В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Михаил Куни - человек загадка

Михаил Куни - человек загадкаЭта художественная выставка открыта в фойе Ленинградского театра эстрады. С полотна смотрит на вас старик с разметавшимися седыми волосами, в глазах его безмерное страдание.

Это — Альберт Эйнштейн. Он открыл человеку силу атома. Разве во имя уничтожения всего живого творил он? Рядом — другой портрет. Николай Черкасов. Очень четко и тонко переда­но душевное состояние артиста, его увлеченность искусством, любовь к жизни, мудрость, печаль — все, что родни­ло его с любимым героем — Дон-Кихотом.

В портрете Симоны Синьоре преоб­ладают нежные акварельные тона. А вот полотно «Камни большого го­рода» — одно из лучших произведений на выставке. Оно навеяно творчеством Чарли Чаплина. Бесконечная каменная дорога. Дорога в никуда. По ней идет, спешит неунывающий, несмотря на все превратности судьбы, герой Чаплина со своей юной спутницей. Образы артистов и ученых, город­ские пейзажи, театральные куклы — целый мир, созданный фантазией художника, — населяет эти красочные полотна. Их написал артист ленинград­ской эстрады Михаил Куни. Удивляет его автопортрет: человек физического труда типичный рабочий. Таков Куни на портрете и в жизни.

Дома у Михаила Абрамовича рядом с красками, кистями, загрунтованными холстами и мольбертами соседствуют пилы, рубанки, другие столярные инструменты, бруски дерева. Книги за­крывают стены квартиры от пола до потолка. Тут Пушкин, Лев Толстой, Достоевский, Александр Грин, Станиславский, Пикассо, Гоген, Мазерель, Ван-Гог, Эль Греко, Сеченов и Павлов, исследования по различным проблемам медицины и математики; учение йогов, литература на нескольких европейских языках. Множество книг на этих пол­ках и стеллажах, сделанных руками хозяина квартиры.

На столе рукопись неоконченной книги. Автор рассказывает в ней о своих увлечениях, о творчестве, о себе. В юности Михаил Куни мечтал стать художником, учился у известных ма­стеров кисти — М. Шагала, В. Фаворского, Р. Фалька; окончил художествен­ное училище. Потом, увлекшись меди­циной, поступил в Психоневрологиче­ский институт, работал ассистентом у профессора В. Бехтерева.

Случайно у Куни обнаружилась ред­кая память. Его приятель рассыпал на полу коробок со спичками и пошутил: «Сосчитай». Куни взглянул на россыпь и назвал цифру. Точную. Именно фено­менальная память привела Михаила Куни на эстраду. Он стал выступать в качестве художника-моменталиста. Зрители называли имена известных людей, а он с завязанными глазами, по памяти рисовал портреты.

Заглянем в Ленинградский театр эстрады, где выступает Михаил Куни с «Психологическими опытами». Артист приглашает желающих из зрительного зала подняться на эстраду и просит за­писать на доске двадцать четырехзнач­ных цифр. Каких угодно. Пока идет запись, Куни стоит к доске спиной. За­тем он резким движением оборачи­вается, бросает взгляд на доску и тут же, отвернувшись, называет все цифры подряд — от первой до последней. Потом в обратном порядке. Восемьде­сят цифр, выстроенных в различных сочетаниях, цепко схвачены скользнув­шим по ним взглядом.

Чудо? Да. Но вот его секрет.

Как и любой актер во время вы­ступления, Куни испытывает воздейст­вие зрителей. Но он владеет драгоцен­ным умением в нужный момент оста­новить поток посторонних впечатлений: он словно становится живой электрон­но-счетной машиной. Память. Абсолют­ная собранность. Внимание. Именно поэтому ему удается мол­ниеносно не только запомнить цифры, но и производить с ними математиче­ские действия.

Удивительный опыт родился из про­стого недоразумения. Как-то во время выступления Куни заметил, что доску с цифрами по ошибке поставили «вверх ногами». «Хорошо бы научиться читать опрокинутые цифры!» — тотчас же по­думал артист. Стал тренироваться. И вскоре на сцене уже не одна — пять досок. На четырех из них зрители за­писывают по пяти трехзначных цифр. Доски начинают вращаться — быстрей, быстрей... В этот момент Куни подбе­гает к доскам и с одного взгляда на че­тыре этих калейдоскопа быстро мель­кающих цифр прочитывает, запоми­нает, складывает их в уме и... называет итог. Совершенно точный. Непревзойденный рекорд запоминания и подсчета вращающихся цифр.

Выступление Куни идет в стреми­тельном темпе. Не успеют еще зри­тели опомниться от одного опыта, как уже предлагается следующий, еще бо­лее ошеломляющий. Доска усеяна кружками разной кон­фигурации. Один взгляд — и артист называет их число. Вывешиваются две­надцать дисков разных цветов. Снова беглый взгляд, и безошибочно перечисляются цвета дисков, причем в любой последовательности.

В программе «Психологические опы­ты» Михаил Куни выступает не только как феномен-математик. Он отгадывает задуманные зрителями имена, даты их рождения, названия городов, шахмат­ные фигуры; находит спрятанную от него зрителями... булавку, причем ищет ее проходя по партеру с черным меш­ком на лице; выполняет адресованные ему мысленно задания. В этой серии опытов перед аудиторией — тонкий пси­холог, владеющий искусством чтения мыслей по микромоторным, реакциям. Куни держит испытуемого за руку и задает ему наводящие вопросы.

Свои психологические опыты Куни проводит с подлинным артистизмом. То, что делает он, многим кажется невероятным. Однажды перед гастро­лями артиста предупредили:

— Через двадцать дней предстоит выступать на японском языке.

Но перед поездкой выяснилось, что Куни зря учился японскому языку, ибо его ждут, оказывается, финны.

— Сколько дней осталось до выезда в Финляндию?
— Пять.

Финны поняли все, что им говорил приезжий артист. Экспрессный метод изучения   иностранных языков при тренированной памяти дает отличные результаты. После гастролей Куни в Швеции тамошняя газета писала: «Он так живо беседует с публикой, будто живет в нашей стра­не три года». «Если бы мы не были физиками, то крайне трудно было бы поверить, что человеческий мозг во взаимодействии с внешней средой способен совершать такие чудеса». Этот отзыв написали выдающиеся советские ученые после выступления Куни в научном городке Дубна.

В штате Ленконцерта Михаил Куни числится в мастерской оригинального жанра кем-то вроде волшебника. Но, демонстрируя психологические опыты, он постоянно подчеркивает, что в них нет ничего сверхъестественного, что эти «чудеса» доступны каждому, кто станет тренировать свои умственные силы. Вот уже несколько десятилетий Ми­хаил Куни неутомимо пропагандирует реальную возможность совершенство­вани
я и обогащения интеллекта. Его нередко называют «человек-загадка», но, как видите, ничего загадочного, таинственного в этой «акробатике моз­га» нет. Есть большой и напряженный труд, помноженный на яркое дарование и подлинный артистизм.
 

АМАЛИЯ  КИРИЧЕНКО

Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Веселящий Газ n2o: что это такое и где его купить тут