много было и радиопередач.

Для характеристики отношения к нам американской печати приведу лишь некоторые заголовки статей. Вот они: «Советский цирк на высоте» (газета «Бостон глоуб»), «Прекрасное зрелище советский цирк» (газета «Гринсборо дейли «нос»), «Зал переполнен. Для артистов советского цирка нет языкового барьера» (газета «Ноксвилл ньюссентинел»), «В России цирк — это настоящее искусство» (газета «Нью-Йорк тайме), «Московский цирк бесподобен» (газета «Атланта конститюшем»), «Огромный успех артистов советского цирка» (газета «Бирмингем льюс»).

А вот в какой тональности писали свои рецензии американские критики:

«Советский цирк — это сказка. Он полностью покорил всю Америку — детскую и взрослую, и навсегда».
«Все представление отличается очарованием, красотой и высоким классом исполнения».
«Особенностью советского цирка являются ме столько номера, каждый из которых фантастичен сам по себе, сколько мастерство всех артистов».

И так далее, в том же духе.

—    Как коллектив проводил время, свободное от работы?

—    В Вашингтоне, Нью-Йорке и Бирмингеме мы встречались с нашими соотечественниками — сотрудниками советского посольства, советской миссии в ООН, с нашими специалистами, а также с детворой. В Бостоне мы навестили лечившегося в тамошней больнице советского моряка. Для персонала этого лечебного учреждения группа наших товарищей в составе Монастырской, Рубцовой, Симоненко, Абакаровых, Маковского и Ротмана дала концерт.

Много было у нас и других интересных встреч, из которых особенно запомнилось посещение коммунистов Чикаго, давших для нас дружеский обед, приготовленный женами наших гостеприимных хозяев. Встречались мы и с учащейся молодежью в Нью-Йорке и Филадельфии, членами клуба иллюзионистов в Атланте, с работниками некоторых музеев, совершили ряд экскурсий по достопримечательным местам страны.

Трудились, повторяю, все очень и очень напряженно. Тем не менее все мы много времени уделяли углубленному изучению материалов к предстоявшему тогда историческому XXV съезду КПСС — политическим занятиям и информациям, всевозможным беседам. Вдали от Родины каждый из нас продолжал жить ее интересами, заботами нашего народа.

Словом, впечатлений масса. Но, пожалуй, самым ярким останется воспоминание о зрителях — людях доброжелательных, высоко ценящих сложную и трудную работу артистов цирка. И еще очень запомнилась атмосфера подлинной дружбы и взаимопомощи в нашем коллективе. В этом смысле мне, человеку, выполнявшему за рубежом ответственную миссию художественного руководителя, да еще в столь ответственной поездке, повезло. Очень повезло!


оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100