В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Невидимка идет по манежу

Эту заметку мне очень хотелось начать словами: «Вы это скоро увидите». Но та­кое заявление тут же показалось мне стран­ным, парадоксальным.

В самом деле. Если увидеть невидимку, то что же это за неви­димка и какое это чудо? А ведь именно чудес ждем мы от созданного по сценарию О. Белоусова, Ю. Благова и А. Фальковского аттракциона, который так и называется: «Человек-неведимка». На ожидание чуда, чего-то таинственного настраивают уже первые такты превосходной музыки, напи­санной композитором В. Белинским, и звучащие из репродуктора стихи:

«В искусстве цирка утвердились
Отвага, сила и краса,
Веселье, смелость, ловкость, гиб­кость
И непременно чудеса...»

Должен сразу сказать: ожидания наши оправдались, мы действительно встретились тут с удивительным и впечатляющим зре­лищем. Чудеса начинаются с первой же сценки, когда в затемненном зрительном зале у форганга появляются чьи-то движу­щиеся руки и ноги в светящихся перчатках и башмаках. Они движутся синхронно, но будто существуют совершенно самостоя­тельно, не являясь частью человеческого тела. Стоит только исполнителю снять пер­чатки и обувь, как облик его тут же при нас совершенно растворяется, исчезает.

Так происходит неоднократно, когда клоуны О. Артанов и А. Язынин по ходу действия много раз безуспешно пытаются поймать Невидимку (в его роли выступает руководитель аттракциона — артист Отар Белоусов), чтобы выведать секрет его чу­десных превращений. Во время этой весе­лой возни взрывы смеха в зрительном за­ле то и дело чередуются с возгласами удивления. В самом деле, поразительные вещи происходят на наших глазах.

...По всей видимости, на манеже, точнее, в комнате, которую он изображает, никого нет. Но вот на письменном столе зазвонил телефон, и трубка, будто поднятая невиди­мой рукой и поднесенная к невидимому уху, останавливается в воздухе. Незримый человек спокойно отзывается на телефон­ный звонок, ведет деловой разговор, по окончании которого трубка «сама» уклады­вается на рычаг.

А можем ли мы оставаться равнодушны­ми к такой, скажем, сценке? Клоуны про­сят Невидимку дать им автограф. Тот, сидя за столом (об этом мы можем только до­гадываться, видя, как в зависимости от обстоятельств пустое кресло отодвигается от стола или придвигается к нему), отве­чает согласием. И тогда лежащая на столе авторучка «сама» поднимается и начинает делать надписи... В другом случае клоун, наклонив к себе один из трех микрофонов, стоящих на ма­неже, деловито обращается к публике:

— Товарищи, вы не видели Невидимку? Сразу же и второй клоун, притянув к себе другой микрофон, задает зрителям тот же вопрос. Но не успевает он произ­нести последнее слово, как третий микро­фон, точно так же как те два, наклонив­шись, «сам» исторгает уже знакомый нам металлический, будто у робота, голос Не­видимки:

— А я здесь!

Видят ли зрители Невидимку? Да, в тех нескольких случаях, когда он появляется в одежде: невидимо только его тело, а надетые на нем предметы не обладают свойством прозрачности. И, вероятно, по­этому он носит пальто с необычно боль­шим воротником, полностью закрывающим лицо — ведь и оно незримо. Но стоит на­шему герою начать снимать с себя одежду, как он будто растворяется в воздухе. Это прекрасно показано в сценке с душевой кабиной, куда Невидимка входит одетым.

Она хорошо освещена изнутри, и сквозь матовые стекла кабины мы ясно видим процесс превращения человека в... ничто. Сначала исчезает голова (опущен ворот­ник), потом туловище (снято пальто), а за­тем, когда минуту спустя дверца «сама» открывается, в пустой кабине лежит только кучка одежды. Но Невидимка явно здесь, на манеже — он шлепает босиком, оставляя на полу отчетливо видимые нам мок­рые следы ног.

Новому аттракциону, на мой взгляд, предстоит долгая интересная жизнь в ряду наиболее значительных произведений со­ветского циркового искусства, созданных в честь 50-летия Великого Октября. Бази­рующийся на прочной основе , новейшей техники, прекрасно оформленный — поста­новщик и художник А. Фальковский, — он бесспорно привлечет к себе внимание самых широких кругов зрителей как взрослых, так и особенно детей.

Кое у кого может вызвать возражение некий налет таинственности, присущий аттракциону «Человек-невидимка», в част­ности тот «загадочный» оттенок, который ему сообщает музыкальное оформление. Но думается, что такого рода таинствен­ность, лишенная и намека на мистику, вполне тут правомерна. Пусть она будит мысль зрителей, заставляет их размышлять над тем, каким образом, с помощью ка­кой аппаратуры совершаются эти «обыкно­венные чудеса», такие, например, как...

Впрочем, полагаю, что не стоит расска­зывать про все трюки, показываемые в новом аттракционе, выпускаемом Ярос­лавским цирком. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услы­шать. Уверен, что придумано это изречение в предвидении советского аттракциона «Человек-невидимка».

ЯН ОСТРОВСКИЙ

Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100