Негромкая музыка победы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Негромкая музыка победы

Стихи Маргариты Агашиной просты по содержанию и внешне неброски. Однако в них чувствуется высокая правда, обаяние подлинного чувства, значительность.

В содружестве с музыкой они набирают еще большую высоту, трогая, оставляя глубокий след в душе. «Растет в Волгограде березка», «Что было — то было», «Подари мне платок» — эти и другие песни волгоградской поэтессы знают и поют в каждом доме, потому что есть в них особая сердечность и несуетность, то самое откровение, без которого вряд ли получится настоящая песня.

Вот лаконичные четверостишия из стихотворения «Солдату Сталинграда», посвященного Фатеху Ниязи. Как многое удалось сказать в стихотворении, написанном будто на одном дыхании, и как емко проросло сказанное Маргаритой Агашиной, прочувствованное и выстраданное ею, став прекрасной песней!

«Ты же выжил, солдат!
Хоть не раз умирал.
Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер — на сердце ладонь и в глазах, как в ручьях, отразился огонь?»

Искренние строки, соединившись с музыкой, душевно рассказали о том, что привелось испытать советским людям старшего поколения, прозвучав современно и общезначимо.

Небольшая часть известных песен Маргариты Агашиной, оригинальные стихотворения и поэма «Мое слово» — убедительно представляют ее творчество в сборнике «В каждой песне — береза» (Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1984). Книга явилась достойным и содержательным избранным, и опубликована в юбилейный для поэтессы год. В новом сборнике стихотворения, написанные недавно, органично сосуществуют с теми, что были созданы Агашиной в начале творческого пути. Оказавшись рядом, строки, разделенные порой десятилетиями, соединились в доверительный разговор о жизни, о женской судьбе; встает история страны, биография поколения, к которому принадлежит поэтесса. И примечательно, что стихотворения сборника «В каждой песне — береза», показывающие предварительный итог более трех десятилетий профессиональной работы в литературе, свидетельствуют о том, что на протяжении всего времени поэтесса верна себе, своему призванию. И каждое ее стихотворение, песня — продолжение поэтического монолога, всегда открытого и бескомпромиссного.

Маргарита Агашина, как и ее сверстники, преодолев боль невосполнимых утрат, принесенных войной, не отчаялась, не разуверилась в жизни, не отступила в главном благодаря мужеству и силе духа, будучи при этом человеком чутким ко всему происходящему.

«А я как все: и плакала и пела,
Стыдилась плакать, и любила петь.
А я гораздо больше не успела,
Чем было мне доверено успеть».

И очень важно, что большая часть жизни и творчества Маргариты Агашиной связана с Волгоградом. Героическая история этого города вобрала в себя страницы подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны и сегодняшний день, в котором память о прошедшем нетленна. Для волгоградской поэтессы — это точка отсчета, та мера, которой оценивается отразившееся в ее стихах человеческое бытие. Строки Маргариты Агашиной написаны от имени женщины, пережившей войну, знающей ее не понаслышке. В посвящении газете «Волгоградская правда» поэтесса так говорит об этом:

«Стала первой трибуной, подсказала пути, волгоградские струны натянула в груди:
Пусть дороги не гладки, пусть жестка колея!
Мы с тобой волгоградки, дорогая моя».

Талант Маргариты Агашиной глубоко народен: в доходчивости, трогательности сказанного ею — развитие традиции русской поэзии, всегда гражданственной, совестливой и честной. И в песнях достоинства поэзии Маргариты Агашиной выражаются явно и весомо. Поэтессу волнуют и злоба дня, и конкретные житейские ситуации, и то, что не поддается забвению. Обо всем, что ее тревожит и радует, привлекает внимание или не дает покоя, Маргарита Агашина говорит страстно, увлеченно, молодо и целеустремленно, потому что ей в первую очередь важны не красоты стиля, а .отсутствие фальши и трескотни.

Размышляя о событиях и судьбах, поэтесса, естественно, приходит к обобщениям, свидетельствуя от имени своего поколения, от лица своего народа, как произошло это в поэме «Мое слово», появившейся три десятилетия назад. Здесь осмыслено и поэтически передано много личного, заветного и дорогого, но при этом повествование о войне не стало камернее, а наоборот, приобрело значительность. В поэме, как и в стихотворениях Маргариты Агашиной, прошлое взыскует к настоящему. И заявленный в поэме протест против войны поднимает житейское до масштаба государственного, открывая в созданном прежде непреходящее содержание.

Поэзия и память неразделимы в творчестве Маргариты Агашиной, и стихотворения ее без нажима и назидательности превращаются в уроки добра и справедливости, находя прямую дорогу к читателю.

«А для меня
гораздо больше значит, когда, над строчкой голову
склоня,
хоть кто-то вздрогнет,
кто-нибудь заплачет
и кто-то скажет: — Это про меня.»

Для каждого поколения открывается в написанном волгоградской поэтессой свое, важное и необходимое, и это помогает лучше и точнее понять сущее, воспитывая и вдохновляя людей.

ИЛЬЯ АБЕЛЬ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования