В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Механизм остроумия. Сатира и юмор на эстраде

«Вероятнее всего, вы, читатель, так или иначе участвуете в работе агитбригады, а может быть, даже руководите ею. Рад познакомиться!» Так непринужденно и доверительно начинает свою книгу «Сатира и юмор на эстраде» М. Тривас. Этому тону доброго рассказчика автор остается верен до конца.

Книжка выпущена издательством «Искусство» в серии "Методическая литература". В таком методическом руководство давно уже ощущалась настоятельная нужда. И это понятно: количество самодеятельных эстрадных театров, получивших название «агитбригад», у нас в стране быстро растет. Несмотря на столь сухое и непоэтичное название, которое до сих пор сохраняют эти рабочие эстрадные театры, работа их оказывает все больший интерес, приобретает все большее значение.

Но молодые энтузиасты, участники и руководители эстрадных агитколлективов, обычно испытывают огромные трудности: они в большей степени, чем театры любого другого вида, нуждаются в репертуаре, который вынуждены создавать для себя сами. Ведь агитбригада интересна и выполняет свою важную агитационно-пропагандистскую роль только тогда, когда со репертуар создается на местном материале, то есть когда он конкретен и злободневен, когда он быстро откликается на все, что волнует и чем живет данный завод, колхоз или район, который агитбригада как бы «представительствует» и перед которым выступает.

А такой репертуар трудно создавать, не зная элементарных технических приемов эстрадной драматургии. Книга М. Триваса и знакомит читателя с основами этой техники, знакомит умно и умело.

Ценность такого методического пособия не только в том, что в настоящее время это почти единственная работа, посвященная серьезному рассмотрению эстрадной драматургии как одной из важных и наименее исследованных областей литературы, имеющих свою специфику. Важно и другое — как автор решает поставленную перед собой задачу научить начинающего эстрадного драматурга основным приемам, присущим этому литературному жанру.

О веселом и живом искусстве эстрады нельзя писать скучно. И очень хорошо, что. создавая книгу, М. Тривас от себя потребовал того же, чего он в первую очередь требует от эстрадного драматурга: ясности, краткости, простоты и умения «в известном показать неизвестное».

Автор беседует с читателем просто, не щеголяя эрудицией, избегая словесных пустот и наукообразного теоретизирования. Это но мешает ему подробно останавливаться на различных видах сатиры и юмора — пародии, иронии, сарказме, — рассматривать разнообразные формы разговорной эстрады, от сольного конферанса до обозрения, говорить о главных профессионально-технических средствах создания и исполнения эстрадных произведений, о наиболее часто применяемых приемах смешного, о конструкции так называемых комических узлов, приводящих к точкам концентрации смеха.

Он подсказывает также разные способы построения реприз — столкновение отдаленных понятий, мнимые противопоставления, сближение ожидаемого с неожиданным и т. д. Вся эта техника выразительных средств словесно-художественного творчества находит в книжке М. Триваса точное определение и сопровождается соответствующими примерами, взятыми как из классической русской и мировой литературы, так и из произведений советских эстрадных авторов.

Правда, эти примеры в иных случаях могли бы быть отобраны более тщательно, их могло быть значительно больше, но и привлеченных материалов достаточно, чтобы не только проиллюстрировать то или иное положение, дать представление о том или ином приеме, но и, что еще важнее, подтолкнуть фантазию читателя, заставить его самого припомнить множество аналогичных примеров или придумать новые, свои, применительно к интересующей его теме.

Могут спросить: имеет ли смысл, как это делает М. Тривас, анатомировать репризу, разбирать остроту, как разбирают часовой механизм? Не праздное ли это занятие — рассматривать смешное в микроскоп, подвергать химическому анализу вызвавшую когда-то смех фразу, комментировать анекдот?

Нет, не праздное! В учебном порядке это безусловно необходимо.

Конечно, никого нельзя научить быть талантливым и остроумным. Это бесспорно. Но разве человек от природы талантливый и остроумный не нуждается в учебе и помощи? Талант можно развить, а остроумие сделать целенаправленным, использовать его как боевое оружие сатиры и юмора. Грош цена остроумию, которое растрачивается попусту!

Бот почему исследование технических приемов комического, которое мы находим в методическом руководстве Триваса, полезно и важно.

И, конечно, книга эта заинтересует не только руководителей агитбригад. Знакомство с ней несомненно будет приятным и полезным для всех, кто так или иначе связан с искусством эстрадной драматургии.

ВЛ. МАСС

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100