В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

НОВОСТИ


отфильтровать новости по: году   по месяцу

29 февраля в ярославском цирке прошло праздничное представление по поводу юбилея (70 лет!!) Евгения Бернардовича Майхровского.

На торжестве собралось много клоунов, и с Цветного, и с Вернадского, а в центре внимания - семья Майхровских и их номера. Поздравляю еще раз представителей этой славной династии с таким замечательным праздником!

обсудить на форуме

">

03/03/2008 10:29

Поздравляем с юбилеем Е. Б. Майхровского

29 февраля в ярославском цирке прошло праздничное представление по поводу юбилея (70 лет!!) Евгения Бернардовича Майхровского.

На торжестве собралось много клоунов, и с Цветного, и с Вернадского, а в центре внимания - семья Майхровских и их номера. Поздравляю еще раз представителей этой славной династии с таким замечательным праздником!

обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


15 января 2008 года в 19-30 в клубе АРТ'ЭРИА в ЦДРИ со своим спектаклем "Гадский утенок". Поистинне -- человек-цирк! Вход свободный..

12 февраля в малом зале (ЦДРИ).
19 февраля будет сообщено дополнительно

">

12/02/2008 14:37

12 февраля в малом зале ЦДРИ Денис Клопов со спектаклем Гадский утенок

15 января 2008 года в 19-30 в клубе АРТ'ЭРИА в ЦДРИ со своим спектаклем "Гадский утенок". Поистинне -- человек-цирк! Вход свободный..

12 февраля в малом зале (ЦДРИ).
19 февраля будет сообщено дополнительно

"> Подробнее >>>


В российском цирке есть номера, притягательность которых не угасает, несмотря на годы, прошедшие со времени их рождения. Один из них – созданный цирковым изобретателем и неутомимым выдумщиком, режиссером Юрием Мандычем – «Жонглеры на стрелах». Вот уже 35 лет это поистине великолепное произведение циркового искусства не перестает удивлять зрителей свой необычностью, восхищать отточенностью трюков, сплетающихся в завораживающую взор композицию. А руководит сегодня номером Валерий Щербаков, который стал достойным продолжателем негаснущих традиций.
С самого раннего детства, чуть ли не с трех лет любимым его занятием было подбрасывать предметы. Летало всё, что попадалось под руку – подобранные на улице камешки или кусочки пластилина, которые мгновенно превращались в кругляши и взмывали к потолку. Но лучше всего, конечно же, получалось с небольшими мячиками, которыми он удивлял всех вокруг, ловко перекидывая их из руки в руку. С годами увлечение не прошло, наоборот, превратилось в стремление стать артистом, жонглером. Режиссер Горьковского цирка Юрий Владимирович Свирелин, к которому обратился десятилетний мальчик Валера, с пониманием отнесся к просьбе разрешить репетировать, и позволил заниматься в цирковом спортзале. Так Валерий Щербаков попал в цирк. Правда, до выступлений на манеже было еще далеко. Началось постижение азов жанра, и хотя не всё давалось легко, каждый день приобщения к искусству приносил радость. Сразу после школы прибегал он в зал и час за часом, забывая о времени, бросал и ловил кольца, пытался постичь закономерность капризного жанра. Репетировал, наблюдал за выступлениями работающих в программе жонглеров, копировал их технику, манеру поведения на арене.
Настоящим откровением стало для него выступление Евгения Биляуэра. Круговерть булав, колец в руках мастера завораживала своей непостижимостью. Это был тот эталон, к которому он стремился. Валерий приходил на каждое выступление жонглера, а частенько и на утренние репетиции, пропуская занятия в школе.
Вскоре мечта стать артистом сбылась. Работавшая в одной из программ семья Биляуэров, оценив способности парня, пригласила его в групповой жонглерский номер «Веселые повара». Был успех, аплодисменты – казалось, что еще надо. Но хотелось чего-то большего, хотелось получить основательную школу не только жонглирования, но и других цирковых жанров. С этой мечтой и поехал он поступать в ГУЦЭИ. Номер «Соло-жонглер», который он подготовил для вступительного экзамена, увидел Юрий Гаврилович Мандыч. «Зачем тебе училище, – обратился он к парню. – Ведь ты уже артист, работаешь на манеже. Есть такой номер – «Жонглеры на стрелах». Там сейчас ищут партнера. Хотел бы стать его участником?».
– Так Мандыч «сосватал» меня в номер, который, как показало время, стал делом всей моей жизни, – улыбается Валерий. – Номер «Жонглеры на стрелах», которым руководил Борис Афанасьев, подготовил Юрий Мандыч в 1973 году. Он же сконструировал уникальный аппарат, раскрывающий с необычной стороны возможности жанра.
Это действительно было необычно – две пятиметровые стальные стрелы соединяются в центре манежа. А на трех небольших площадках, в месте соединения и на противоположных окончаниях стрел, стоят артисты и перебрасываются булавами. Во время жонглирования неожиданно для зрителей стрелы то синхронно поднимаются, то опускаются, а то и вращаются по кругу… Но еще удивительнее было то, что творили на этом аппарате Борис Афанасьев, Юрий Лобзов, Елена Бубнова и Валерий Щербаков. Пресса тех лет отмечала уникальные перекидки двенадцатью, шестнадцатью булавами. Это был настоящий миниатюрный цирковой спектакль, которым восхищались и наши, и зарубежные зрители. Тем обиднее, что в самый пик своего расцвета, в 1995 году номер перестал существовать. Основные партнеры ушли из цирка, а подобрать новых артистов такой же квалификации, обучить их специфике работы на аппарате оказалось делом на тот момент невозможным.
И Щербаков задумал свой соло-номер "Ритмы метронома". Оттолкнувшись от идеи Мандыча, он изготовил аппарат кардинально иной конструкции – стрелу, которая поднимает артиста и, описав дугу, передвигает его на 180 градусов, от одного края манежа на другой.
– Тогда пришлось основательно повозиться, – вспоминает Валерий. – Вместе с братом мы разрабатывали чертежи, обращались за помощью к специалистам, вытачивали трубы, покупали двигатель. Через четыре месяца стилизованный гигантский метроном был готов. На нем я исполнял различные вариации жонглирования. Аппарат был, конечно, не идеально совершенен. Подъемы и перемещения по горизонтали происходили не плавно, как хотелось бы, а с некоторыми толчками, впрочем, зрителю не заметными. Но к работе на такой конструкции надо было привыкнуть. Малюсенькая площадка, на которой я стоял, вибрировала и вздрагивала чуть ли не на каждой фазе движения. И приходилось, не прекращая жонглирования, постоянно балансировать, чтобы и не сбиться с ритма, и не свалиться. Так что жанр, в котором я работал, был сродни почти жонглированию на скачущей лошади.
Те, кто видел этот номер, помнят, как металлическая стрела поднимала артиста на три метра над ареной, а затем опускала уже у противоположного барьера. И Щербаков не только заправски держался на крохотном пятачке – не в этом была основная цель – в руках у него мелькали кольца, булавы. И нельзя было оступиться, сделать и шага в сторону.
Успешные выступления продолжались пять лет. Но не давала покоя мысль о «стрелах», о номере, который вошел в золотой фонд нашего цирка и который было бы несправедливо предавать забвению, – так считал Щербаков, отправляя письмо за письмом в Росгосцирк. И в 2001 году мечта его сбылась. Российская государственная цирковая компания приняла решение восстановить номер. Сделать это поручили Валерию Щербакову.
Основной проблемой было найти партнеров, артистов, в которых бы сочетались навыки жонглирования и эквилибристики. Валерий пригласил в номер Михаила Найденова, который осваивал в ГУЦЭИ науку жонглирования, но работал в группе джигитов Бяшима Аннаева. Второго исполнителя Кирилла Капустина нашли в цирковой студии Пензы. Так собрался этот небольшой коллектив,
Репетиции проходили в Тульском цирке. Буквально по десять часов в сутки. Партнеры привыкали к аппарату, пробовали жонглировать в разных положениях – на крошечных площадках двух синхронно поднимающихся и вращающихся по кругу стрел. Осваивали новое для себя пространство и специфику работы. Попробуй тут удержаться, да еще и жонглировать в такой круговерти. И надо ли говорить, что перебрасываться предметами на подобной карусели гораздо труднее, чем на просторном манеже, где можно свободно двигаться и гораздо проще поймать брошенную партнером булаву. Площадка на стреле ограничивает движение, диктует свои условия. Поэтому учились при вращении стрел бросать булавы не в руки партнеру, а на несколько метров в сторону, по ходу движения. Учились корректировать направление и силу бросков булав в зависимости от скорости движения и перемещения стрел. Малейшая ошибка и неизбежен завал трюка.
Так заново рождался номер. Начинать приходилось практически с нуля. Первоначальный вариант, в котором работало четыре человека, теперь, в уменьшенном составе надо было переработать, изменив композицию, перестроив трюковые комбинации, добавив что-то новое, например, необычную перекидку «Фонтан», когда вереница булав, перелетая от партнера к партнеру, образует затейливый узор в воздухе.
Все трудности, все технические сложности были преодолены. И вновь, как прежде, жонглеры на стрелах радуют зрителей яркими по рисунку, технически сложными перекидками, разнообразными трюковыми комбинациями. И, главное, необычностью действа – именно тем, чем привлекает нас искусство цирка. По ходу номера движение стрел изменяет положение партнеров по отношению друг к другу, расстояние между ними то увеличивается до десяти метров, то предельно уменьшается. Переходя от одного элемента к другому, артисты не перестают жонглировать восемью, девятью и даже десятью булавами, и это делает всю композицию удивительно цельной, органичной. При этом стиль номера сдержан, без внешних эффектов, комплиментарных пауз, без подчеркивания сложности. Артисты стремятся сосредоточить внимание зрителя прежде всего на состоянии свободы и уверенности, легкости исполнения на не простых трюков.
Номер выгодно отличают исключительная точность, ритмичность и согласованность действий артистов. Это действительно уникальное зрелище, в котором слились скорость и ловкость, внутренняя раскованность, умение увлечь зрителя своим искусством.
Всё выступление проходит словно на одном дыхании. У зрителя невольно создается ощущение, будто все увиденные трюки рождаются тут же, на глазах у всех.
– Приступая к воссозданию номера, – рассказывает Валерий Щербаков, – мы стремились создать художественно цельное произведение, все части которого взаимосвязаны и служат одной цели – доставить зрителю эстетическое удовольствие. И выступая на манежах многих городов страны, видя реакцию зрителя, испытываем творческое удовлетворение от сделанного.
Главная заветная мечта Валерия, к счастью, сбылась. Но недавно появилось еще одно сокровенное желание – выступить на арене Нижегородского цирка, там, где начиналась его цирковая жизнь. Ведь это так символично – показать землякам номер, который стал воплощенной целью его жизни.

Николай АРАКЕЛОВ.
«Парад-Алле»

обсудить на форуме

">

07/02/2008 21:44

Мечтам суждено сбываться Жонглеры на стрелах п/р Валерий Щербакова

В российском цирке есть номера, притягательность которых не угасает, несмотря на годы, прошедшие со времени их рождения. Один из них – созданный цирковым изобретателем и неутомимым выдумщиком, режиссером Юрием Мандычем – «Жонглеры на стрелах». Вот уже 35 лет это поистине великолепное произведение циркового искусства не перестает удивлять зрителей свой необычностью, восхищать отточенностью трюков, сплетающихся в завораживающую взор композицию. А руководит сегодня номером Валерий Щербаков, который стал достойным продолжателем негаснущих традиций.
С самого раннего детства, чуть ли не с трех лет любимым его занятием было подбрасывать предметы. Летало всё, что попадалось под руку – подобранные на улице камешки или кусочки пластилина, которые мгновенно превращались в кругляши и взмывали к потолку. Но лучше всего, конечно же, получалось с небольшими мячиками, которыми он удивлял всех вокруг, ловко перекидывая их из руки в руку. С годами увлечение не прошло, наоборот, превратилось в стремление стать артистом, жонглером. Режиссер Горьковского цирка Юрий Владимирович Свирелин, к которому обратился десятилетний мальчик Валера, с пониманием отнесся к просьбе разрешить репетировать, и позволил заниматься в цирковом спортзале. Так Валерий Щербаков попал в цирк. Правда, до выступлений на манеже было еще далеко. Началось постижение азов жанра, и хотя не всё давалось легко, каждый день приобщения к искусству приносил радость. Сразу после школы прибегал он в зал и час за часом, забывая о времени, бросал и ловил кольца, пытался постичь закономерность капризного жанра. Репетировал, наблюдал за выступлениями работающих в программе жонглеров, копировал их технику, манеру поведения на арене.
Настоящим откровением стало для него выступление Евгения Биляуэра. Круговерть булав, колец в руках мастера завораживала своей непостижимостью. Это был тот эталон, к которому он стремился. Валерий приходил на каждое выступление жонглера, а частенько и на утренние репетиции, пропуская занятия в школе.
Вскоре мечта стать артистом сбылась. Работавшая в одной из программ семья Биляуэров, оценив способности парня, пригласила его в групповой жонглерский номер «Веселые повара». Был успех, аплодисменты – казалось, что еще надо. Но хотелось чего-то большего, хотелось получить основательную школу не только жонглирования, но и других цирковых жанров. С этой мечтой и поехал он поступать в ГУЦЭИ. Номер «Соло-жонглер», который он подготовил для вступительного экзамена, увидел Юрий Гаврилович Мандыч. «Зачем тебе училище, – обратился он к парню. – Ведь ты уже артист, работаешь на манеже. Есть такой номер – «Жонглеры на стрелах». Там сейчас ищут партнера. Хотел бы стать его участником?».
– Так Мандыч «сосватал» меня в номер, который, как показало время, стал делом всей моей жизни, – улыбается Валерий. – Номер «Жонглеры на стрелах», которым руководил Борис Афанасьев, подготовил Юрий Мандыч в 1973 году. Он же сконструировал уникальный аппарат, раскрывающий с необычной стороны возможности жанра.
Это действительно было необычно – две пятиметровые стальные стрелы соединяются в центре манежа. А на трех небольших площадках, в месте соединения и на противоположных окончаниях стрел, стоят артисты и перебрасываются булавами. Во время жонглирования неожиданно для зрителей стрелы то синхронно поднимаются, то опускаются, а то и вращаются по кругу… Но еще удивительнее было то, что творили на этом аппарате Борис Афанасьев, Юрий Лобзов, Елена Бубнова и Валерий Щербаков. Пресса тех лет отмечала уникальные перекидки двенадцатью, шестнадцатью булавами. Это был настоящий миниатюрный цирковой спектакль, которым восхищались и наши, и зарубежные зрители. Тем обиднее, что в самый пик своего расцвета, в 1995 году номер перестал существовать. Основные партнеры ушли из цирка, а подобрать новых артистов такой же квалификации, обучить их специфике работы на аппарате оказалось делом на тот момент невозможным.
И Щербаков задумал свой соло-номер "Ритмы метронома". Оттолкнувшись от идеи Мандыча, он изготовил аппарат кардинально иной конструкции – стрелу, которая поднимает артиста и, описав дугу, передвигает его на 180 градусов, от одного края манежа на другой.
– Тогда пришлось основательно повозиться, – вспоминает Валерий. – Вместе с братом мы разрабатывали чертежи, обращались за помощью к специалистам, вытачивали трубы, покупали двигатель. Через четыре месяца стилизованный гигантский метроном был готов. На нем я исполнял различные вариации жонглирования. Аппарат был, конечно, не идеально совершенен. Подъемы и перемещения по горизонтали происходили не плавно, как хотелось бы, а с некоторыми толчками, впрочем, зрителю не заметными. Но к работе на такой конструкции надо было привыкнуть. Малюсенькая площадка, на которой я стоял, вибрировала и вздрагивала чуть ли не на каждой фазе движения. И приходилось, не прекращая жонглирования, постоянно балансировать, чтобы и не сбиться с ритма, и не свалиться. Так что жанр, в котором я работал, был сродни почти жонглированию на скачущей лошади.
Те, кто видел этот номер, помнят, как металлическая стрела поднимала артиста на три метра над ареной, а затем опускала уже у противоположного барьера. И Щербаков не только заправски держался на крохотном пятачке – не в этом была основная цель – в руках у него мелькали кольца, булавы. И нельзя было оступиться, сделать и шага в сторону.
Успешные выступления продолжались пять лет. Но не давала покоя мысль о «стрелах», о номере, который вошел в золотой фонд нашего цирка и который было бы несправедливо предавать забвению, – так считал Щербаков, отправляя письмо за письмом в Росгосцирк. И в 2001 году мечта его сбылась. Российская государственная цирковая компания приняла решение восстановить номер. Сделать это поручили Валерию Щербакову.
Основной проблемой было найти партнеров, артистов, в которых бы сочетались навыки жонглирования и эквилибристики. Валерий пригласил в номер Михаила Найденова, который осваивал в ГУЦЭИ науку жонглирования, но работал в группе джигитов Бяшима Аннаева. Второго исполнителя Кирилла Капустина нашли в цирковой студии Пензы. Так собрался этот небольшой коллектив,
Репетиции проходили в Тульском цирке. Буквально по десять часов в сутки. Партнеры привыкали к аппарату, пробовали жонглировать в разных положениях – на крошечных площадках двух синхронно поднимающихся и вращающихся по кругу стрел. Осваивали новое для себя пространство и специфику работы. Попробуй тут удержаться, да еще и жонглировать в такой круговерти. И надо ли говорить, что перебрасываться предметами на подобной карусели гораздо труднее, чем на просторном манеже, где можно свободно двигаться и гораздо проще поймать брошенную партнером булаву. Площадка на стреле ограничивает движение, диктует свои условия. Поэтому учились при вращении стрел бросать булавы не в руки партнеру, а на несколько метров в сторону, по ходу движения. Учились корректировать направление и силу бросков булав в зависимости от скорости движения и перемещения стрел. Малейшая ошибка и неизбежен завал трюка.
Так заново рождался номер. Начинать приходилось практически с нуля. Первоначальный вариант, в котором работало четыре человека, теперь, в уменьшенном составе надо было переработать, изменив композицию, перестроив трюковые комбинации, добавив что-то новое, например, необычную перекидку «Фонтан», когда вереница булав, перелетая от партнера к партнеру, образует затейливый узор в воздухе.
Все трудности, все технические сложности были преодолены. И вновь, как прежде, жонглеры на стрелах радуют зрителей яркими по рисунку, технически сложными перекидками, разнообразными трюковыми комбинациями. И, главное, необычностью действа – именно тем, чем привлекает нас искусство цирка. По ходу номера движение стрел изменяет положение партнеров по отношению друг к другу, расстояние между ними то увеличивается до десяти метров, то предельно уменьшается. Переходя от одного элемента к другому, артисты не перестают жонглировать восемью, девятью и даже десятью булавами, и это делает всю композицию удивительно цельной, органичной. При этом стиль номера сдержан, без внешних эффектов, комплиментарных пауз, без подчеркивания сложности. Артисты стремятся сосредоточить внимание зрителя прежде всего на состоянии свободы и уверенности, легкости исполнения на не простых трюков.
Номер выгодно отличают исключительная точность, ритмичность и согласованность действий артистов. Это действительно уникальное зрелище, в котором слились скорость и ловкость, внутренняя раскованность, умение увлечь зрителя своим искусством.
Всё выступление проходит словно на одном дыхании. У зрителя невольно создается ощущение, будто все увиденные трюки рождаются тут же, на глазах у всех.
– Приступая к воссозданию номера, – рассказывает Валерий Щербаков, – мы стремились создать художественно цельное произведение, все части которого взаимосвязаны и служат одной цели – доставить зрителю эстетическое удовольствие. И выступая на манежах многих городов страны, видя реакцию зрителя, испытываем творческое удовлетворение от сделанного.
Главная заветная мечта Валерия, к счастью, сбылась. Но недавно появилось еще одно сокровенное желание – выступить на арене Нижегородского цирка, там, где начиналась его цирковая жизнь. Ведь это так символично – показать землякам номер, который стал воплощенной целью его жизни.

Николай АРАКЕЛОВ.
«Парад-Алле»

обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


В разных видах искусства звезды рождаются по-разному. В живописи, например, бывает, затрачиваются многие годы, чтобы когда-нибудь стать великим. На эстраде сегодня достаточно спеть одну-две забойные песенки, и к имени исполнителя прилепится желанное слово «звезда». А в нынешнем цирке существует поверье, что получить высокие награды не только у нас в стране, но и на престижных зарубежных фестивалях можно почти наверняка, если ставить номер будет главный режиссер экспериментальной творческой мастерской Центра циркового искусства Росгосцирка Владимир Стихановский. Так ли на самом деле и в чем секреты этого человека –  «создателя цирковых звезд», выяснял наш корреспондент.

Несчастный случай иной раз заставляет вдруг переосмыслить все предыдущее и определить совершенно новые пути-дороги и ориентиры в

жизни человека. Так вышло и у Владимира Стихановского, когда молодой и преуспеваюший, на взлете циркового мастерства, артист сорвался с проволоки над манежем и попал с переломами на операционный стол.

О том, что было после, речь впереди. А пока, в начале нашей беседы, спрашиваю у Владимира Алексеевича, как начиналась дорога на арену.

  Я родился в Казахстане, где жила наша семья с отцом-военным. Пока учился в школе, все свободное время отдавал самодеятельному театру и спорту. Как это у многих бывало, натягивали между сараями занавес и играли спектакли. Ну а когда окончил восемь классов, родители заняли у всех родственников и знакомых денег и разрешили мне сорваться в Москву. Чтобы исполнить заветное желание и поступить в театральную школу-студию.

Но с восьмилеткой никуда не брали, а безрезультатно возвращаться домой было стыдно. Тогда мне кто-то подсказал, что есть такое эстрадное училище, где тоже готовят артистов и дают среднее образование. Я помчался туда и в дверях, могу сказать не кривя душой, встретился со своей судьбой. Это был Юрий Гаврилович Мандыч – известный артист и цирковой педагог-режиссер. Он расспросил, чего я хочу, посмотрел, что умею, и сказал: «Приходи на конкурс». Так меня зачислили в это училище, которое окончил с отличием и на год раньше, сдав экстерном все экзамены.

- Но ведь чтобы выполнять многие трюки, обычно нужна хорошая спортивная подготовка. А вы освоили это сразу и на отлично?

  У меня уже были разряды по гимнастике и акробатике. Многое осваивал сам еще до поступления в училище. А уж во время учебы очень полюбил воздушные номера и думал, что ими в основном буду заниматься. Однако Юрий Гаврилович, увидев однажды американских канатоходцев, поспорил, как потом выяснилось, с коллегами на ящик коньяка, что сделает из меня акробата на проволоке. И через полгода я действительно показал на натянутом тросе так называемую «окрошку» –  рондат, флик-фляк, сальто-бланш и другие трюки эквилибра. Чуть позже Мандыч взял со старшего курса девочек и сделал нам великолепный номер на тройной вращающейся проволоке.

И вы сразу стали работать на представлениях?

– Да, но недолго. Номер распался, так как аппаратура была еще несовершенной. И тогда мы вместе с одной из лучших партнерш – Татьяной Марковой – уехали в Киев и сделали дуэт. Это было настоящее балетное адажио с вариациями на проволоке. Такое совмещение балета и цирка появилось впервые, и мне даже говорили, что мы создали новый жанр.

А вскоре после этого пришлось выполнять обещание, данное одной из моих наставниц в училище – удивительному человеку и педагогу Ие Яковлевне Новодворской. Как-то в дружеской откровенной беседе она сказала: «Если ты не поступишь на режиссуру, я перестану тебя уважать!» Поэтому, чтобы оставаться человеком слова, мне пришлось поступать на заочный режиссерский факультет в ГИТИС, хотя особого желания, честно говоря, тогда не было. Но вскоре увлекся, опять благодаря судьбе, которая свела меня здесь с главным режиссером Цирка на Цветном бульваре Марком Соломоновичем Местечкиным. С этим великим человеком и мастером я поддерживал дружбу и творческое сотрудничество до конца его дней.

До начала девяностых годов вы успешно работали на многих манежах в стране и за рубежом. Кто-то даже называл вашу пару «Васильевым и Улановой в цирке». Уже были многие награды, в том числе и звание заслуженного артиста Российской Федерации. Но, я знаю, проволоку пришлось оставить...

– Да, это случилось в Кейптауне. После исполненного сальто-мортале меня повело в воздухе чуть в сторону и я упал на очень жесткий манеж. Пятку разбил вдребезги, и врачи долго колдовали, чтобы меня восстановить. И вот этот перелом костный оказался еще и началом излома внутреннего, душевного.

Как только слёг, вдруг никому стал не нужен. Никто не приходил навестить. Молчал и телефон. После того как постоянно находился в центре внимания, это отчуждение довольно тяжело перенести. И я стал думать об уходе с манежа. Вспомнил, как мудрые старшие актеры не раз говорили: «Лучше уйти на год раньше, чем на день позже»...

И хотя физически я восстановился, многие месяцы сидел смотрел в окно на времена года. Единственный человек, кто позвонил и поддержал, был Юрий Никулин, с которым нас связывала давняя дружба. Он пригласил меня работать режиссером. Но параллельно предложили другое, как мне казалось, более заманчивое и перспективное дело. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Но в то же время, к счастью, я перешел на работу в Центр циркового искусства.

И вот здесь, можно сказать, у вас началась новая жизнь в старых стенах?

– Да, я никуда не ушел от манежа, но получил возможность реализовывать свое видение цирка как искусства и, наверное, внести свою лепту в его развитие. За эти годы поставил уже более сорока номеров. У моих номеров есть призы всех существующих в мире фестивалей…

Но главное в моей жизни – не награды. Помните, как говорил поэт: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Так и работаю: один номер ставлю, а в голове уже крутятся сценарии еще нескольких новых. Но, к сожалению, многое «оседает в столе», так как средств на постановки государство выделяет мало. Вот в Китае посмотрите, как торжествует цирк. И лишь потому, что государство понимает его важность и в воспитании, и в повышении уровня. культуры народа.

Режиссер профессия особая. И, можно сказать, очень нелегкая. Что для вас является в ней главным?

– Отвечу однозначно: команда. Когда рядом со мной люди, с которыми понимаем друг друга с полуслова, когда для них творчество, реализация задуманмрго – прежде всего. Сегодня это мои коллеги и помощники: хореограф Константин Костылев, художник-постановщик Наталья Коковина, сценограф Рита Песчанская...

Ну а насчет самой профессии скажу, что в нашем древнем искусстве еще до того как стать режиссером, очень важно самому поработать на манеже, знать этот мир, как говорится, изнутри. А уже потом наращивать всю остальную массу необходимых знаний. Ведь здесь нужны не только чисто профессиональные дисциплины, такие, как психология, педагогика, история, но и химия, физика, анатомия, графика, и даже математика…

Вообще режиссер для меня – это форма мышления, а еще точнее – форма существования.

– Зная успехи номеров, которые вы ставите, многие артисты хотят попасть к Стихановскому, хотя бы для того, чтобы только какие-то детали подкорректировать. Но попадает, конечно, не каждый желающий. Раскройте секрет: каковы ваши принципы отбора?

– Для меня отправной точкой при выборе того или иного номера является в первую очередь личность самого артиста. Это должен быть актер, фанатично преданный цирку, своему делу. Другие критерии мне не важны. Если надо –  что-то в номере придумаю. Добавят своё художник, дизайнер, тренер.

Ну а как определить такую личность?

– Я это чувствую интуитивно. Ну и, кроме того, конечно, смотрю видеоматериалы. Вижу, что человек хотя и делает номер неплохо, но исполняет его формально, без души. Такой мне неинтересен. Да и публике, думаю тоже.

А другой приходит и весь горит. И я знаю, что вместе мы сделаем все, что надо. Потому что есть определенное отношение к делу и, конечно, вера в режиссера.

Могу раскрыть еще один секрет. Балетмейстер, художник и все, кто ставит номер, когда приходят на репетицию, уже знают, что будет каждый делать. Это всё заранее расписано. Поэтому у нас нет шума, криков. Работаем тихо и спокойно.

Владимир Алексеевич, вам недавно присвоено самое высокое звание народный артист России, у вас, как уже говорилось, все призы мировых цирковых фестивалей. О чем еще мечтаете?

– Я не озабочен материальными благами. У меня нет виллы, нет машины. Просто мне это неинтересно. Живу цирком. И в этом – счастье.

Вот подрастает мой внук Матвей. Смотрю на него и думаю: а что он будет смотреть в цирке, когда вырастет? Покажут ли ему сказку, подобную той – у Енгибарова, – от которой даже я, взрослый, плакал?

Пока мы живы, надо делать все возможное, чтобы цирковое искусство оставалось близким и интересным людям. Чтобы национальные традиции не угасали, а пополнялись новыми интересными находками и поддерживались новыми талантливыми людьми.

Беседу вел Аркадий КАЗИМИРОВ.

«Парад-Алле».

 

На снимке:

Член жюри Всероссийского конкурса «Принцесса цирка» Владимир Стихановский вручает корону победительницы Маше Сар

обсудить на форуме

 

">

07/02/2008 15:05

Живу цирком и в этом счастье. Владимир Стихановский

В разных видах искусства звезды рождаются по-разному. В живописи, например, бывает, затрачиваются многие годы, чтобы когда-нибудь стать великим. На эстраде сегодня достаточно спеть одну-две забойные песенки, и к имени исполнителя прилепится желанное слово «звезда». А в нынешнем цирке существует поверье, что получить высокие награды не только у нас в стране, но и на престижных зарубежных фестивалях можно почти наверняка, если ставить номер будет главный режиссер экспериментальной творческой мастерской Центра циркового искусства Росгосцирка Владимир Стихановский. Так ли на самом деле и в чем секреты этого человека –  «создателя цирковых звезд», выяснял наш корреспондент.

Несчастный случай иной раз заставляет вдруг переосмыслить все предыдущее и определить совершенно новые пути-дороги и ориентиры в

жизни человека. Так вышло и у Владимира Стихановского, когда молодой и преуспеваюший, на взлете циркового мастерства, артист сорвался с проволоки над манежем и попал с переломами на операционный стол.

О том, что было после, речь впереди. А пока, в начале нашей беседы, спрашиваю у Владимира Алексеевича, как начиналась дорога на арену.

  Я родился в Казахстане, где жила наша семья с отцом-военным. Пока учился в школе, все свободное время отдавал самодеятельному театру и спорту. Как это у многих бывало, натягивали между сараями занавес и играли спектакли. Ну а когда окончил восемь классов, родители заняли у всех родственников и знакомых денег и разрешили мне сорваться в Москву. Чтобы исполнить заветное желание и поступить в театральную школу-студию.

Но с восьмилеткой никуда не брали, а безрезультатно возвращаться домой было стыдно. Тогда мне кто-то подсказал, что есть такое эстрадное училище, где тоже готовят артистов и дают среднее образование. Я помчался туда и в дверях, могу сказать не кривя душой, встретился со своей судьбой. Это был Юрий Гаврилович Мандыч – известный артист и цирковой педагог-режиссер. Он расспросил, чего я хочу, посмотрел, что умею, и сказал: «Приходи на конкурс». Так меня зачислили в это училище, которое окончил с отличием и на год раньше, сдав экстерном все экзамены.

- Но ведь чтобы выполнять многие трюки, обычно нужна хорошая спортивная подготовка. А вы освоили это сразу и на отлично?

  У меня уже были разряды по гимнастике и акробатике. Многое осваивал сам еще до поступления в училище. А уж во время учебы очень полюбил воздушные номера и думал, что ими в основном буду заниматься. Однако Юрий Гаврилович, увидев однажды американских канатоходцев, поспорил, как потом выяснилось, с коллегами на ящик коньяка, что сделает из меня акробата на проволоке. И через полгода я действительно показал на натянутом тросе так называемую «окрошку» –  рондат, флик-фляк, сальто-бланш и другие трюки эквилибра. Чуть позже Мандыч взял со старшего курса девочек и сделал нам великолепный номер на тройной вращающейся проволоке.

И вы сразу стали работать на представлениях?

