В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Научный подход в цирковом деле

В нашем журнале была напечатана статья М. Запашного «Нужен научный подход» (№ 1 за 1972 г.). Читатели горячо откликнулись на нее, их письма также были опубликованы на страницах журнала. Но дальше этого дело пока не двинулось. А ведь именно сейчас настала пора готовить артистов спортивных жанров, опираясь на биомеханику и современные достижения таких наук, как физиология и психология.

Необходимость постановки этих проблем можно видеть на примере развития спорта. Несмотря на значительную разницу, задачи, стоящие перед спортсменами и артистами физкультурных жанров, имеют и общие черты: предельно развивать свои физические качества для достижения определенных результатов. Только при этом условии спортсмен может выполнить сложнейшие элементы, а артист — создать новые трюки.

Обратимся к опыту научной подготовки спортсменов. Этому вопросу у нас уделяется огромное внимание. Созданы институты физической культуры, научно-исследовательский институт, десятки лабораторий, занимающихся проблемами развития спорта. Написаны монографии, учебники и методические пособия по всем видам спорта, выпущены сотни брошюр. В этих роботах широко раскрыта вся система физического воспитания в нашей стране, подробно освещаются биохимические процессы, происходящие в организме во время выполнения определенных упражнений. Серьезное внимание уделено физиологии и психологии спортсменов. Здесь невозможно перечислить все аспекты, нашедшие свое отражение в научной литературе о спорте.

А теперь давайте посмотрим на достижения в области Спортивной гимнастики — вид спорта, особенно близко соприкасающийся с цирком. Гимнасты на соревнованиях исполняют элементы, еще недавно казавшиеся невозможными. Но такое приходит не вдруг. Этому предшествует кропотливая научная работа: изучается механика движений, разрабатывается специальный комплекс подготовительных упражнений, идет психологическая подготовка спортсмена, изучаются его индивидуальные качества. Я понимаю, что могут бить возражения: у нас, мол, разные задачи. В спорте необходимо лишь чисто, без ошибок выполнить элемент, а в цирке — создать художественное произведение. Но разве хорошо исполненный сложный элемент будет когда-либо препятствовать этому?

Среди артистов все чаще слышатся разговоры о необходимости создания научной базы, помогающей им в их труде. Самой жизнью поставлен вопрос об организации Центра, в чьи задачи будет входить не только сбор всей имеющейся информации о цирке, но и разработка методики физической подготовки артистов.

Недавно я временно перешел на режиссерскую работу во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых цирковых программ, номеров и аттракционов. Здесь я узнал, что при Дирекции организована Художественно-методическая служба, которая и должна взять на себя функции такого Центра. Начальником новой службы стал молодой кандидат искусствоведения С. Макаров.

Новая организация создана на базе методического кабинета, который за время своего существования очень слабо проявил себя, во всяком случае мы, артисты и режиссеры, не ощущали его деятельности. Надо надеяться, что положение изменится, коллектив методической службы сможет разрешить поставленные перед ним задачи, опираясь на богатый теоретический и практический опыт подготовки спортсменов, а также на опыт мастеров советского цирка.

Мне известно, что у службы обширные планы: систематизировать всю имеющуюся литературу о цирке, изучить основные закономерности развития и становления циркового искусства, историческое развитие жанров, состояние современного цирка и перспективы его развития, а также по-новому решить вопросы физической подготовки артистов.

Словом, работа предстоит большая. Для ее выполнения, разумеется, необходима живая творческая связь с людьми. Здесь не обойтись без тех, кто долгие годы проработал в цирке. Ведь многие важные этапы развития циркового искусства но нашли пока отражения в литературе, они хранятся лишь в памяти артистов. Очень хорошо, что при методическом центре решено организовать совет ветеранов цирка. С их помощью можно будет легче осуществить задуманное.

В последние годы у нас все больше появляется молодых артистов с высшим и средним специальным образованием. И они смогут стать творческим активом новой методической службы. Скажу о себе: меня очень интересуют материалы по истории развития атлетического жанра. Если я смогу чем-то быть полезен методической службе, буду рад внести свой посильный вклад. Думается, найдется немало энтузиастов, которые пожелают заняться разработкой различных проблем в других жанрах.

Со страниц нашего журнала обращаюсь ко всем артистам, режиссерам, деятелям арены, ко всем, кому дорого жизнеутверждающее искусство цирка — включайтесь в работу художественно-методической службы.


Р. НОВАК

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100