Туганов М. Н.


Туганов Михаил Николаевич (2.8.1900-4.5.1974)

ТУГАНОВЫ, семья цирковых артистов. Михаил Николаевич Т. (2.8.1900-4.5.1974), джигит, школьный наездник, режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1958). В цирке с 1922 в номере у А. Кантемирова, у к-рого учился мастерству цирковой джигитовки. В 1925 с братом Дмитрием (Абреком) подготовил номер парной джигитовки.

В 1928 орг. группу джигитов - номер «В горах Кавказа». В основе сюжета - похищение невесты из кавказского аула. За похитителями шла бешеная погоня на конях, с перестрелкой, эффектными падениями и «обрывами» джигитов. Возглавлял погоню Т. В одной из сцен он выскакивал на манеж на коне, звучал выстрел, конь вставал на дыбы и падал на бок как подкошенный; Т. с трудом успевал соскочить с седла, «раненый» конь движением головы и голосом просил хозяина о помощи. Хозяин перевязывал ему переднюю ногу, конь поднимался, не опираясь на неё, на трёх ногах медленно уходил за кулисы. Сцена имела огромный успех и Т. повторял её в других постановках. В 1940 Т. выпустил конный аттракцион «Донские казаки». Его содержанием стал народный казачий праздник с разнообразными конными состязаниями, песнями, танцами. Постановщикам удалось добиться гармоничного слияния казачьего фольклора с элементами цирковой зрелищности.

Действие открывалось торжеств, парадом 20 всадников. Во главе отряда ехал командир - Т. Казаки пели залихватскую песню и конь командира в такт песни исполнял танцевальные движения. Затем начиналось состязание всадников. Вихревая джигитовка органично соединялась с элементами циркового наездничества: курсовыми прыжками, конной акробатикой, трюками стипльчеза и др. Состязание конников сменялось массовой казачьей пляской, к-рую артисты расцвечивали акробатич. прыжками. Пляска прерывалась сигналом боевой тревоги, и казаки верхом на лошадях, с пиками наперевес проносились по манежу. Аттракцион завершался эффектными прыжками казаков на конях через пулемётную тачанку. Когда в 1941 началась Вел. Отеч. война, конный ансамбль «Донские казаки» во главе с Т. стал боевой единицей армии. В 1957 Т. возвратился к кавказскому фольклору и создал номер «Джигиты Северной Осетии», в к-ром исполнял высшую школу верховой езды. В 1963 оставил манеж и перешёл на режиссёрскую работу.

Среди его работ - создание для гастролей в Париже тематич. цирковой программы «Конный цирк», в к-рой участвовали жокеи Соболевские, джигиты номера «Иристон», дрессировщики лошадей Л. Котова и Ю. Ермолаев, акробаты-вольтижёры на лошадях Запашные и др.