В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Народный цирк ГДР

1960 году было основано на­родное предприятие Цент­раль-Циркус.

Многие тогда опасались, что оно станет тормозом развития циркового искусства и что администрирование заду­шит творческую инициативу артистов. Теперь все убедились — без создания Централь-Циркуса мы не достигли бы сегодняшних успехов.

ЗАДАЧИ ЦЕНТРАЛЬ-ЦИРКУС

Прежде всего он руководит на­родными цирками Аэрос, Буш и Олимпия. Кроме того, помогает семи частным циркам в создании про­грамм, следит за художественным качеством их репертуара, координи­рует маршруты гастролей. Было уста­новлено, что частные цирки будут выступать в населенных пунктах, где не больше 12 тысяч жителей. Благо­даря рациональному планированию переездов исключается такое поло­жение, когда в одном городе ока­жется три цирка, а в другом — ни одного. Образование Централь-Циркус по­зволило планировать развитие определенных жанров циркового искус­ства. До сих пор недовольство зрителей и прессы вызывали программы, в которых отсутствовали большие, инте­ресные аттракционы и номера. Испра­вить это положение помогла Государ­ственная специальная артистическая школа. Училище выпустило, в частно­сти, уже ставших известными эквили­бристов на шарах Бальтос и акроба­тов с подкидной доской Торнадо. Готовятся к выпуску и другие номера, в том числе и воздушный балет.

Эквилибристы 5 БальтосЭквилибристы 5 Бальтос

Во время обучения будущие арти­сты проходят практику в народных цирках Аэрос, Буш или Олимпия, а затем выступают в течение трех лет на их манежах. После этого арти­сты могут создать в Государственной специальной артистической школе второй  номер  или  обновить  старый. Централь-Циркус планирует под­готовку разнообразных номеров с дрессированными животными. Когда-то приобретались животные, а потом уже думали, как их использовать. Те­перь же определяется сначала, какой номер дрессуры нужен, а потом уже покупаются требуемые для него животные. Дирекция отпускает все больше средств   для     технического   оснащения цирков. Устанавливается совер­шенное оборудование, изготовляется новый реквизит. Были приобретены новые фургоны, повозки и модерни­зированы имеющиеся. Цирк Олимпия с самого начала своего создания пе­реезжает на собственном транспорте. Это позволяет ему посещать неболь­шие населенные пункты и в течение одного сезона давать представления в 70 городах.

Два других больших цирка — Аэрос и Буш — также получили свой автотранспорт. Заканчивается строительство но­вой зимней базы народного пред­приятия Централь-Циркус. Здесь по­сле окончания летнего сезона будут находиться и репетировать артисты, а также храниться цирковое имуще­ство.  Вступают в строй два жилых корпуса на 225 человек. На базе имеется своя столовая, клуб, созда­ются все условия для хорошего от­дыха. Возводится укрытие для 120 цирковых вагончиков и фургонов.

СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ МАСТЕРСТВО

Создание управления народных цирковых предприятий позволило организовать курсы повышения ква­лификации артистов. В первую оче­редь занятия были проведены с клоунами. Их роль в представлениях становится все больше, но у многих из них, в отличие от советских коми­ков, нет серьезной артистической подготовки. Клоуны присутствовали в специальной артистической школе на 20 занятиях. Более широкие программы повы­шения квалификации предусмотрены для режиссеров и других творческих работников как государственных, так и частных цирков. Программа вклю­чает лекции по эстетике, системе Станиславского, актерскому мастер­ству, дикции, дрессуре и т. д.

НОВЫЕ НОМЕРА ДРЕССУРЫ

Упорная творческая работа позво­лила за последнее время достичь больших успехов в -номерах с дресси­рованными животными. Некоторые из них стоят на уровне высшего миро­вого класса. Ханно Кольдам создал полный юмора номер со львами. Его комический образ клоуна-дрессиров­щика, мягкое и дружеское обраще­ние с животными всегда вызывают симпатию зрителей.

Дрессировщик Вольф Монтанг демонстрирует редкий трюк — льви­ные качели. Заслуженным успехом у зрителей пользуются: высшая школа верховой езды в исполнении Хельмута Рудата, смешанная группа хищников Регины Марчеллы, состоя­щая из двух бурых, двух гамалайских и одного белого медведей, двух львов и пумы. Запоминаются выступления Вернера Хэдриха с трехлетними сло­нятами. Зигфрид Гронау показал ин­тересный номер с лошадьми, в котором также участвуют слоны и пони. Артист Фабиункес демонстрирует полную юмора и задора черкесскую скачку. Бывший смотритель животных Манфредо Шоберто создал номер с овцами и козами и сейчас настойчиво совершенствует его. В народных цирках идут упорные поиски нового; артисты, особенно клоуны, экспериментируют, разви­вают свой трудный жанр.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ

В цирках Германской Демократи­ческой Республики все больше вни­мания уделяется режиссуре. Творче­ские работники Централь-Циркус ищут интересные, органические пере­ходы от номера к номеру, пути соз­дания  сюжетных  спектаклей.

Было подготовлено несколько удачных программ. Так, в цирке Буш прошлой зимой шло представ­ление со сквозным действием «Люди и животные». Сюжет его таков: два европейца (их играли клоуны Буби и Юле) отправляются в Латинскую Америку и на Восток, надеясь, что там осуществятся их мечты. В кон­це концов, отчаявшись найти счастье на чужбине, они возвращаются до­мой. На подготовку этой постановки были затрачены большие средства. Создано роскошное художественное оформление, музыка заказана изве­стному дирижеру танцевального ор­кестра Хайнцу Игелю. В спектакле участвовало 6 клоунов, большое чи­сло статистов. Найдены интересные переходы от одного номера к дру­гому. После клоунской сценки со змеей, которая выпрыгивала из че­модана, выносят большую корзинку наподобие той, какая бывает у индий­ских факиров. Зрители ждут появле­ния новой огромной змеи, а из кор­зинки, извиваясь, поднимается к ку­полу канат для выступления воздуш­ной  гимнастки  Эрики Пинскес.

Удачно в этом представлении и начало номера со львами Кольдама. Дрессировщик появляется в облике клоуна. Он делает вид, что занят уборкой и как бы случайно оказы­вается   в   клетке   с   хищниками.   Весь номер со львами проводит с подлин­ным комизмом.

КАКОВЫ ЖЕ ПЛАНЫ!

Наиболее распространенным ви­дом представления останутся по-пре­жнему программы, составленные из отдельных номеров. Кроме того, ре­шено до 1970 года поставить два цирковых спектакля со сквозным дей­ствием. В центре каждого из них бу­дет комик, который свяжет отдель­ные яркие картины. Создается спе­циально клоунский коллектив. Все четче определяется тенденция доби­ваться оригинальных переходов во время представления от номера к номеру. Уже сейчас существуют при­меры удачного решения этой задачи, например, в программе «Цирковые козыри». На рекламных плакатах пе­ред шапито, на обложке программы изображены карты, их мы видим на ковре, на других элементах манеж­ного оформления. Программа начи­нается парадом «Цирковых козырей». Затем следуют номера. Четыре на­ездника-вольтижера представляют четырех валетов. Девушки, принося­щие плакат с цифрой очередного номера, изображают даму пик и даму черви, да и сами плакаты сде­ланы в форме сердца (черви) и т. д.

Художественный отдел народного предприятия Централь-Циркус наме­чает вести серьезную исследователь­скую работу. В 1968—1969 годах предусмотрено провести международный коллок­виум по вопросам циркового искус­ства, его специфики и специфики отдельных жанров, традиций нацио­нального и интернационального в цирке. Сейчас составляется план творче­ской работы Централь-Циркус на ближайшие годы (до 1970 года). Мы надеемся, что народный цирк Германской Демократической Рес­публики сможет сделать значитель­ный шаг вперед, доставляя все боль­ше радости зрителям.


Майя  ЛОПАТТА, главный редактор журнала «Артистик»

Журнал Советский цирк. Май 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100