Наш замечательный педагог Леонид Шляпин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 17:55 | 15.12.2019

Наш замечательный педагог Леонид Шляпин

Наш замечательный педагог Леонид ШляпинВ 1937 году из циркового училища был выпущен номер «Акробаты-прыгуны с подкидной доской». В него «средним» входил Леонид Шляпин.

Он не был руководителем номера, но когда на репетициях возникали сложности, активно искал выход из затруднительного положения, предлагал, как лучше исполнить то или иное упражнение. Однажды Шляпин объявил, что хочет освоить трюк, который видел у акробатов на батуте, разумеется, изменив его, приспособив для подкидной доски. Вскоре молодой артист стал демонстрировать такое: в прыжке выкручивал переднее сальто, а затем — заднее и опускался на плечи партнера, стоящего вторым в колонне. Привлекало внимание зрителей исполнение Шляпиным двойного сальто-бланш — два раза он переворачивался в воздухе прогнувшись, что сложнее, чем сгруппировавшись.

Поиски, эксперименты прервала война, Шляпин ушел на фронт.

Ранения и контузия не позволили ему вернуться на манеж. В 1945 году Леонид Федорович становится педагогом циркового училища. К этому времени он закончил Центральный институт физкультуры и спорта. В училище преподавал гимнастику. Вспоминая с благодарностью, как много ему дали первые его учителя — С. Морозов, М. Ольтенс, В. Захарьин, Шляпин хотел возможно больше пользы принести своим ученикам. Занятия шли успешно. Вскоре ему доверили подготовку номеров.

Как и другие педагоги-режиссеры, Шляпин является и автором сценария, и тренером, и постановщиком. Произведения самых разных жанров, подготовленных Леонидом Федоровичем, могли бы составить две-три цирковые программы, в них бы участвовали акробаты-прыгуны, акробаты-вольтижеры, гимнасты на турниках, воздушные гимнасты, эквилибристы с лестницей и т. д. Многие из поставленных им номеров получили известность, а их исполнители — высокое признание.

Леонида Федоровича отличает вдумчивое отношение к делу, стремление усовершенствовать учебный процесс. Он создал систему вспомогательных движений, которые помогают овладевать сложными упражнениями. Педагог добивается сознательного освоения учениками нового. Нередко Леонид Федорович предлагает своим подопечным обдумать решение трюковой композиции, фрагмент номера и радуется, если что-то из предложенного ими можно осуществить, пусть хоть самую малость. Он считает, это укрепляет веру молодежи в свои возможности. Основная задача Шляпина — развить у будущих акробатов, гимнастов творческое начало.

Одно время Шляпин проводил занятия по акробатике с любителями в ЦПКиО имени Горького. Приходили люди хорошо подготовленные, но у многих повторялись одни и те же ошибки. Свои наблюдения Леонид Федорович обобщил в статье «Ошибки гимнастов в акробатике» для газеты «Советский спорт». Это было его первое выступление в печати. Потом Леонид Федорович опубликовал более ста статей и сценариев номеров. Вышла его книга «Цирк любителей» для коллективов художественной самодеятельности и учебное пособие «Гимнастика». Им закончена работа над рукописью «Плечевая акробатика».

Надо сказать и о том, что Леонида Федоровича глубоко и серьезно интересует психология артиста. Беседуя со Шляпиным о номерах, которые он готовил, всегда отмечаешь, как увлеченно он говорит о характерах своих учеников, об их взаимоотношениях, о том, какой требуется подход к каждому из них:

— Один — способный, но зазнался, приходится его одергивать, а вот «верхний» — небольшого роста, отчего терпит насмешки, обиды, ему приходится делать замечания мягко, шутки в его адрес недопустимы.

Обстоятельно рассказывает о третьем, четвертом.

Занимает Шляпина проблема, как создать у артиста психологический настрой, необходимый для успешного исполнения сложного упражнения. Нельзя расслабиться, но недопустимо и излишнее напряжение. Леонид Федорович продумывает, как артисту обрести нужное внутреннее состояние во время репетиции, выступления и в те мгновения, когда тот демонстрирует трюк. Согласитесь, эти вопросы не менее важны, чем методика освоения упражнений.

Конечно, не случайно Шляпину поручали в училище возглавлять цикловые комиссии по гимнастике, потом по акробатике, а затем по выпускным номерам. Несколько лет назад Леонида Федоровича назначили художественным руководителем ГУЦЭИ. В этом сложном деле Шляпин не ограничивается своими служебными обязанностями, он просто не может не вмешаться, если видит, что занятия ведутся не лучшим образом, что ученики могут что-то не понять, неверно освоить.

Мы часто повторяем: «Режиссер умирает в артисте», то же самое можно сказать о педагогах. Когда ученик становится мастером, удостаивается высоких оценок, наград, часто ли мы вспоминаем о его учителях? А они отдали ученику свои знания, опыт, мысли, частицу своего сердца, годы жизни.

Недавно отмечалось 60-летие Леонида Федоровича Шляпина. Его поздравили и лично и по почте не только те, кому он готовил номера, но многие из выпускников училища, в чьей судьбе он принял участие, помог стать артистом. В день юбилея справедливо говорилось о большом вкладе Шляпина в подготовку артистов цирка.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования