В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

«Медвежий цирк» Валентина Филатова

«Медвежий цирк» Валентина ФилатоваВ Советском Союзе и во многих странах за рубежом широко извест­но имя народного артиста РСФСР Валентина Ивановича Филатова, соз­давшего замечательный аттракцион «Медвежий цирк».

Зрители — дети и взрослые — всегда громкими ап­лодисментами награждают дресси­ровщика и его забавных мишек. Они восхищаются мастерством артиста и всегда интересуются, как Валентин Иванович подготовил свой аттрак­цион и как сложился его творческий путь. На эти вопросы отвечает сам Фи­латов в недавно вышедшей книге «Медвежий   цирк». В ней рассказывается не только о том, как создавался аттракцион, но и о жизни отца и деда Валентина Ивановича — Ивана Лазаревича и Лазаря Ивановича Филатовых — ар­тистов бродячих балаганов и цирков. В воспоминаниях юного Вали возни­кают слышанные им от отца и деда различные истории о трудной, пол­ной лишений и голода жизни бродя­чих «комедиантов». В этих невыду­манных рассказах приводятся забав­ные, а порой и трагические эпизо­ды, вроде гибели на глазах у зри­телей красавицы дрессировщицы мадемуазель Патэк, растерзанной тиграми.

Каким ярким контрастом этим до­революционным картинам является жизнь  артистов   советского   цирка! В книге «Медвежий цирк» Фила­тов вспоминает о начале своей карь­еры в цирке, делится мыслями о трудной, но увлекательной профес­сии дрессировщика, которой он, как и   его   отец   и  дед,   посвятил   жизнь. Повествование в книге ведется от первого лица. Уже в самом начале, а главе «Мой отец», Валентин Фи­латов рассказывает о старом бала­ганщике И. Л. Филатове, о его рабо­те в дореволюционном и советском цирках. Глава «Жизнь на колесах» начинается словами: «Я помню их рядом...». Третья глава «Знакомство с медведем» тоже ведется от имени В. Филатова: «Больше всего на свете не хотел отец, чтобы я стал цирко­вым артистом...». Во многих описа­ниях приключений забавного и Дра­матического  характера      Филатов, опять-таки естественно, ведет повест­вование от первого лица. В книге даже отдельные главы начинаются с буквы «Я», например: «Я дрессирую львов...» «Но, помилуйте, — удивится читатель, — почему же тогда на об­ложке книги «Медвежий цирк» зна­чатся две фамилии — В. Филатов и А. Аронов?» Такой вопрос вполне закономерен. Дрессировал же хищ­ников только один Валентин Ивано­вич! Ведь в книге не рассказывается, как готовил аттракцион А. Аронов. Наконец, не он подвергся нападе­нию львов и коварных медведей, вроде «Злюки». При чем же здесь Аронов?

Оказывается, он только записал рассказы Филатова, придал им ли­тературную   форму. На титульном листе книги следо­вало бы написать: «В. Филатов, «Медвежий цирк». Литературная запись А. Аронова». Тогда было бы все естественно, не возникало бы недоуменных  вопросов. В советской литературе давно ут­вердился жанр рассказов бывалых людей. Они всегда интересны и по­учительны. Об этом, в частности, свидетельствуют увлекательные рас­сказы талантливого дрессировщика народного артиста РСФСР В. И. Фи­латова.
 

Мих. Долгополов

Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100