На полях цирковых программок - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На полях цирковых программок

В КОНТАКТЕ СО ЗРИТЕЛЯМИ

Юрий Брайм окончил цирковое училище, но потом ему пришлось пройти путь, похожий на путь артиста старого цирка. Он выступал в школах и детских садах, давая один или с партнером целую программу. Работал в бригадах, выступал в городских и сельских клубах, добираясь до них то на поезде, то на автомобиле, то на лошади, а то и пешком. Поработал он и в передвижках. В стационарных цирках он выступает сравнительно недавно. Но вот когда он приехал в Кемерово, директор цирка сказал: «Теперь сборы поднимутся: прибыл настоящий клоун». Для артиста такие слова, произнесенные опытным человеком, звучат, как музыка.
И действительно, Брайм заметно вырос, теперь в любой программе он не потеряется. Артист играет роль затейника, благо былые выступления в школах и клубах в этом отношении дали ему большой опыт. На арену выходит человек без грима и в костюме, почти не утрированном — джемпер и брюки на помочах. Он знает: его обязанность занимать зрителей, пока арену готовят к следующему номеру. И не всегда зрители должны смеяться — пусть они просто заинтересуются его действиями.
Брайм многое умеет: он акробат, жонглер, дрессировщик и немножко гимнаст. И все его номера придуманы им самим. Не избегает артист и злободневных сатирических шуток. Но главное для него — втянуть в действие зрителей, затеять с ними игру. А в финале представления идет даже не цирковая сцена, а типичная затей-ническая интермедия, но так как она исполняется на манеже, а не в парке культуры и отдыха и заранее отрепетирована, то оказывается особенно выразительной и очень смешной.
Право, сегодня директор, пригласивший Брайма в цирк, не пожалеет — это опытный и своеобразный артист, умеющий отлично находить контакт со зрителями.

МОТО-ФОЗО

Может быть, пожилые люди помнят: был такой артист Фрозо (Владимир Чанышев), исполнявший номер «Кукла», или, как его называли, «Мото-фозо». На арену выносили громадную, в рост человека, куклу. И на протяжении минут десяти она не только не двигалась, но не моргала и, казалось, даже не дышала. И только когда все убеждались, что это игрушка, выяснилось, что так замечательно сумел притвориться человек.

Аскеров, раньше исполнявший на арене куплеты и частушки, сейчас восстановил этот редчайший номер, но на новой, более совершенной основе. Его кукла, прикрепленная к штативу, — музыкант. Ее заводят, и она играет на кларнете. Потом пружину перекручивают, и кукла перестает слушаться своего хозяина-клоуна, продолжает действовать механически, но вопреки всякой логике.

И эта часть номера очень смешна. Ну а в конце следует разоблачение.

Но в чем принципиальная разница между номерами Чанышева и Аскерова? Первый добивался, чтобы зрители были поражены и потрясены его неподвижностью. В его номере было что-то неприятное, даже патологическое, идущее от паноптикумов. Второй предлагает свой номер в качестве цирковой шутки: смотрите, мол, на что горазд цирковой народ, даже на то, чтобы превратиться в игрушку И мы, зрители, удивляемся и смеемся: да, ловко нас разыграл артист, молодец! В цирке очень ценятся оригинальные номера, конечно, если они к тому же хорошие. Вот у Аскерова именно такой номер.

ЕДИНСТВЕННЫЙ В СВОЕМ ЖАНРЕ

Сальтоморталист на лошади» — такие слова произносит инспектор манежа только в том цирке, в котором выступает Альфред Косарев. И это не только у нас в стране, но и во всем мире. Других сальтоморталистов на лошади, насколько мне известно, сейчас нет. Конечно, жаль, что только Косарев остался верен этой доброй цирковой традиции.

А номер его заслуживает внимания. Лошадь, покрытая столообразным седлом-панно и богатой попоной. Артист в стилизованном русском костюме и его отец — Д. П. Косарев, с бородой по пояс, выходящий помогать сыну, направляющий лошадь и не дающий ей сбиться с темпа. Отец проработал в цирке ни много ни мало шестьдесят лет. Больше такого стажа нет ни у кого.
А. Косарев — мастер своего дела. Пока лошадь обегает круг арены, он успевает трижды на ее спине выкрутить сальто-мортале, потом делает сальто-мортале через ленты и через небольшой  обруч, который сам же держит в руках. Тут надо раскрыть один профессиональный секрет: пока наездник находится в воздухе, лошадь, естественно, несколько продвигается вперед — значит, он придет к ней на хвост, а то и вовсе на землю. Поэтому артист исполняет так называемое стрикасированное сальто-мортале — он посылает тело несколько вперед по отношению к тому месту, от которого отталкивался, и в результате приходит точно на панно.

Конечно, исполнять такие сальто-мортале да еще на такой неустойчивой опоре, как лошадиная спина, дело сложное. А в финале номера старик Косарев делает через всю арену так называемые копфшпрунги, то есть своеобразные кувырки через голову.
А в общем хороший, своеобразный, декоративный номер, один из немногих осколков доброго старого цирка. Им приятно любоваться и знатокам и всем тем, кто любит старину в ее лучших образцах. Есть в номере недостаток: иные трюки А. Косарев исполняет на лонже — лучшие старые наездники так не поступали.

ТРИО ВЕЛОФИГУРИСТОВ


Мне повезло: я видел велофигуристов И. и О. Родченко (отца и сына) и Ю. Дементьева. Не могу сказать, чтобы это были какие-то особенные новаторы, но работают они великолепно, исполняют сложнейшие трюки. Назову некоторые из них. О. Родченко стоит на руках на движущемся велосипеде, пролезает в раму (это в то время, когда передача вращается), три раза подряд совершает обороты над рулем (тройной пируэт), бежит ногами по колесу, стоит на голове на седле, одновременно управляя машиной. Ю. Дементьев стоит на одной руке на руле, а другой — на седле, на ходу он разбирает велосипед, снимает руль и переднее колесо и продолжает ехать на головке машины. Очень сильные трюки на одной машине исполняют артисты вдвоем и втроем.

И что важно: все это артисты делают в той свободной элегантной манере, когда вовсе забываешь о трудностях и любуешься только красотой и свободой действий. Такое бывает при выступлении великолепных классических танцовщиков, первоклассных мастеров фигурного катания на коньках, подлинных художников воздушного полета. Здесь нет демонстрации трюка как такового, но — эстетическое его решение. Здесь велосипед перестает быть просто машиной, но становится волшебным аппаратом, помогающим артистам производить на нем чудесные действия. В целом это традиционный, но первоклассный номер велофигуристов.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования