Максим Горький: "Люблю цирк и его артистов..."
М. Горький, высоко ценивший все виды искусства, с большой любовью относился и к цирку.
В очерке «В театре и цирке» писатель вспоминает о своих первых впечатлениях: «Вскоре я увлекся цирком; я бывал в нем и раньше, но теперь вдруг первое же представление приятно поразило меня. Все, что я видел на арене, слилось в некое торжество, где ловкость и сила уверенно праздновали свою победу над опасностями для жизни».
Горький был лично знаком со многими цирковыми артистами. Его поражало не только их удивительное искусство, но и отношение друг к другу: они не походили на мелких людишек, которые «жадничали, завидовали, озлоблялись, дрались... Мелкие несчастья соседей вызывали у них искреннюю радость. Они прятали ее за фальшивым сочувствием». А артисты цирка жили дружно, были внимательными и хорошими товарищами. «У нас такая работа опасная, — рассказывал писателю акробат Красильников, — что нужно беречь друг друга».
В 90-е годы Горький — постоянный посетитель «Русского цирка братьев Никитиных», гастролировавшего в приволжских городах. В письме к Е. П. Волжиной Алексей Максимович звал свою будущую жену приехать в Нижний Новгород, обещая, что ее ждет много интересного: «...опера, театр феерии, роскошный цирк...»
Горький не только часто бывал на представлениях, но и встречался с Акимом Александровичем Никитиным. В романе «Жизнь Клима Самгина» он охарактеризовал его как директора цирка, «который насквозь видит всех артистов, зверей и людей». В артистической книге А. А. Никитина Горький записал: «Люблю цирк и его артистов...»
Одно время писатель увлекался французской борьбой. В апреле 1904 года он писал Е. П. Пешковой: «А я с К. П. (Пятницким. — Ред.) увлекся борьбой, да так, что просто беда! Каждый вечер бываем в цирке — страшно захватило. К. П. даже познакомился с одним из борцов — Поддубным». Очень нравились Горькому выступавшие в Петрограде в 1915-1916 годах клоун-эксцентрик Франк Пишель и жонглер Энрико Растелли, восхищавший зрителей пластичностью и ритмичностью движений, стремительным темпом исполнения труднейших комбинаций.
«Не знаю, — писал Горький, — что именно дал мне цирк, кроме того, что в нем я увидел людей, которые красиво рискуют жизнью ради удовольствия ближних, — но я думаю, что и этого достаточно. Я смотрел на них сквозь книгу Гонкура, мемуары Файмали и чувствовал к ним почтительную зависть, ясно понимая, что эти люди нужнее меня на земле...»
А. ЛЕБЕДЕВА
Журнал Советский цирк. Март 1968 г.
оставить комментарий