На конференции в ГУЦЭИ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На конференции в ГУЦЭИ

Актуальные проблемы улучшения качества подготовки специалистов цирка и эстрады в свете решений последних пленумов ЦК КПСС» — такова была тема научно-практической конференции, которая состоялась в ГУЦЭИ, и в которой активное участие приняли работники Министерства культуры СССР, Министерств культуры Украины и Грузии, представители Московского, Киевского, Тбилисского училищ эстрадно-циркового искусства и Союзгосцирка.

С первым докладом выступил директор ГУЦЭИ, кандидат искусствоведения С. М. Макаров. Назвав самых выдающихся артистов, из тех трех тысяч, которых за годы своего существования выпустило Московское училище, Макаров отметил, что определенный опыт подготовки артистов в ГУЦЭИ несомненно имеется. Здесь накоплен также немалый опыт подготовки педагогических кадров. Ведь значительная часть преподавателей по спецдисциплинам состоит из бывших выпускников училища, выступавших ранее на манежах, а ныне передающих свои навыки и знания молодежи.

На конференции в ГУЦЭИ 1984 год

Работа педагогов многообразна. Это Макаров подчеркнул особо. Они воспитывают исполнителей различных жанров, создают новые произведения для манежа, будь то отдельный номер или целый коллектив. Некоторые педагоги пишут учебные программы, методические пособия, учебники по жанрам циркового и эстрадного искусства. Докладчик отметил, что педагоги училища, не только прививают учащимся профессиональные навыки, не только раскрывают секреты профессии, но стремятся к тому, чтобы будущие артисты выросли гармонически развитыми, образованными людьми. И далее С. Макаров рассказал, как администрация ГУЦЭИ совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской организациями осуществляют идеологическую и политико-воспитательную работу, как укрепляют производственную и общественную дисциплину, борются за то, чтобы их выпускники стали отличными специалистами.

Говорил Макаров о деятельности Совета наставников, возглавляемого Ф. Земцевым, о занятиях, проводимых университетом культуры молодого актера, ректором которого на общественных началах является кандидат искусствоведения И. Новодворская, о научно-студенческом обществе, созданном в училище.

И далее директор училища сказал, что успех повседневной идейно-воспитательной работы во многом зависит от знаний преподавателей. Поэтому дальнейшее повышение их квалификации является весьма насущной проблемой. Если повышение квалификации педагогов по общеобразовательным предметам осуществляется с помощью Министерства культуры СССР, то с преподавателями по специальным дисциплинам в этом вопросе возникают большие трудности. Всесоюзный институт повышения квалификации при Министерстве культуры СССР на запрос училища ответил, что в настоящее время не располагает необходимыми возможностями для организации таких курсов. Молодые преподаватели, не имеющие высшего образования, учатся в ГИТИСе, где осваивают профессию режиссеров. Повышение квалификации молодых педагогов осуществляется также по линии Совета наставников.

«Однако этого недостаточно, — заключил докладчик. — Ведь основная масса педагогов среднего и старшего возраста лишена возможности повысить свою профессиональную подготовку. Поэтому руководство училища просит Министерство культуры СССР рассмотреть вопрос об организации курсов повышения квалификации для педагогов трех эстрадно-цирковых училищ. Вместе с тем мы просим рассмотреть вопрос о будущей подготовке на кафедре циркового и эстрадного искусства не только режиссеров, но и педагогов по различным цирковым и эстрадным жанрам».

На конференции в ГУЦЭИ 1984 год

В своем выступлении С. Макаров подробно остановился на вопросе укрепления трудовой дисциплины. И хотя в этом направлении сделано немало, администрация училища пока не добилась того, чтобы все занятия проходили без срывов.

Много внимания в докладе было уделено рассказу о работе с иностранными студентами. В разные годы из стен училища вышли коллективы, которые пополнили цирки Монголии, Вьетнама, Кубы. Сейчас на старших курсах обучаются студенты из Лаоса и Кампучии.

Затем С. Макаров сообщил о таком важном событии в жизни училища, каким стало обсуждение на педагогическом совете проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Критически проанализировав свою работу, коллектив наметил практические меры по улучшению учебно-воспитательного процесса, по укреплению материальной базы учебного заведения, по налаживанию более тесных контактов с базовыми предприятиями, в первую очередь — с Союзгосцирком.

Обсуждая проект ЦК КПСС, педсовет ГУЦЭИ отметил, что преподаватели училища, как и учителя средней школы, наряду с занятиями ведут большую внеклассную работу. Поэтому пункт, касающийся заработной платы учителей, целесообразно было бы распространить и на педагогов средних специальных учебных заведений. Со всей глубиной обсуждалась научно-методическая работа преподавателей — годовые нормы их педагогической нагрузки, сроки обучения студентов в училищах.

Говоря о негативных явлениях, которые пока существуют в работе ГУЦЭИ, докладчик рассказал о целом комплексе мер, которые помогут скорейшей ликвидации недостатков. Особое внимание он уделил улучшению работы приемной комиссии. Училище уже наладило крепкую связь с руководителями цирковых самодеятельных коллективов Москвы и области. Когда проводятся конкурсы самодеятельного искусства, ведущие педагоги училища входят в состав жюри этих конкурсов, что позволяет им просмотреть большое количество самодеятельных артистов и затем рекомендовать на конкурсные экзамены ГУЦЭИ наиболее способную молодежь. Параллельно с этим в ГУЦЭИ разработано письмо-обращение к руководителям эстрадных организаций, групп «Цирк на сцене», директорам цирков с просьбой помочь ГУЦЭИ в проведении ежегодных наборов студентов. Вместе с тем училище обратилось к руководству Союзгосцирка с просьбой создать в цирках постоянно действующие консультативные пункты для абитуриентов с привлечением к работе в них ведущих артистов, гастролирующих в городе.

«Сегодня Союзгосцирк создает стабильные программы, постоянные коллективы. Закономерно, что такие же консультативные пункты действовали при каждом коллективе. Надеемся, что такой принцип отбора абитуриентов, сочетаемый с действующей в училище круглогодично приемной комиссией, даст приток людей, способных стать подлинными мастерами цирка и эстрады» — к такому выводу приходит С. Макаров.

В докладе поднималось много интересных и важных вопросов: о более тесном сотрудничестве ГУЦЭИ с Союзгосцирком, в частности с его художественным и репертуарным отделами; о повышении актерского мастерства студентов — будущих артистов цирка и эстрады; о проблеме воспитания клоунов, о создании научно-методического центра на базе методического кабинета московского училища; о новых учебных планах и в связи с этим о новых сроках проведения производственной практики учащихся — все это даст возможность качественно улучшить подготовку выпускников.

Завершая выступление, С. Макаров подчеркнул: «На встрече с избирателями генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко сказал, что «мы постоянно заботимся о том, чтобы готовить такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира. Такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями». Эти слова непосредственно относятся и к нашим выпускникам: они, будущие артисты, призваны нести культуру в массы, воспитывать художественно-эстетические вкусы зрителей. И, конечно, мы должны каждого выпускника воспитывать пропагандистом тех светлых коммунистических идеалов, которыми живет наш народ, которыми пронизано наше советское искусство».

С развернутым докладом выступил также директор Киевского ГУЭЦИ В. М. Боровиков. Он, в частности, отметил, что на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалась возросшая роль искусства в формировании нового человека. Следовательно, увеличивается ответственность деятелей искусства, в том числе деятелей эстрады, за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма. Развивая эту мысль, В. Боровиков отметил, что социальную значимость эстрадного искусства сегодня трудно переоценить. И поэтому с особой серьезностью надо подходить к воспитанию артистических кадров. В. Боровиков считает, что специфика творчества на эстраде требует более высокого общеобразовательного и специального уровня знаний. Говоря о преподавательских кадрах, он предложил как можно шире использовать практический опыт лучших режиссеров и артистов эстрады Украины.

В своем выступлении директор Киевского ГУЭЦИ затронул проблемы эстрадной режиссуры, драматургии, эстрадной критики. И в заключение призвал делать все возможное, чтобы такое популярное искусство, как эстрада, действительно стало мощным оружием в деле воспитания советских людей.

Затем присутствующие на конференции выслушали доклад директора Тбилисского государственного училища эстрадного и циркового искусства, заслуженного педагога Грузинской ССР Г. Сергия. Он рассказал, что их училище существует уже пятнадцать лет.

— За пятнадцать лет работы педагогический коллектив училища добился ощутимых результатов, — говорит Г. Сергия. — Как и во всех средних учебных заведениях, в училище имеется перспективный план коммунистического воспитания учащихся на весь период обучения. Такой план дает возможность объединить усилия педагогов всех отделений. Разнообразно и творчески ведутся уроки по общественным дисциплинам. И выпускники нашего училища, придя в цирк и на эстраду, проявляют себя не только как хорошие исполнители, но и как активные общественники.

Затем Г. Сергия кратко рассказал о преподавателях, особо отметив участников войны: педагога оригинального жанра Н. Сидорова, заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР А. Гатарадзе, заслуженного артиста Грузии Р. Картвелишвили.

Анализируя работу педагогов училища, докладчик указал на то, что они не ограничиваются формальным прохождением учебных дисциплин, а стараются привить учащимся хороший вкус, идейную устремленность. Воспитывают их на славных традициях грузинской эстрады и цирка, развивая у них нетерпимость к тому, что чуждо советской идеологии.

Свое выступление Г. Сергия закончил словами: «Воспитать молодых артистов, способных создать произведения достойные нашего времени, — трудная, но благодарная задача. И мы обязаны ее выполнить».

На конференции затем выступили: художественный руководитель Киевского ГУЭЦИ К. Гокунь, заведующий отделом специальных дисциплин Тбилисского государственного эстрадно-циркового училища Т. Нацелишвили, заместитель директора по учебной работе ГУЭЦИ В, Печерский, заместитель секретаря партбюро ГУЦЭИ В. Федорова, педагог ГУЦЭИ, кандидат искусствоведения И. Новодворская, режиссер-педагог ГУЦЭИ Б. Белохвостов, председатель цирковой комиссии ГУЦЭИ по пантомиме А. Анютенков и другие. Они говорили о том, что уже сделано в их коллективах для улучшения идеологической и политико-воспитательной работы, а что еще предстоит сделать в ближайшие сроки, при этом обсудили проблемы улучшения методики профессионального обучения, указали на ведущую роль общеобразовательных дисциплин в гражданском, нравственном и интеллектуальном становлении будущих артистов цирка и эстрады. В речах затрагивались следующие вопросы: о постоянном контроле за художественным уровнем концертного репертуара студентов, о расширении и налаживании более прочных связей с Союзгосцирком и эстрадными организациями, о разработке совместных планов по подготовке и выпуску будущих артистов, о дальнейшей помощи режиссеров-педагогов своим выпускникам в первые годы их работы.

Участники научно-практической конференции выработали целый ряд рекомендаций и предложений, направленных на дальнейшее улучшение деятельности эстрадно-цирковых училищ.

Г. СТЕПАНОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования