Народный цирк ГДР
1960 году было основано народное предприятие Централь-Циркус.
Многие тогда опасались, что оно станет тормозом развития циркового искусства и что администрирование задушит творческую инициативу артистов. Теперь все убедились — без создания Централь-Циркуса мы не достигли бы сегодняшних успехов.
ЗАДАЧИ ЦЕНТРАЛЬ-ЦИРКУС
Прежде всего он руководит народными цирками Аэрос, Буш и Олимпия. Кроме того, помогает семи частным циркам в создании программ, следит за художественным качеством их репертуара, координирует маршруты гастролей. Было установлено, что частные цирки будут выступать в населенных пунктах, где не больше 12 тысяч жителей. Благодаря рациональному планированию переездов исключается такое положение, когда в одном городе окажется три цирка, а в другом — ни одного. Образование Централь-Циркус позволило планировать развитие определенных жанров циркового искусства. До сих пор недовольство зрителей и прессы вызывали программы, в которых отсутствовали большие, интересные аттракционы и номера. Исправить это положение помогла Государственная специальная артистическая школа. Училище выпустило, в частности, уже ставших известными эквилибристов на шарах Бальтос и акробатов с подкидной доской Торнадо. Готовятся к выпуску и другие номера, в том числе и воздушный балет.
Эквилибристы 5 Бальтос
Во время обучения будущие артисты проходят практику в народных цирках Аэрос, Буш или Олимпия, а затем выступают в течение трех лет на их манежах. После этого артисты могут создать в Государственной специальной артистической школе второй номер или обновить старый. Централь-Циркус планирует подготовку разнообразных номеров с дрессированными животными. Когда-то приобретались животные, а потом уже думали, как их использовать. Теперь же определяется сначала, какой номер дрессуры нужен, а потом уже покупаются требуемые для него животные. Дирекция отпускает все больше средств для технического оснащения цирков. Устанавливается совершенное оборудование, изготовляется новый реквизит. Были приобретены новые фургоны, повозки и модернизированы имеющиеся. Цирк Олимпия с самого начала своего создания переезжает на собственном транспорте. Это позволяет ему посещать небольшие населенные пункты и в течение одного сезона давать представления в 70 городах.
Два других больших цирка — Аэрос и Буш — также получили свой автотранспорт. Заканчивается строительство новой зимней базы народного предприятия Централь-Циркус. Здесь после окончания летнего сезона будут находиться и репетировать артисты, а также храниться цирковое имущество. Вступают в строй два жилых корпуса на 225 человек. На базе имеется своя столовая, клуб, создаются все условия для хорошего отдыха. Возводится укрытие для 120 цирковых вагончиков и фургонов.
СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ МАСТЕРСТВО
Создание управления народных цирковых предприятий позволило организовать курсы повышения квалификации артистов. В первую очередь занятия были проведены с клоунами. Их роль в представлениях становится все больше, но у многих из них, в отличие от советских комиков, нет серьезной артистической подготовки. Клоуны присутствовали в специальной артистической школе на 20 занятиях. Более широкие программы повышения квалификации предусмотрены для режиссеров и других творческих работников как государственных, так и частных цирков. Программа включает лекции по эстетике, системе Станиславского, актерскому мастерству, дикции, дрессуре и т. д.
НОВЫЕ НОМЕРА ДРЕССУРЫ
Упорная творческая работа позволила за последнее время достичь больших успехов в -номерах с дрессированными животными. Некоторые из них стоят на уровне высшего мирового класса. Ханно Кольдам создал полный юмора номер со львами. Его комический образ клоуна-дрессировщика, мягкое и дружеское обращение с животными всегда вызывают симпатию зрителей.
Дрессировщик Вольф Монтанг демонстрирует редкий трюк — львиные качели. Заслуженным успехом у зрителей пользуются: высшая школа верховой езды в исполнении Хельмута Рудата, смешанная группа хищников Регины Марчеллы, состоящая из двух бурых, двух гамалайских и одного белого медведей, двух львов и пумы. Запоминаются выступления Вернера Хэдриха с трехлетними слонятами. Зигфрид Гронау показал интересный номер с лошадьми, в котором также участвуют слоны и пони. Артист Фабиункес демонстрирует полную юмора и задора черкесскую скачку. Бывший смотритель животных Манфредо Шоберто создал номер с овцами и козами и сейчас настойчиво совершенствует его. В народных цирках идут упорные поиски нового; артисты, особенно клоуны, экспериментируют, развивают свой трудный жанр.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ
В цирках Германской Демократической Республики все больше внимания уделяется режиссуре. Творческие работники Централь-Циркус ищут интересные, органические переходы от номера к номеру, пути создания сюжетных спектаклей.
Было подготовлено несколько удачных программ. Так, в цирке Буш прошлой зимой шло представление со сквозным действием «Люди и животные». Сюжет его таков: два европейца (их играли клоуны Буби и Юле) отправляются в Латинскую Америку и на Восток, надеясь, что там осуществятся их мечты. В конце концов, отчаявшись найти счастье на чужбине, они возвращаются домой. На подготовку этой постановки были затрачены большие средства. Создано роскошное художественное оформление, музыка заказана известному дирижеру танцевального оркестра Хайнцу Игелю. В спектакле участвовало 6 клоунов, большое число статистов. Найдены интересные переходы от одного номера к другому. После клоунской сценки со змеей, которая выпрыгивала из чемодана, выносят большую корзинку наподобие той, какая бывает у индийских факиров. Зрители ждут появления новой огромной змеи, а из корзинки, извиваясь, поднимается к куполу канат для выступления воздушной гимнастки Эрики Пинскес.
Удачно в этом представлении и начало номера со львами Кольдама. Дрессировщик появляется в облике клоуна. Он делает вид, что занят уборкой и как бы случайно оказывается в клетке с хищниками. Весь номер со львами проводит с подлинным комизмом.
КАКОВЫ ЖЕ ПЛАНЫ!
Наиболее распространенным видом представления останутся по-прежнему программы, составленные из отдельных номеров. Кроме того, решено до 1970 года поставить два цирковых спектакля со сквозным действием. В центре каждого из них будет комик, который свяжет отдельные яркие картины. Создается специально клоунский коллектив. Все четче определяется тенденция добиваться оригинальных переходов во время представления от номера к номеру. Уже сейчас существуют примеры удачного решения этой задачи, например, в программе «Цирковые козыри». На рекламных плакатах перед шапито, на обложке программы изображены карты, их мы видим на ковре, на других элементах манежного оформления. Программа начинается парадом «Цирковых козырей». Затем следуют номера. Четыре наездника-вольтижера представляют четырех валетов. Девушки, приносящие плакат с цифрой очередного номера, изображают даму пик и даму черви, да и сами плакаты сделаны в форме сердца (черви) и т. д.
Художественный отдел народного предприятия Централь-Циркус намечает вести серьезную исследовательскую работу. В 1968—1969 годах предусмотрено провести международный коллоквиум по вопросам циркового искусства, его специфики и специфики отдельных жанров, традиций национального и интернационального в цирке. Сейчас составляется план творческой работы Централь-Циркус на ближайшие годы (до 1970 года). Мы надеемся, что народный цирк Германской Демократической Республики сможет сделать значительный шаг вперед, доставляя все больше радости зрителям.
Майя ЛОПАТТА, главный редактор журнала «Артистик»
Журнал Советский цирк. Май 1965
оставить комментарий