В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На приему доктора Айболита

Считанные секунды отделяют появление на арене Марьи Ивановны от выхода Александра Попова. Но всякий раз они кажутся ему вечностью.

Как-то поведет себя «солистка» собачьего ансамбля на залитом светом манеже, один на один с переполненным цирком? Ни указать, ни помочь, ни напомнить ей роль дрессировщик, скрытый занавесом, практически не может...


Опрометью «выстрелив» на арену. Марья Ивановна в белом халате медицинской сестры направляется к столику с телефоном, салится, обводит взглядом «кабинет» и громким лаем вызывает доктора. «Иду! Иду!» — раздается в ответ добрый, спокойный, очень внятный голос, и симпатичный старый доктор Айболит с огромным градусником в кармане безупречного халата выходит на манеж.

— Все готово? Можно начинать? — обращается он к «ассистентке». Утвердительный лай, и на арену уже несутся четвероногие пациенты, спеша занять места на прием к доктору.

Этот необычный номер называется «На приеме у доктора Айболита». А необычен он тем, что это не просто набор трюков, а сюжетное представление с одним, так сказать, сквозным героем и семью эпизодическими. И осе они от качала до конца находятся в образе, как находится в образе доктора Айболита артист Александр Попов, терпеливо и участливо разговаривающий со своими пациентами. Ни внешнего принуждения, ни сигналов, ни требования повторить неудавшийся трюк. Впрочем, срывов и не бывает. Отменно выдерживая жесткий хронометраж и строгую очередность, персонажи в нужный момент сами вступают в действие.

Доктор Айболит «заменяет» одной собачке больной хвостик, другой лечит гордо, третьей лапы... Вот он еще вместе с Пушинкой радуется ее «исцелению», повернувшись к собакам спиной, а очередной пациент с подвязанной щекой уже занял место в зубоврачебном кресле, чтобы вовремя напомнить о себе нетерпеливым леем, а затем подтвердить, какой именно зуб болит, сплюнуть по требованию доктора...

Непрестанно, в течение всего спектакля хлопочет Марья Ивановна. Она считает пациентов, подносит врачу ножницы, лекарство, шприц, снимает в нужный момент телефонную трубку, разоблачает симулянта... И все это так. будто-она в самом деле понимает каждое слово своего наставника.

Впрочем, кажется, этот еще совсем молодой дрессировщик уверен, что собаки понимают его речь, хотя первую в жизни собаку он приобрел всего четыре года назад. На московском Птичьем рынке ему подсунули едва прозревшую дворнягу, громко назвав ее «японским шпенсером». Саша Попов тогда еще не подозревал, что такой породы вообще не существует.

Он мечтал стать драматическим актером, играть Чацкого. Но судьба сложилась иначе. Шесть лет назад он поступил в клоунскую группу при Московском цирке. Шесть человек из этой группы, включая Александра, подготовили веселую программу «Ребята с Арбата». И вдруг юноша споткнулся на собаках, без долгих размышлений приобрел японского шпенсера. Дворняга, нареченная Лямкой, оказалась на редкость понятливой, легко усваивала трюки. Начинающий клоун, войдя во вкус дрессуры, купил еще одну собачку — Пчелку. На удивление бестолковая, она не только сама ничему не могла научиться, но крайне дурно влияла на Лямку, которая жестоко ревновала. Она перестала работать, не принимала подкормку. Конфликт казалось бы зашел в тупик. И когда молодой артист, отчаявшись, уже был готов расстаться с обеими собачками, вдруг все повернулось по иному: Лямка подружилась с Пчелкой, и у той прорезался талант. Она делала невероятное: уверенно держа баланс, ходила по канату, взбиралась по перекладинам, подтягиваясь на передних лапах... А тем временем у Саши появилось еще несколько собачек: одних купил, других ему принесли ребятишки.

— Тогда-то мы и начали подумывать о создании специального собачьего номера, — рассказывает главный режиссер Московского цирка М. Местечник. — Не просто очередного номера с собачками, какими изобилует цирк, а целого собачьего спектакля.

Задача была новой, трудной, но зато увлекательной. Режиссер-педагог А. Федорович написал сценарий. Претерпев в процессе работы некоторые изменения, сюжет определился. Теперь все зависело от терпения, настойчивости и целеустремленности дрессировщика. Начав репетировать. Саша пропадал в цирке с самого раннего утра до глубокой ночи.

Молодой артист приверженец мягкой дрессуры. На репетициях у него в руках нет ни плетки, ни палки. Он даже голос редко повышает, понимая, как легко спугнуть, сбить с тапку, обидеть собачку. Для того чтобы отработать трюк, требуется много труда и времени. А разрушить его, потерять безвозвратно можно а одно мгновение. Однажды он пытался научить одну собачку «петь». Та не понимала, но неожиданно запела Пчелка. Сразу не оценив этого, Саша оборвал ее. Тут же спохватившись. он захотел было исправить ошибку, но все уже было напрасно. Пчелка по сей день не «поет».

В содружестве молодого артиста с собачками много любопытного. Не раз они сами подсказывали ему трюки. Конечно, в выборе «солистов» Поиоз использует индивидуальные наклонности собачек. Так, Пушинка чрезвычайно кокетлива и очень любит ходить на задних лапках. Заботой стало научить ее передвигаться на передних. А когда ого было освоено, родился эпизод собачки с больными лапками.

Каждый раз собачек загодя готовят к выходу на манеж. Уже в гриме и костюме дрессировщик подходит к своим питомцам, которые терпеливо ожидают его, сидя на большой скамье в проходе, ведущем к манежу. «Кто первый?» — обращается к ним артист, и тотчас на соседнюю скамейку вспрыгивает маленькая черная собачонка, которой доктор бинтует хвостик. Пчелка (по сцене Марья Ивановна), которую все в цирке считают феноменальной собачкой, выступает в платье н халате. Облачая ее, Саша приговаривает: «Давай сначала правую руку. Так, хорошо... Теперь левую-». Собачек расчесывают, прихорашивают. ободряют, авансируя сладкими «пилюлями» — мелкими кусочками сливочного печенья.

И наконец все готово — начало номера через несколько минут. В радостном нетерпении собачки занимают места у самого выхода на манеж, чутко прислушиваясь ко всему, что делается за занавесом. И едва инспектор провозглашает: «На приеме у доктора Айболита», как Пчелка пулей вылетает на манеж...

Номер проходит весело, непринужденно, легко. Цирк гремит аплодисментами. И только Александр Попов, очутившись в заключение за кулисами, всякий раз бывает в поту.

— Все должно идти, как с настоящими актерами, а ведь они все-таки только собаки, — как бы извиняясь говорит он. — Любая мелочь, которую невозможно ни учесть, ни предвидеть, может их сбить.

Вот, скажем. белая дворняга по кличке Кефир, убегая с арены, замешкалась у форганга. Никто из зрителей этого не заметил Но каково было Саше! А объясняется все просто. Несколько дней назад, «спасаясь от возмездия» за уворованный гоголь-моголь. Кефир с ходу врезался в униформиста, стоявшего за занавесом на его пути. Собачка испугалась, «учла» опыт и теперь убегает с опаской...

Производственное совещание - со своими актерами дрессировщик проводит немедленно после выступления. «Почему плохо работаешь? — допытывается он у рассеянного исполнителя. — Как же тебе не стыдно!». Собачке стыдно: она поскуливает, стыдливо жмется. Но Саша не может быть жестоким. Видя, что провинившийся «понял» свою оплошность и теперь не находит себе места. дрессировщик тут же приободряет его лаской и сладкой «пилюлей». Конфликт исчерпан, но память о нем останется...

Очень неохотно расстаются собачки со своим дрессировщиком. Они мешкают, стараясь получить еще немного ласки. Но стоит артисту воскликнуть: «Где шприц?» — как опрометью убегают даже самые смелые. А потом... Потом уходит домой и Александр Попов со своей женой и помощницей Надеждой, чтобы завтра с самого утра опять начать нелегкий, но такой интересный и нужный разговор с четвероногими своими артистами.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

займы онлайн,