Минский цирк — цирк постановочный
Эта репутация за мим прочно укрепилась. Здесь родилось несколько программ. оставивших добрую память как у зрителей, так и у специалистов.
Лет двенадцать назад в столице Белоруссии состоялась премьера конно-балетной пантомимы «Бахчисарайская легенда», а в ней до сих пор вспоминают любители циркового искусства. На манеже Минского цирка создавал и выпускал свою новую программу Юрий Авьерино. Здесь увидели свет представления «Славься, Отечество!» к 50-летию республики! и «Партизанская баллада».
Характерно и то, что руководство минского цирка не только создает у себя оригинальные программы, но и готовит, как правило, новые номера. Только в спектакле, посвященном полувековому юбилею Белоруссии, таких было пять: акробаты с бочками Сунгуровы, акробаты-вольтижеры Затулины, жонглер на свободной проволоке Н. Кузнецов, турнисты Кашуба, гимнасты на кольцах Лютаровы.
Можно было бы вспомнить другие программы и номера, ранее выпущенные в Минске. Когда я ехал в столицу Белоруссии, чтобы писать о ее цирке, они были аккуратно занесены в мой блокнот. Однако все относилось к прошлому. А какая творческая работа ведется в Минском цирке сейчас — зтого я ие знал.
Директор, заслуженный деятель искусств БССР Михаил Михайлович Марусалов, узнав о цели моего приезда, обрадованно и вместе с тем немного смущенно сказал:
— Тема статьи — «Минский цирк — цирк постановочный»! Вы, как мне кажется, попали в точку. Сейчас в самом разгаре подготовка к новому представлению. Ваш приезд, правда, несколько неожидан. Наша новая работа таит я себе немало трудностей, и не хотелось бы ее рекламировать преждевременно.
И тут же, увлекшись, Михаил Михайлович стал делиться со мной своими планами и мыслями.
— Задача на этот раз большая, чем подготовка новой программы. Мы задались целью создать устойчивый, жизнеспособный национальный коллектив... Вы, наверное, знаете, что белорусские цирковые труппы организовывались и ранее. Оформляя для них представления, наши художники выполнили красочные ковры с белорусским орнаментом, композиторы написали на основе народных мелодий музыку, и все же, на мои взгляд, это было чисто механическое соединение отдельных номеров, подготовленных в разное время разными режиссерами. Различны были и задачи, стоявшие перед их участниками.
Мы пришли к выводу, что подлинный успех возможен лишь, тогда, когда коллектив будет состоять из творческих единомышленников, объединенных одними устремлениями, одной целью, из людей, привязанных своими корнями к родной республике. Эта мысль и послужила нам платформой.
Тут наша беседа прерывается, так как в кабинет входят посетители — Таня Горбунова, ныне гимнастка, будущая руководительница номера «Звери Беловежской пущи», и ее спутник — зоолог Леонид Николаевич Малиновский. Разговор идет об отборе животных. Список зверей, намеченных для отлова, все растет — еноты, лисицы, барсуки, куницы, лани, выдры...
Малиновский и Таня уходят удовлетворенные — у них есть теперь «диспозиция» дальнейших действий.
— Таня Горбунова — минчанка, — продолжает свой рассказ Михаил Михайлович, — все остальные участники будущего коллектива также живут в Белоруссии. Почти все они выходцы из спортивных школ или народных цирков. Репетируют ребята с огромной охотой, их желание выйти на большую арену — безгранично.
В справедливости этих слов я убедился, посмотрев, как идет работа иа манеже и в репетиционных помещениях. В небольшом залe готовят свой номер «Акробаты ил шарах» Галина Артамонова, Владимир Мицкевич и их партнеры. По команде известного в прошлом артиста Леонида Михайловича Кобленца Галя взбирается на плечи «нижнего» и пытается выполнить сложный трюк. И в который раз беспомощно виснет на страховочном тросе. Но с видимой охотой вновь и вновь повторяет «неподдающийся» трюк. И невольно заражаешься жизнерадостностью молодых акробатов, их верой в успех задуманного номера.
А на манеже — акробатический ансамбль «Сошь». Его участники—Геннадий Кошелев и Василий Самсонов — воспитанники Новополоцкого народного цирка. Василий Чаплин, Владимир Шиманович, Леонид Париюшко — мастера спорта, руководитель группы Виктор Радохов — выпускник ГУЦЭИ. Репетитор молодых артистов, Михаил Иванович Разумовский, которого «старожилы» цирка хорошо помнят по выступлениям в труппе акробатов Федосовых, с увлечением рассказывает о сюжете номера, который будет строиться на основе фольклорных белорусских обрядов.
Отрадно, что усилия, которые давно прилагают минчане для воспитания собственных кадров, уже дают результаты. Валентин Кашуба, участник одного из первых номеров», вылущенных а Минском цирке, сейчас готовит труппу гимнастов на турнике. Другие педагоги и руководители, создающие новые номера, тоже живут и трудятся а Белоруссии. Группу акробатов на батуте возглавил мастер спорта Анатолий Левеичук, большую помощь в дрессировке лошадей оказывает мастер спорта Раиса Колодочкина—
Всех, кто причастен к подготовке новой программы, перечислить трудно. Один лишь список городов, откуда привлечены участники создаваемого коллектива, говорит сам за себя: Ново-Полоцк, Молодечно, Гомель, Новогрудок, Витебск...
На народные цирки этих городов минчане обратили внимание уже давно. Официально это называется шефством, а практически налажена деловая дружба, приносящая большую пользу обеим сторонам. Участники народных коллективов часто приезжают в столицу Белоруссии, встречаются с артистами, перенимают их опыт, зачастую стажируются здесь. Пятнадцать из них стали на последние годы профессиональными артистами.
...Наблюдая, с какой интенсивностью, напряженностью идет подготовка к созданию нового коллектива, я невольно задался вопросом: не сказывается ли это на текущей репетиционной работе! Ведь в программе заняты труппы Кантемировых, Мстислава Запашного и другие известные артисты, постоянно совершенствующие свои номера, разрабатывающие новые—
Я поделился своими мыслями с заслуженным артистом РСФСР Мстиславом Михайловичем Запашным. Он рассеял мои сомнения.
— Здесь успевают все. Четкость, деловитость, организованность — вот, пожалуй, основные черты, характеризующие Минский цирк. И, пожалуй, еще одна особенность — внимание к нуждам и запросам артистов, готовность пойти навстречу их творческим устремлениям. Загруженность всех служб цирка, конечно, большая и асе же, когда у нас возникла идея подготовить к Новому году специальное детское представление, администрация нашла возможность осуществить этот замысел.
Участники будущей программы в тот момент выступали еще в других городах, поэтому главный инженер, главный художник и директор выезжали туда для организационной работы. В результате ребятишки получили к каникулам замечательный подарок — веселый, содержательный спектакль, а Минский цирк еще раз подтвердил свою репутацию постановочного...
В чем же «секрет» плодотворности работы Минского цирка! Мне кажется, в той обстановке, которая царит в его коллективе. Деловитость здесь сочетается с увлеченностью, взыскательность друг к другу е подлинной дружбой. Все, от «ветерана» цирка — главного инженера И. Делятицкого, начавшего когда-то в юности работать в шапито осветителем, до заведующей буфетом Л. Шубенок, стаж которой исчисляется одним годом, трудятся здесь не за страх, а за совесть, все полны гордости за свой цирк, стремятся как можно выше поднять его престиж.
Артисты, приезжающие сюда, знают, что постановочная техника их не подведет, что в гостинице при цирке их ждут уют и чистота, а в буфете они всегда найдут не только разнообразный ассортимент холодных блюд и закусок, но и вкусный обед— Надо ли говорить, от скольких забот освобождает людей такая предусмотрительность!
Но администрация и партийная организация пекутся не только о техническом и бытовом обслуживании гастролирующих коллективов. Здесь постоянно проводятся политзанятия, лекции, организовываются культпоходы в музей Великой Отечественной войны, в театры — оперный, драматический.
Не так давно при цирке организован музей. Его хранительница — Тамара Васильевна Маргиани — с помощью развернутой в специальном помещении выставки, архивных фондов, кинолент знакомит артистов с историей циркового искусства, с лучшими его представителями. Кстати, музей проводит большую работу и со зрителями. А вообще в Минском цирке возобновлена добрая старая традиция — кроме музейных экспонатов дети могут во время антрактов увидеть зверей, покормить их.
Старания администрации Минского цирка дают свои плоды — представления идут с аншлагами. План и социалистические концерты, устраиваются спортивные соревнования. «Выгода двойная, — поясняет директор, — народ не забывает к нам дорогу и в финансовом отношении мы но страдаем».
—Над манежем приглушенный свет. В теплых тонах его — отблески скрывшегося за горизонтом солнца. Сумерки. Трудовой день окончен. Раздаются звуки оркестра, исполняющего белорусские мелодии. Лирические, спокойные, они постепенно пероходят в темповые, зажигательные. Как бы перекликаясь с ними, из-за кулис раздаются молодецкий посвист, гиканье. Со всех четырех проходов на арену в национальных костюмах выбегают участники представления: акробаты, гимнасты, жонглеры, фокусники. Здесь же плясуны, скоморохи, ряженые. Перед зрителями развертывается картина народного гуляния—
Я несколько забегаю вперед. Но уверен — пройдет короткий срок и на арене Минского цирка состоится премьера нового белорусского коллектива. Порукой тому — энтузиазм его руководителей и участников, их неустанный поиск, их трудолюбие.
ВИК. МАРЬЯНОВСКИЙ
оставить комментарий