В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Михаил Дмитриевич Подчерников

Есть люди, чьи биографии представляются типичными для времени и своего поколения. И не обязательно это исключительные личности, довольно часто — рядовые труженики. В цирке такая типичная биография у Михаила Дмитриевича Подчерникова, в профессиональной среде больше известного под псевдонимами Эльворти, Кремо и Эльмини.

Здесь сделаем небольшое отступление. В дореволюционной России подавляющее большинство цирковых артистов проходило период ученичества, который начинался с раннего детства. Таких, кто приходил на арену взрослыми, было совсем немного.

Но империалистическая, а потом гражданская войны в значительной степени ослабили цирковые труппы. В начале двадцатых годов, когда начали открываться новые государственные, кооперативные и частные цирки, они испытывали нужду в молодежи. И тогда руководители номеров асе чаще начали обращаться за помощью к спортсменам. Именно в эти годы и происходит первый призыв спортсменов в цирк, в результате которого выдвинулись такие выдающиеся мастера, как А. Ширай, Н. Свирин, С. Морозов (Романо), В. Миронов (Планети), П. Маяцкий (Лео Маро) и другие. И в это же время пришел в цирк М. Подчерников.

Его отец был бухгалтером на одесском судоремонтном заводе, а он закончил реальное училище и занимался гимнастикой в обществе «Тур Ферейн», поражал своих сверстников мастерством работы на кольцах, брусьях, коне и особенно на турнике.

Опытный цирковой артист М. Ольтенс, подыскивавший партнеров для номера «Гимнасты на трех турниках», однажды пришел в спортивный зал и сразу обратил внимание на ловкого, сильного, изящного, хорошо подготовленного юношу. Это и был М. Подчерников. Ольтенс начал уговаривать его пойти на работу а цирк. Сначала такое предложение было встречено с удивлением, даже с иронией. Молодой человек готовился совсем к другой карьере. Но Ольтенс не отставал. «Вы только попробуйте — убеждал он — риск небольшой: Не понравится. выйдете из номера. Поработайте хотя бы в своей родной Одессе. Надо же вам показать свое умение товарищам, да и перед барышнями».

Тут заметим, что соревнования по гимнастике в те годы почти не проводились, а какому спортсмену не хочется, чтобы его умением любовалась публика! И Подчерников дал согласие: «Хорошо, в Одессе я буду выступать». Так в 1921 году в Одесском цирке состоялись его первые гастроли. Но цирк обладает удивительной притягательной силой. Говорят, кто хотя бы раз перешагнул через барьер арены, останется связанным с нею навсегда. И не то, чтобы арена обладала какими-то волшебными свойствами. Но сама возможность ежевечерне демонстрировать перед сотнями зрителей свое мастерство не может не волновать людей творческих. А тут еще Э. Мюльберг предложил Подчерникову принять участие в самом может быть романтическом номере — в «Воздушном полете». И тот не мог устоять перед соблазном свободно летать в воздушном пространстве.

Сделаем второе отступление. Номер «Воздушный полет» впервые показал в Тулузе в 1859 году французский спортсмен Леотар, вскоре ставший цирковым артистом. Он перелетал с трапеции на трапецию. В 90-е годы XIX века немецкие артисты Гегельман ввели в «Полет» так называемого ловитора: повиснув на раскачивающейся трапеции вниз головой на одной стороне купола, он принимал в руки своих партнеров, которых называли вольтижерами. Вольтижеры вначале сильно раскачивались, а затем, оттолкнувшись от трапеции, взлетали вверх, производили в воздухе сложные эволюции и «приходили» а руки к ловитору.

«Воздушный полет» быстро завоевал популярность, выдвинул, в том числе и в России, выдающихся исполнителей и утвердился как центральный номер программы. Но лучший русский полет в нашей стране, возглавляемый Жоржем Руденко и носящий эффектное название «Четыре черта», в 1927 году уехал на гастроли за границу. Другой выдающийся полет — «Коврелис», во главе которого стоял В. Ковригин, распался. Вернулась к себе на родину знаменитая чешская труппа Леотарис, во главе которой стоял Ф. Матеус. В течение нескольких десятилетий труппа гастролировала в России, демонстрируя так называемый перекрестный полет.

Вполне понятно, что создание новых воздушных полетов было делом необходимым. Без воздушного полета цирк многое терял.

В номере, руководимом Мюльбергом, Подчерников занял положение ведущего вольтижера и исполнял различные сложные трюки. Так, возвращаясь от ловитора на качающуюся трапецию, он умудрялся проделывать сальто-мортале. А когда он «шел» от трапеции к ловитору, то исполнял двойное сальто-мортале. Кроме того он прыгал из-под самого купола, с так называемого штамберта, в руки ловитора, который в это время раскачивался. А «идя» от трапеции в сетку, артист успевал выкрутить тройное сальто-мортале. Не буду спорить, теперь в полетах делают вещи и посложнее, но по тем временам это были высшие достижения.

