Невидимка идет по манежу
Эту заметку мне очень хотелось начать словами: «Вы это скоро увидите». Но такое заявление тут же показалось мне странным, парадоксальным.
В самом деле. Если увидеть невидимку, то что же это за невидимка и какое это чудо? А ведь именно чудес ждем мы от созданного по сценарию О. Белоусова, Ю. Благова и А. Фальковского аттракциона, который так и называется: «Человек-неведимка». На ожидание чуда, чего-то таинственного настраивают уже первые такты превосходной музыки, написанной композитором В. Белинским, и звучащие из репродуктора стихи:
«В искусстве цирка утвердились
Отвага, сила и краса,
Веселье, смелость, ловкость, гибкость
И непременно чудеса...»
Должен сразу сказать: ожидания наши оправдались, мы действительно встретились тут с удивительным и впечатляющим зрелищем. Чудеса начинаются с первой же сценки, когда в затемненном зрительном зале у форганга появляются чьи-то движущиеся руки и ноги в светящихся перчатках и башмаках. Они движутся синхронно, но будто существуют совершенно самостоятельно, не являясь частью человеческого тела. Стоит только исполнителю снять перчатки и обувь, как облик его тут же при нас совершенно растворяется, исчезает.
Так происходит неоднократно, когда клоуны О. Артанов и А. Язынин по ходу действия много раз безуспешно пытаются поймать Невидимку (в его роли выступает руководитель аттракциона — артист Отар Белоусов), чтобы выведать секрет его чудесных превращений. Во время этой веселой возни взрывы смеха в зрительном зале то и дело чередуются с возгласами удивления. В самом деле, поразительные вещи происходят на наших глазах.
...По всей видимости, на манеже, точнее, в комнате, которую он изображает, никого нет. Но вот на письменном столе зазвонил телефон, и трубка, будто поднятая невидимой рукой и поднесенная к невидимому уху, останавливается в воздухе. Незримый человек спокойно отзывается на телефонный звонок, ведет деловой разговор, по окончании которого трубка «сама» укладывается на рычаг.
А можем ли мы оставаться равнодушными к такой, скажем, сценке? Клоуны просят Невидимку дать им автограф. Тот, сидя за столом (об этом мы можем только догадываться, видя, как в зависимости от обстоятельств пустое кресло отодвигается от стола или придвигается к нему), отвечает согласием. И тогда лежащая на столе авторучка «сама» поднимается и начинает делать надписи... В другом случае клоун, наклонив к себе один из трех микрофонов, стоящих на манеже, деловито обращается к публике:
— Товарищи, вы не видели Невидимку? Сразу же и второй клоун, притянув к себе другой микрофон, задает зрителям тот же вопрос. Но не успевает он произнести последнее слово, как третий микрофон, точно так же как те два, наклонившись, «сам» исторгает уже знакомый нам металлический, будто у робота, голос Невидимки:
— А я здесь!
Видят ли зрители Невидимку? Да, в тех нескольких случаях, когда он появляется в одежде: невидимо только его тело, а надетые на нем предметы не обладают свойством прозрачности. И, вероятно, поэтому он носит пальто с необычно большим воротником, полностью закрывающим лицо — ведь и оно незримо. Но стоит нашему герою начать снимать с себя одежду, как он будто растворяется в воздухе. Это прекрасно показано в сценке с душевой кабиной, куда Невидимка входит одетым.
Она хорошо освещена изнутри, и сквозь матовые стекла кабины мы ясно видим процесс превращения человека в... ничто. Сначала исчезает голова (опущен воротник), потом туловище (снято пальто), а затем, когда минуту спустя дверца «сама» открывается, в пустой кабине лежит только кучка одежды. Но Невидимка явно здесь, на манеже — он шлепает босиком, оставляя на полу отчетливо видимые нам мокрые следы ног.
Новому аттракциону, на мой взгляд, предстоит долгая интересная жизнь в ряду наиболее значительных произведений советского циркового искусства, созданных в честь 50-летия Великого Октября. Базирующийся на прочной основе , новейшей техники, прекрасно оформленный — постановщик и художник А. Фальковский, — он бесспорно привлечет к себе внимание самых широких кругов зрителей как взрослых, так и особенно детей.
Кое у кого может вызвать возражение некий налет таинственности, присущий аттракциону «Человек-невидимка», в частности тот «загадочный» оттенок, который ему сообщает музыкальное оформление. Но думается, что такого рода таинственность, лишенная и намека на мистику, вполне тут правомерна. Пусть она будит мысль зрителей, заставляет их размышлять над тем, каким образом, с помощью какой аппаратуры совершаются эти «обыкновенные чудеса», такие, например, как...
Впрочем, полагаю, что не стоит рассказывать про все трюки, показываемые в новом аттракционе, выпускаемом Ярославским цирком. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Уверен, что придумано это изречение в предвидении советского аттракциона «Человек-невидимка».
ЯН ОСТРОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.
оставить комментарий