На киноленте
Мне повезло. Две французские кинематографические фирмы — «Патэ» и «Эклер» - предложили мне сняться для кино. Номера нелегкие. Но я могу хорошо заработать, что позволит мне отдохнуть и потренироваться. Я согласился.
Съемки проходили в Екатерининском парке на Самотеке.
Первые, даже тяжелые номера — борьба c медведем и c быкoм — дались мне без особого труда, так как к этому времени я научился «ладить» с этими огромными животными, обрел сноровку. Не составляло особой сложности и позировать перед объективом аппарата в роли Геркулеса, на плечах которого сгибают семидюймовую строительную балку двадцать человек.
Труднее было дело c другими номерами — их я никогда не исполнял. Но обещанный заработок и перспектива быть показанным во многих кинематографах Европы заставили меня пойти и на это.
Всякий раз теперь, приезжая в Москву, я с удивлением смотрю на огромный, сорокапудовый камень, вросший в землю. Поразительно, как я мог отважиться безо всякой тренировки на то, чтобы эту громадину разбивали на моей пруди! Какой был риск! Стать «на мост», Т. е. выгнуть тело, упираясь в землю одними ногами и руками, под тяжестью 40 пудов! Да еще три молотобойца ударяют по этому камню огромными кувалдами... Ведь понадобилось двадцать человек, чтобы взгромоздить eго на меня... А что если бы грудь не выдержала, подогнулись ноги, руки?.. Но ничего, все сошло благополyчно.
Впервые для съемок я выступили с номером «Живой труп, или сорок минут под землей».
Около манежа былa вырыта трехаршиниая могила, и я, в одних трусах, накрытый вместо савана простыней, спустился в нее и лег на грудь. Надо мной были положены доски, державшиеся на приступочках, сдeланных из земли. Эти-то доски и должны были принять на себя всю тяжесть земли. Было рассчитано, что воздуха, оставшегося в маленьком пространстве между моим телом и досками, хватит мне на сорок минут. Все съемки проходили во время представления, и публика никак нe могла поверить, что человек может пролежать такой большой срок под землей. Люди лезли на арену, толпились около «могилы», пытались отыcкать трубы... Все это и было на руку операторам, снимавшим киножурнал, так как выглядело очень эффектно.
С этим номером я впоследствии выступал много раз, и однажды за это чуть не поплатился жизнью. Для того чтобы я мог сигнализировать, из «могилы» пропускалась проволока: один конец ее держал в руках я, другой — кто-либо из униформистов или артистов. И вот однажды, во время моего выступления в Иваново-Вознесенске, проволока порвалась. Испуганный артист, державший проволоку, заставил разрыть «могилу». Я же, поняв, что случилось, и услыхав удары заступов, рассердился: я тогда не придавал значения сигнализации проволокой. Когда режиссер спрыгнул на доски и приложил к ним ухо, я сердито крикнул: «Зарывайте! Вы срываете номер!» Убедившись в том, что я жив, и получив мое приказание, он дал команду «могильщикам» зарывать. Тут-то и случилось непредвиденное.
Сбитые с уступчиков доски стали оседать от насыпаемой земли. Земля c боков осыпалась. Будь цела проволока, я бы подергал ее, просигналил — и меня бы разрыли. Но проволока была порвана. Я пробовал кричать. Но разве можно услышать голос из-под земли? И я приготовился умирать. Вся жизнь прошла y меня перед глазами... Стало тяжело дышать. Но что это? Земля перестала осыпаться, доски выпрямляются, слышен звон лопат... Неужели я спасен? Неужели я буду жить?.. Прошли сорок минут, и меня, впавшего в полуобморочное состояние, подняли наверх... Спасенный, я дал себе слово никогда больше не выступать c этим номером...
Но мы уклонились от рассказа o съемках.
Так как выcтупление c «Живым трупом» прошло благополучно, я согласился и на последний, самый, по моему мнению, тяжелый номер: проезд через Меня автомобиля.
Я знал, что с этим номером изредка выступают отдельные атлеты, но видел его всего два раза. Размышления привели меня к выводу, что тут должен быть какой-то секрет. На человека кладется тяжелая платформа, автомобиль въезжает на нее передними колесами, a если так, значит человек испытывает лишь половину его тяжести. Передние колеса скатываются, с снова лишь половина тяжести — задние колеса. Я пошел посоветоваться к своему приятелю — студенту Чeмоданову, часто выступавшему в цирках арбитром.
— Нет, дорогой Турбас, — сказал он, печально улыбнувшись, — когда машина переваливается, вся тяжесть будет на тебе.
Он был прав. Но отказаться нельзя — контракт заключен, я дал обещание. И я рискнул. Весь секрет оказался в том, что надо было, набрав в себя воздуху, напрячь мускулы и не дышать. Сделал все это я инстинктивно.
B съемках принимала участие одна из первых русских женщин-шоферов, миленькая курсистка. Она, между прочем, и фигурировала в журнале как «первая в России женщина-шофер».
Итак, начинался наш номер. Девушка бодро выводила машину на манеж. Рядом c ней Я. B кузове — пассажиры, среди них Чемоданов. Я посматриваю на публику. Все аплодируют юной водительнице. Она останавливает автомобиль y моей платформы, я выхожу из машины, раскланиваюсь, смотрю на часы. Автомобиль c пассажирами делает круг по манежу, a я ложусь на арену, Е полтора десятка рабочих водружают на меня платформу.
Я сразу же стал задыхаться и, как мне ни было совестно, попросил платформу убрать. Убрали. Я колеблюсь: рисковать или не рисковать? Ведь если мне тяжело держать одну платформу, то как я сдержу ее c автомобилем? Отказаться? Поздно! И я снова залез под платформу.
Но вдруг девушка выходит из машины и подбегает ко мне.
— Я ни за что не поеду, — горячо шепчет она, став рядом со мной на колени. — Ведь это же смертельный номер.
Служители топчутся в нерешительности — и что делать? Ведь каждая минута под тяжелой платформой стоит мне огромных усилий. Наконец платформу снова снимают.
— Ни за что не поеду! - решительно говорит девушка. — Никогда не стану убийцей. Номер срывается. А вместе c тем уплывают и 100 рублей, обещанных мне по договору. Взяв девушку-шофера за руку, я деланно улыбнулся, отвел ее в сторону и сказал:
— Это фокус.
— Фокус? — она посмотрела на меня недоверчиво.
— Серьезно? Ну, тогда давайте.
Она вскочила в кабину, взялась за руль, дала газ. Я забрался под платформу, напряг мускулы, не дышу, шум мотора надо мной, быстрый шорох шин по платформе, и вот ее снимают c меня униформисты. Я вскакиваю, наклоняю голову под обрушившиеся на меня аплодисменты, девушка и пассажиры выскакивают из автомобиля, подбегают ко мне начинают обнимать... Я стою счастливый и только чувствую сильную боль в боку.
Девушка улыбается, жмет руку. Она уверена, что я знал какой-то «секрет».
И каково ее удивление, когда она, доставив меня на Своем автомобиле в номера «Эйжен» на Петрoвке, узнает, что никакого «секрета» не было!
Итак, съемки закончены. Будем ждать выхода на экран кинематографов журнала «Патэ все видит, все слышит». Деньги есть, можно снова заняться тренировками.
Н. Турбас
оставить комментарий