С 1922 по 1926 год Подчерников выступает в труппе Мюльберга, по афише — Эвальдо. Но постепенно эта работа все меньше и меньше удовлетворяет его. Мюльберг был вполне квалифицированным артистом, но уж чересчур он разбрасывался: выступал и как гимнаст, и как эквилибрист, и как акробат. Что касается полета, то Мюльберг уделял недостаточное внимание красоте каждо-го движения, тому, что в цирке называют чистотой, школьностью. Это означает, что тело гимнаста или акробата даже при исполнении самых сложных упраж-иений должно сохранять особую пластическую выразительность. И Подчерников перешел в труппу Д. Старичкова, известного под псевдонимом Донато. Тот был комиком исключительного дарования и в «Полете» главное внимание уделял смешным фортелям, которые сам и исполнял. Подчерникову же хотелось, чтобы номер прежде всего утверждал победу человека над воадушным пространством, демонстрировал красоту человеческого тела, парящего под куполом, преодоление казалось бы непреодолимых сложностей. Вот почему, как зто не было трудно, он в 1926 году создал собственный «Воздушный полет», в котором все, начиная от первого появления на арене и до исполнения сложных трюков, было актерски выразительно и красиво. Подчерников убежден, что красотой в полете, как и в балете, нельзя жертвовать ни при каких обстоятельствах, и введение в полет комика не соответствует самому жанру.

Вольтижерами в полете, кроме самого руководителя, были артисты А. Снозе и Н. Щербина, а ловитором — Н. Молчанов. Подчерников также ввел в номер свою жену — Нину Андреевну Подчерникову, до этого окончившую педагогическое и музыкальное училища. Гимнастике же Нину обучал муж, но жалея при этом ни ее, им себя.

В 1928 году Подчерииковв неожиданно вызвал в Москву замечательный артист и режиссер В. Ж. Труцци, бывший тогда художественным руководителем государственных цирков. Похвалив номер, он спросил: «Нельзя ли создать перекрестный полет, при котором трапеции висят в разных плоскостях и артисты летают в разных направлениях, так что иногда они перекрещиваются в воздухе»? Подобного полета тогда в СССР не было. И Подчерников приступил к подготовке такого номера. Никто не знал как же изготовить для него аппаратуру. Все приходилось решать опытным путем: и какой должна быть в перекрестном полете дистанция, и как надо вешать сетку, и как добиться того, чтобы артисты не столкнулись в воздухе во время перелетов. О труде, синяках и шишках говорить не будем, всего этого было достаточно. И все-таки номер был выпущен.

В 1939 году советский цирк отмечал свое двадцатилетие. К этой знаменательной дате был подготовлен еще один полет— двухъярусный, вобравший в себя разные воздушные гимнастические жанры. В создании и исполнения этого полета Подчерников сыграл большую роль. Демонстрировался этот номер в юбилейной программе в Московском цирке на Цвотном бульваре. Но номер оказался излишне громоздким, переезжать с ним из цирка в цирк было трудно, и Подчер-ииков вернулся к исполнению своего любимого классического полета.

Итак сложнейший жанр — воздушный полет — советские цирковые артисты освоили. Подчерников был одним из пионеров этого жанра.

В 30-е годы встал вопрос об освоении еще одного жанра — укрощения хищников. Пока с дикими животными на советских аренах выступали по преимуществу иностранцы. Однако советские исполнители и в этой области начинают добиваться все больших успехов. Н. Гладильщиков, Б. Эдер, А. Фаррух, Ирина и Александр Буслаевы работали со львами, А. Александров-Федотов с леопардами, Кротон (Рукавишников) с волками. Эклер (Т. Исаенков) с медведями. Позже Б. Эдер выступал и с другими животными. Одну из своих групп, а именно белых медведей он передал Нине и Михаилу Подчерниковым, и они стали демонстрировать аттракцион «Во льдах Арктики». Не все знают, что в цирке белых медведей считают едва ли не самыми опасными и коварными хищниками.

Номер с медведями был интересный, оригинальный, совмещающий и технически сложные и комические трюки. Но в 1946 году на Подчерникова набросился медведь Мирон. А через год все медведи, как будто сговорившись заранее, подняли бунт и так потрепали своего повелителя, что вопрос о том, чтобы снова входить к ним в клетку, даже не поднимался. Медведей отправили в зоопарк.

Подчерникову пришлось, после выздоровления, перейти на одминистратив-ную работу. С 1947 года он руководил цирком в Батуми, потом зооцирком, потом передвижным цирком. Артисты любили у него выступать. Руководимый им цирк принял участие в VI Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. В дни декады Азербайджанского искусства были проведены гастроли азербайджанской цирковой труппы. Подчерников был руководителем первого праздника «Русской зимы» во Дворце спорта на стадионе имени Ленина в Лужниках.

Однако медвежьи укусы и объятия даром не прошли. Подкралась тяжелая болезнь, свалившая в 1962 году М. Подчерникова и с тех пор не дающая ему выходить из дома.

И все-таки всем своим существом он связан с цирком. Его дочь Эльвина — талантливая дрессировщица бурых медведей, заслуженная артистка РСФСР, его сын Юрий — цирковой артист. А его внук, тоже Юрий, в этом году закончивший институт физкультуры, выступает в номере велофигуристов. Так утверждо-ется новая цирковая династия.

Вот история советского циркового мастера, заслуженного артиста РСФСР М. Д. Подчерникова, кажущаяся типичной, поэтому я и счел возможным ее рассказать.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

запчасти для ноутбука Sony valio pcg-4f2p