Френкель Я. А.


ФРЕНКЕЛЬ Ян Абрамович (21.11.1920, Киев— 25.08.1989, Москва)— композитор. Нар. арт. СССР (1989). Лауреат Гос. премии (1982). В 1938-1941 обучался в Киевской консерватории по классу скрипки у Я. Магазинера, в качестве вольнослушателя посещал класс композитора Б. Лятошинского. В 1942 окончил зенитное уч-ще, принимал участие в боевых действиях на фронте. После ранения,.в 1943-1945, служил в составе фронтового театра, где играл на рояле, скрипке, аккордеоне. С 1946 в Москве. Первое время работал скрипачом в различных оркестрах (в том числе — джазовых ансамблях, где приобрел известность), корректором в комбинате Музфонда. К 50-м гг. относятся первые опыты композиции в разных жанрах. 1960-й стал переломным: накопившийся творческий и жизненный опыт нашел выход в песне. Этому способствовал и интерес к молодой поэзии, воплотившей чувства, умонастроения и надежды эпохи хрущевской «оттепели». Для мягкого, доброжелательного, открытого людям Ф. песни стали «исповедью сердца». Они о жизни и судьбе простого человека. Отсюда тяга к камерности, интимности, особой доверительности интонаций, близких говору и интонационному строю городского фольклора, преобладание жанра песни-раздумья, песни-монолога. Отсюда же — эмоциональная сдержанность и мягкий юмор. Такова уже одна из первых песен Ф., получившая широкую известность, — «Годы» (ст. М. Лисянского, 1960). Таковы и последующие лучшие песни: насыщенный бытовой конкретностью «Текстильный городок» (1961), «Как тебе служится?» (1962, обе на ст. М. Танича), «Калина красная» (1963, ст. Е. Синицына). Последнюю песню нередко принимают за «народную», хотя непосредственно к фольклору Ф. никогда не обращался. Во многих песнях звучит тема дороги как отражение многочисленных поездок композитора по стране— «Я спешу, извините меня» и «Вальс расставания» (1964, ст. К. Ваншенкина), «Ну что тебе сказать про Сахалин?» (1965, ст. Танича), «Дорога» (1969, ст. Ю. Левитанского) и многие другие. Совместно с поэтом Левитанским написана и романтическая «Баллада о гитаре и трубе» (1970). Примером решения высокой гражданской темы средствами лирики стало «Русское поле» (1968, ст. И. 1Ъфф) из к/ф «Новые приключения неуловимых». Много у Ф. и собственно лирических песен: «Август» (1966, ст. 1Ьфф), «Доброму зрителю» (написана для А. Райкина, 1971), «Для тебя» (1976, обе на ст. И.Шаферана) и др. Песенной классикой стала знаменитая «Журавли» (1969) на ст. Р.Гамзатова (перевод с аварского Н. Гребнева), созданная по заказу М.Бернеса. Этот лирико-философский монолог достигает трагедийной высоты благодаря счастливо найденной идее вокализа, создающего обобщающий образ, который открывает и завершает песню. Песни Ф. (более 200) остаются в репертуаре ведущих певцов (первыми исполнителями многих песен были Бернес, М. Кристалинская). Непревзойденным исполнителем их был и сам композитор, выступал с ними в многочисленных авторских концертах. Перу Ф. принадлежит ряд статей на музыкально-публицистические темы. Лит.: Амасович А. Наша общая забота // СЭЦ. 1980. № 7. С. 8-9; Ваншенкин К. Демократичность таланта // Сов. музыка. 1980. № 7; Завадская Н. Мир добрый и мудрый // Муз. жизнь. 1980. №23; ЖурбинскаяТ. Ян Френкель. М., 1988. Л. И. Левин