Музей Юрия Бирюкова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Музей Юрия Бирюкова

Музей Юрия БирюковаИлья Ильф в свое время откровенно весело написал о филателии: «Можно собирать марки с зубчиками, можно и без зубчиков. Можно собирать штемпелеванные, можно и чистые. Можно варить их в кипятке, можно и в холодной воде. Все можно».

Но известный писатель был несправедлив к коллекционерам. Ведь собирать марки — это не значит только подкладывать их в альбом одну к другой. Нужно знать все писаные и неписаные филателистические законы, постоянно читать специальные журналы и книги, выкраивать на коллекционирование дорогие часы из своего «временного бюджета».

Артист цирка Юрий Бирюков собирает марки много лет. С тех пор, как его отец, популярный клоун Евгений Бирюков, выступая еще до войны в цирке на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, подарил своему маленькому сыну красочную серию марок ВСХВ. Теперь Юрий Бирюков и в ЦДРИ больше ходит не на концерты, а на встречи филателистов. И на гастролях в других городах разыскивает друзей по увлечению. И из Ленинграда или Бухареста может отправить письмо самому себе. Потому что в коллекцию чистыми могут попасть только маркированные конверты, а те, на которые марку наклеил сам, обязательно должны пройти почту.

Основная тема коллекции Бирюкова — цирк. Манежу и его людям отдано несколько больших кляссеров. Переворачиваешь страницу за страницей — и поражаешься обилию красочных марок, конвертов, почтовых карточек. Словно идешь по залам музея, который рассказывает о самобытном мире цирка.

Вот раздел, посвященный истокам цирка, родникам, из которых родилось большое и доброе искусство. На марке Корейской Народно-Демократической Республики — доска, положенная на чурбан. Это далекий предок сегодняшних подкидных досок. Девушки, отданные в монастырь, взлетали с них над глиняными стенами своей обители, чтоб хоть краешком глаза взглянуть на жизнь за высоким забором. Теперь с подкидных досок кореянки делают тройное сальто. Сенегал. На почтовой миниатюре — баланс на корзинах. Может, отсюда пошли катушки эквилибристов? На марке Гайяны — люди на ходулях. На марке Верхней Вольты девушка исполняет тройную складку — сложнейший элемент современного циркового каучука.

Почтовые сувениры рассказывают о ярмарках, карнавалах, народных гуляньях, где впервые цирк заявил о себе, еще не зная, что он называется цирком.

Страницы альбома рассказывают о цирковых жанрах. Красочные марки Польши, Монако, США, Англий, Гренады, Италии, Бразилии, посвященные клоунаде. Белые и рыжие клоуны. Самые разные типажи, самые разные клоунские маски. На открытке, отправленной в 1902 году из Габрова,— традиционная клоунская пара. На почтовой карточке, посланной в 1906 году из Екатеринодара,— клоун верхом на свинье. Экваториальная Гвинея посвящает марку клоуну с концертино, Швеция — создателю книги «Клоун Як» Яльмару Бергману.

Следующие страницы занимает конный цирк. Наездники. Высшая школа верховой езды. Дрессировка лошадей на свободе. Марки ГДР, Румынии, Чехословакии, Франции, Венесуэлы... На многих миниатюрах и открытках — репродукции с картин выдающихся художников, известных по самым знаменитым музеям мира.

Эквилибристы и акробаты, гимнасты и жонглеры, дрессировщики и фокусники проходят перед нами в миниатюрной картинной галерее. На советской марке — картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Марка наклеена на такую же открытку. На языке филателистов это называется — картмаксимум. В коллекции много карт-максимумов. наших и зарубежных конвертов первого дня, памятных почтовых гашений. Она в равной степени интересна и для филателиста и для искусствоведа.

Вот одна из «цирковых» серий конвертов СССР. Карандаш. Никулин и Шуйдин. Олег Попов. Ротман и Маковский. Все конверты погашены специальным штемпелем на торжественном заседании в честь 60-летия советского цирка и отправлены коллекционеру коверными — героями рисунков. Со штемпелем Улан-Батора доставила почта на квартиру Ю. Бирюкова картмаксимум из Монголии. На марке и открытке — выступающая на манеже эквилибристка. В ней можно узнать широко известную и любимую в МНР Б. Норовсамбу. В этом убеждает и автограф артистки, сделанный на обороте почтовой карточки.

Венгрия. Китай. Албания. Япония. Австрия. ФРГ... Десятки больших и маленьких стран посвятили цирку свои «визитные карточки».

Болгарская маркированная открытка 40-х годов связана с именем одного из основателей болгарского цирка — Петра Георгиева. Наверное, ее тираж был очень мал, потому что у болгарских коллекционеров, впервые увидевших эту почтовую карточку в кляссере Бирюкова, буквально округлились глаза от удивления.

Открытка с изображением узбекского канатоходца. Ее опустили в почтовый ящик в Ташкенте в 1916 году. Конверт с фотографией артистки и надписью: «Дрессировщица попугаев и обезьян мисс Нэдин». Не многие теперь знают, что мисс Нэдин — это жена акробата и атлета, заслуженного артиста РСФСР В. Янушевского, выступавшего под псевдонимом Кадыр-Гулям. Письмо отправлено из Ярославля в 1930 году. А вот дореволюционная открытка, адресованная в Гродно директору цирка П. Дротянкину. Силовой жонглер «капитан Олдридж Роланд» сообщает из Харькова, что он свободен для ангажемента. На открытке изображен и сам «капитан» — играющий бицепсами мужчина, и его реквизит — пушка, чугунные ядра, подкидная доска.

Особый раздел отведен цирковым зданиям. На конвертах и почтовых карточках — цирки, которые мы видим ныне; цирковые здания, сменившие свое назначение, и, наконец, цирки, о которых мы, может быть, и не слышали никогда, те, что навсегда ушли в историю. Челябинский земляной цирк — просто манеж на дне котлована. Ташкентский саманный цирк. Цирк-балаган в Николаевске-на-Амуре. Цирк на нижегородской ярмарке во время наводнения: кто-то добирается к нему на лодке, должно быть, артисты: наводнение — наводнением, а репетировать надо. Цирк П. Крутикова в Киеве.

Я рассматриваю коллекцию Ю. Бирюкова уже около двух часов.

Юрий Евгеньевич ведет меня по ней, как опытный экскурсовод по залам выставки, обращая внимание на отдельные экспонаты и мимоходом минуя другие. Цирк и Московская Олимпиада. Цирковые здания — архитектурные украшения городов. В коллажах на конвертах, посвященных Киеву, Минску, Ставрополю, видны органично вписывающиеся в городской ансамбль здания цирков. Фестивали цирка в Монте-Карло. Прошло девять таких фестивалей, и филателистические сувениры всех девяти есть в бирюковских альбомах. Почтовые карточки с изображением цирков Буша, Кроне, Барнума... Фирменные отправления цирка Гагенбека, Итальянского национального циркового архива, клуба жонглеров ГДР, Всемирного циркового музея... С удивлением узнаешь, сколько организаций занимается делами цирка на нашей планете. И почтовая марка — самая лучшая реклама, которая не знает ни границ, ни расстояний, которая приходит к вам прямо домой. К сожалению, чтобы подсчитать почтовые миниатюры о цирке, выпущенные в нашей стране, с избытком хватит пальцев одной руки.

— Все хочу организовать выставку в каком-нибудь цирковом фойе, — говорит Юрий Евгеньевич, — да все не доходят руки. Но все-таки выставку обязательно организую.

И я невольно вспомнил слова Ираклия Андроникова о том, что коллекционер — первая ячейка музея, старатель, промывающий золото, хранитель и чаще всего крупный специалист в избранной им области собирательства.

Е. ГОРТИНСКИЙ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования