В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наблюдения о Ленинградских цирковых программах

Есть хорошие традиции и есть плохие. Было время, когда цирк подвергался сильному критическому обстрелу именно за приверженность к далеко не лучшему старому.

Особенно едко высмеяли цирк за косность, за пристрастие к канонам и штампам Илья Ильф и Евгений Петров. В фельетоне «Так принято», напечатанном впервые в 1931 году, они писали: «С необыкновенным упорством цепляется цирк за свои стародавние традиции. В этом смысле он может сравниться разве только с английским парламентом».

В 1936 году вышло но экраны знаменитое кинопроизведение «Цирк». В нем, в частности, блестяще пародировался один из популярных цирковых жанров — силовая акробатика, в которой было особенно много сусальности и дешевой мишуры. Представители этого жанра любили именовать себя на афишах «римскими гладиаторами». Эти «могучие, грудастые, золоченые, в мантиях и касках», как писали Ильф и Петров, цирковые «гладиаторы», принимающие после исполнения каждого трюка неимоверно красивые «балетные» позы, были подвергнуты осмеянию в прославленной киноленте. А сколько других штампов бытовало и еще, к сожалению, бытует на манеже, являясь вполне заслуженно объектом для пародий.

Как никакое другое искусство, цирк может быть и архаичным и новаторским. Когда речь идет об архаике, то последнюю, понятно, не надо путать с цирковой классикой. Архаика — это обветшалые приемы, прошлый день цирка. Классика же — образец жанра, сохраняемый во всей его чистоте. Пройдут десятилетия, а зрителей, как и прежде, будет очаровывать воздушный полет со всеми его извечными атрибутами — раскачивающимися трапециями, зыбкими мостиками под куполом, веревочными лестницами, предохранительной сеткой, уже сами по себе создающими романтические настроение. То же относится и к конному цирку — к дрессуре на свободе, к высшей школе и ко всем другим видам работы, связанной с лошадьми.

Но в то же время нельзя, разумеется, классику превращать в некий музейный раритет, на котором не отражается веяние времени.

Иными словами, каждый артист цирка, в каком бы он жанре ни работал, должен быть если не новатором в полном смысле этого слова, то, во всяком случае, человеком, живо откликающимся на требования сегодняшнего дня.

Когда-то писатель Виктор Шкловский сказал: «Номера цирка одни и те же во всем мире, как слесарные инструменты: лошади, перш, трапеции». Правда, сам Шкловский тут же опровергал это утверждение, рассказывая о новом по тому времени цирковом «инструменте» — батуде. С тех пор придумано много новых «инструментов» почти во всех видах циркового искусства. Углубленный творческий поиск, без которого немыслимо движение вперед, благотворно сказывается прежде всего на тех номерах, которые связаны с использованием техники, реквизита. Так, в номере, исполняемом труппой под руководством Валерия Салмина, тот же батуд соединен с антиподными «подушками» — приспособлениями для «Икарий-ских игр», что позволило внести в • жанр новые элементы. А вспомните разнообразные «придумки» в воздушной гимнастике: стремительный спуск в номере Валентины и Александра Денисенко, вращающееся кольцо, в котором работает Любовь Писаренкова, и другие. А не так давно этот жанр обогатился еще одним оригинальным номером — воздушно-гимнастической сюитой «Юность».


 они нисколько не похожи не традиционных, сверкающих блестками костюмов цирковых красавиц, юные исполнительницы этой сюиты — Надежда Биленко. Надежда Воронина, Зинаида Зарницына и Елена Федирко. Скорее, их можно было бы назвать просто девчонками. Выбегая на манеж, они и ведут себя, как девчонки: хохочут, гоняются друг за другом. Затем асе четверо поднимаются под купол. Но не по канатам не по веревочным лестницам, как принято, а с помощью своеобразного «лифта». Он как бы «втягивает» их в висящий высоко над ареной воздушно-гимнастический аппарат, основой для которого послужило ренское колесо.

Но не только этим, не одной лишь оригинальностью конструкции привлекает номер, поставленный режиссером Союзгосцирка П. Майстренко (он же — создатель аппарата). Главное все-таки — совершенно новый стиль исполнения, не имеющий ничего общего с традиционностью. Эти синхронно работающие под куполом девушки в пестрых капроновых платочках — воплощение юности. Безостановочно вращается на огромной высоте колесо и вместе с ним, зацепившись за него ногами, повиснув вниз головой, вращаются похожие на ласточек исполнительницы. Лирическое в номере^чередуется с шутливым. Исполняя трюки, девушки весело, озорно перекликаются, прихлопывают в ладоши в такт музыке — словом, ведут себя совсем не так, как принято в номерах подобного рода.

Делать не так, как принято... В этом смысле особенно характерен аттракцион «Львицы».

С тех пор, как сто лет назад первые укротители, родоначальники нового по тому времени жанра, вооружившись палками и трезубцами, вошли в клетки к хищникам, искусство дрессировки продвинулось далеко вперед. Лучшие советские укротители, такие, как Б. Эдер, А. Буслаев, И. Бугримова. А. Александров-Федотов, М. Назарова, привнесли в жанр много необычного, своеобразного, оригинального.

Но вот появился аттракцион «Львицы», подготовленный молодыми дрессировщиками Людмилой и Владимиром Шевченко, и мы видим, что 70-е годы XX века внесли в работу с хищниками принципиально новые черты.

Уже сам замысел — соединить дрессуру с хореографией, акробатикой и воздушной гимнастикой — заключает в себе новизну. Этот сплав разнородного носит у Шевченко не случайный, не эклектический характер, а вполне органичный. Вальс, исполняемый людьми, тут же повторяется львицей, точно та< же, как и танго, в котором, обхватив передними лапами плечи дрессировщика, тяжеловесная «партнерша» не без грациозности переступает задними. Оригинальны и другие трюки: акробатические прыжки человека с подкидной доски, «отбиваемой» хищником, барьерный бег всех двенадцати львиц, перепрыгивающих через препятствия, подобно ловким спортсменкам на гаревой дорожке.

Конечно, немалое значение имеет личное обаяние исполнителей. Оно сочетается у них с артистизмом, хорошим художественна^ вкусом. В их костюмах также видно стремление отойти от традиционности. Такие легкие одеяния свойственно: современному балету.

Приметы времени на арене могут присутствовать в разном. У дрессировщицы собачек Антонины Польди они проявляются в эффектном современном облике: в ее костюме нашла отражение самая последняя мода. Отличный жонглер Сергей Игнатов, наоборот, внешне не бросок, как бы даже прост, но а то же время вы ясно оидите, что перед вами юноша именно 70-х годов нашего века. То же можно сказать и о силовом жонглере Борисе Вяткиче Его выступления — это также сегодняшний день цирка. Вы можете судить об этом и по его внешнему виду и по манере держаться на манеже, лишенной фальшивого, наигранного «бодрячества», столь присущего некоторым исполнителям в прошлом.

В последнее время стало особенно популярным лридазать номерам любых жанров «русский» стиль. На манеже действуют девушки с льняными косами, п нарядных кокошниках, парни а шелковых рубашках-косоворотках. А реквизит то оформлен под «березку», то разрисован национальным орнаментом. Но даже при этом номер, как показывают примеры, может быть тесно связан с современностью. Так, новая работа акробатов Солохиных, поставленная а Ленинградском цирке, носит название «Скоморошники». Исполнители одеты в стилизованные под старину костюмы, мо вы не скажете, что номер не заключает п себе черты сегодняшнего советского циркового искусства. Они — эти черты — в сложнейших трюковых композициях. хотя последние и облечены в форму скоморошьего игрища, в отходе от обычной спортивно-академической манеры исполнения, в приближении к яркой зрелищности.

Сегодня зрителям особенно импонируют те номера, в которых кроме высокопрофессиональной работы есть еще и яркое образное раскрытие темы. Для успешного решения этой задачи от артистов требуются и творческая взыскательность. и умение мыслить, и подлинная культура.

Упомянутые произведения характерны для нашего сегодняшнего цирка. И наряду с ними есть номера, в которых нет никаких примет века, кроме, может быть, музыкального сопровождения. состоящего из «острых», западных ритмов. Но ввести твисты и шейки — это еще не значит придать цирковому произведению современный характер. Музыка может быть самая наимоднейшая, а содержание номера, манера исполнения, трюки оставаться такими же, как и десятки лет назад.

Иногда, к сожалению, на манеж протаскиваются штампы, старые избитые приемы. Некоторые выступления фокусников, иллюзионистов кажутся полностью перенесенными из салонов начала века. По крайней мере такое впечатление создает их старомодный реквизит: все эти цилиндры, накидки, сигары, старинные пистолеты. А сколь поистине мещанской вычурности в иных номерах с дрессированными собачками и другими мелкими животными. Трафаретные выезды в колясочках и каретах, украшенных гирляндами из бумажных цветов, неизменные «кукольные» платьица на собачках, соломенные шляпки и полосатые жилетки на обезьянках — от всего этого подчас веет такой безвкусицей.

У дрессировщицы Александры Александровой в номере есть отличные сценки. Такая, скажем, как гонка ланей и борзых, словно сошедшая со старинной гравюры, изображающей псовую охоту. И наряду с этим котята с голубыми бантиками на шее в кружащихся игрушечных самолетах. Вот они как будто бы сошли со слащавой дореволюционной поздравительной открытки.

Известно, что клоунаду всегда оценивают по ее злободневности, сатирической направленности. Поэтому не может не тревожить наметившийся в последнее время «крен» в клоунских выступлениях: смешить, не задумываясь о сатирической остроте и злободневности репертуара, смешить — и только!

Чересчур часто наши клоуны предстают на манеже в дамском облике. Взлохмаченные парики и шиньоны всех цветов, мини-юбки, нейлон на ногах, туфли на «платформе» — сколько порой проявляется изобретательности! И все для того, чтобы поязвительнее высмеять любительниц мод. А где же большие, по-настоящему актуальные проблемы?

Репертуар клоунов, в том числе и молодых, нередко строится на использовании старых трюков. Некогда, в пору моего детства, мне довелось видеть в одном из пригородов Ленинграда цирковое представление на открытом воздухе. Сверкало солнце. Хрустела на зубах пыль. Иронически улыбались зрители. И даже я, при моей тогдашней неискушенности, понимал, что это не настоящий цирк, а просто-напросто балаган. В паузах выступали клоуны. Они исполняли сценку, вся "соль" которой заключалась в том, что один партнер втыкал иголку в стул, на который садился другой. И вот почти полвека спустя я вновь с удивлением вижу то же самое антре в репертуаре наших коверных. И мне, признаться, становится грустно: неужели исполнители не чувствуют, с какой стариной они имеют дело? С таким же ощущением смотрел я недавно еще одну «новинку», на этот раз в исполнении Виктора Коваленко и Петра Копыта. Вам она хорошо известна: пока один партнер играет на музыкальном инструменте, другой наливает ему с шляпу воду...

Немалую роль в борьбе против косности и штампа должно сыграть повышение режиссерских требований к качеству цирковых произведений. С другой стороны, артистам следует предъявлять к себе повышенные требования: совершенствовать не только профессиональное мастерство, но и общую культуру. Нельзя, в частности, пройти мимо опыта Лениградского цирка, который на протяжении многих лет устраивает обсуждения каждой новой программы, всякий раз привлекая для этого самый широкий круг критиков, писателей, художников, композиторов. Их участие позволяет проводить обсуждения на высоком уровне, затрагивать разнообразные творческие проблемы. Не будет преувеличением утверждать, что совещания, проводимые в Ленинграде, служат хорошей школой для артистов, способствуют их профессиональному и культурному росту, заостряют внимание на актуальных задачах современности.

Для того чтобы быть на уровне времени — века высоких технических и научных достижений, артист должен быть человеком широко образованным, эрудированным. Только при этом условии он сможет и сам творчески расти и двигаю вперед замечательное искусство, которому он служит.

М. МЕДВЕДЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100