В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мысли о дрессировке

Я хочу коснуться темы, которая не затронута еще на страницах нашего органа.

Нет такой цирковой программы, среди которой не встречалось бы двух-трех номеров с дрессированными животными, начиная с грандиозных слонов и кончая обыкновенными крысами. Конные же группы, благодаря чисто внешним качествам лошадей, их красоте и грациозности, всегда остаются любимым зрелищем публики. К сожалению, после мировой войны, этот жанр, доведенный в свое время до non plus ultra, мне кажется, приходит в упадок. Такие сложные номера, как например „Пивоваренный завод“ („Bierbrauerei"), „Детский Сад" („Kindergarten"), Гирлянды („Girlanden-Pferde*), встречаются все реже. Совершенно отсутствуют такие трюки, как прыжок лошади через несколько лошадей, которые не делаются из за риска потерять при несчастии животное, в виду малочисленности конного у нас состава.

Их заменили: роскошный реквизит, блестящие аксессуары, искусно подобранная из модных мотивов музыка, дающие для публики может быть и прежний эффект, но нам, дрессировщикам, кажущийся далеко несовершенным.

В самом методе дрессировки у специалистов этой работы наблюдается теперь сильное расхождение. За последнее время выдвинут так называемый зоопсихологический метод, на основании которого, распознавая душевные способности того или иного животного, можно подчинять его воле дрессировщика путем гипноза. Никто не будет оспаривать того, что животные подвержены гипнозу. Научное обоснование этому можно найти в трудах многих ученых: Кирхера, Чермака, Прейера, Данилевского и др. Но ни в одном из этих сочинений нет указаний на то, что животное под гипнотическим влиянием может проделывать целый ряд сложных номеров по желанию человека.

Животное можно усыпить, можно привести его в неподвижное состояние, в котором оно может очень долго находиться. Такое состояние называется остолбенением или каталепсией. Гипноз действует на животных в независимости от их развития и умственных способностей. Так например курица, не обладающая большим мозгом, легче поддается усыплению и находится гораздо дольше в состоянии оцепенения, чем животное с нормальным мозгом — лошадь, собака.

Знакомство с психологией животных играет громадную роль в дрессировке. Теперь уже кажется смешным, что твердо устремленный взгляд на зверя заставляет его подчиняться воле укротителя. В очень давние времена, знаменитый укротитель хищников Упилио Файмали может быть, казалось, и оперировал подобными приемами, выходя на арену с одним львом, но современные дрессировщики: Шнейдер (45 львов), Гендриксен (20 тигров), появляясь в центральной клетке манежа, окруженные десятками хищников, гипнотизировать всех их одним взглядом, при всем желании — не могут.

При постоянном наблюдении за животным, при изучении его привычек, наталкиваешься на целый ряд его способностей к пониманию самых сложных трюков дрессировки, без всякого со стороны. дрессировщика гипноза.

Врожденная способность животных и их внутреннее побуждение, позволяют им совершать известные поступки, кажущиеся нам вполне целесообразными, но независящими от настоящей сознательной деятельности.

При дрессировке лошадей очень помогает изумительная память этих животных. Бывали случаи, когда дрессированная лошадь, проданная из цирка совсем для другой работы и пробывшая вне манежа в течении пяти-шесть лет, вернувшись в цирк, без всякой подготовки, уже с первой репетиции, вспоминала сразу все трюки, которые она делала несколько лет назад.

Лошади хороших кровей, представляют большее преимущество для дрессировщика, чем обыкновенные,—как ласкающие взгляд зрелище для публики, — потому что каждое движение породистой лошади, поворот головы, постановка ноги, гораздо эффектнее, чем у простой.

Привычка животных к одному и тому же дрессировщику необходима. Можно с уверенностью сказать, что группа лошадей, переданная из одних рук в другие, может быть и такие же опытные, будет выполнять все номера уже совершенно иначе, чем у первого, которого она знает может быть даже больше чем он ее сам; знает все оттенки голоса, малейшее движение корпуса и рук.

Моя многолетняя практика, позволяет с уверенностью сказать, что избегая лишних движений шамбарьером можно приучить лошадь разбирать словесные приказания так, что различные интонации дрессировщика ею воспринимаются. Взгляд и меняющееся выражение лица не производят на лошадь никакого впечатления.

Теперь, когда я репетирую сложную новую группу, у меня ведущая лошадь, вожак, видит только одним глазом, что не мешает ей исполнять все только но голосу.

Всякое волнение дрессировщика немедленно передается лошадям. Внешнее спокойствие дает гарантию, что лошади спокойно проведут номер.

Обучение лошади, даже упрямой и глупой, — так как подобрать их только с хорошим характером невозможно — производятся лаской и наказанием. Последнее применяется сознательно. Как и ребенок, животное должно знать, за что оно наказано.

Проведя большую часть жизни в манеже цирка, в непрерывной работе с лошадьми, я беру на себя смелость утверждать, что, не смотря на то, что точнейшее знание психологии животного и полное подчинение его воли человека необходимы,—гипнотизм всё же при дрессировке совершенно не применим.


В. ТРУЦЦИ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100