– Да, но недолго. Номер распался, так как аппаратура была еще несовершенной. И тогда мы вместе с одной из лучших партнерш – Татьяной Марковой – уехали в Киев и сделали дуэт. Это было настоящее балетное адажио с вариациями на проволоке. Такое совмещение балета и цирка появилось впервые, и мне даже говорили, что мы создали новый жанр.

А вскоре после этого пришлось выполнять обещание, данное одной из моих наставниц в училище – удивительному человеку и педагогу Ие Яковлевне Новодворской. Как-то в дружеской откровенной беседе она сказала: «Если ты не поступишь на режиссуру, я перестану тебя уважать!» Поэтому, чтобы оставаться человеком слова, мне пришлось поступать на заочный режиссерский факультет в ГИТИС, хотя особого желания, честно говоря, тогда не было. Но вскоре увлекся, опять благодаря судьбе, которая свела меня здесь с главным режиссером Цирка на Цветном бульваре Марком Соломоновичем Местечкиным. С этим великим человеком и мастером я поддерживал дружбу и творческое сотрудничество до конца его дней.

До начала девяностых годов вы успешно работали на многих манежах в стране и за рубежом. Кто-то даже называл вашу пару «Васильевым и Улановой в цирке». Уже были многие награды, в том числе и звание заслуженного артиста Российской Федерации. Но, я знаю, проволоку пришлось оставить...

– Да, это случилось в Кейптауне. После исполненного сальто-мортале меня повело в воздухе чуть в сторону и я упал на очень жесткий манеж. Пятку разбил вдребезги, и врачи долго колдовали, чтобы меня восстановить. И вот этот перелом костный оказался еще и началом излома внутреннего, душевного.

Как только слёг, вдруг никому стал не нужен. Никто не приходил навестить. Молчал и телефон. После того как постоянно находился в центре внимания, это отчуждение довольно тяжело перенести. И я стал думать об уходе с манежа. Вспомнил, как мудрые старшие актеры не раз говорили: «Лучше уйти на год раньше, чем на день позже»...

И хотя физически я восстановился, многие месяцы сидел смотрел в окно на времена года. Единственный человек, кто позвонил и поддержал, был Юрий Никулин, с которым нас связывала давняя дружба. Он пригласил меня работать режиссером. Но параллельно предложили другое, как мне казалось, более заманчивое и перспективное дело. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Но в то же время, к счастью, я перешел на работу в Центр циркового искусства.

И вот здесь, можно сказать, у вас началась новая жизнь в старых стенах?

– Да, я никуда не ушел от манежа, но получил возможность реализовывать свое видение цирка как искусства и, наверное, внести свою лепту в его развитие. За эти годы поставил уже более сорока номеров. У моих номеров есть призы всех существующих в мире фестивалей…

Но главное в моей жизни – не награды. Помните, как говорил поэт: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Так и работаю: один номер ставлю, а в голове уже крутятся сценарии еще нескольких новых. Но, к сожалению, многое «оседает в столе», так как средств на постановки государство выделяет мало. Вот в Китае посмотрите, как торжествует цирк. И лишь потому, что государство понимает его важность и в воспитании, и в повышении уровня. культуры народа.

Режиссер профессия особая. И, можно сказать, очень нелегкая. Что для вас является в ней главным?

– Отвечу однозначно: команда. Когда рядом со мной люди, с которыми понимаем друг друга с полуслова, когда для них творчество, реализация задуманмрго – прежде всего. Сегодня это мои коллеги и помощники: хореограф Константин Костылев, художник-постановщик Наталья Коковина, сценограф Рита Песчанская...

Ну а насчет самой профессии скажу, что в нашем древнем искусстве еще до того как стать режиссером, очень важно самому поработать на манеже, знать этот мир, как говорится, изнутри. А уже потом наращивать всю остальную массу необходимых знаний. Ведь здесь нужны не только чисто профессиональные дисциплины, такие, как психология, педагогика, история, но и химия, физика, анатомия, графика, и даже математика…

Вообще режиссер для меня – это форма мышления, а еще точнее – форма существования.

– Зная успехи номеров, которые вы ставите, многие артисты хотят попасть к Стихановскому, хотя бы для того, чтобы только какие-то детали подкорректировать. Но попадает, конечно, не каждый желающий. Раскройте секрет: каковы ваши принципы отбора?

– Для меня отправной точкой при выборе того или иного номера является в первую очередь личность самого артиста. Это должен быть актер, фанатично преданный цирку, своему делу. Другие критерии мне не важны. Если надо –  что-то в номере придумаю. Добавят своё художник, дизайнер, тренер.

Ну а как определить такую личность?

– Я это чувствую интуитивно. Ну и, кроме того, конечно, смотрю видеоматериалы. Вижу, что человек хотя и делает номер неплохо, но исполняет его формально, без души. Такой мне неинтересен. Да и публике, думаю тоже.

А другой приходит и весь горит. И я знаю, что вместе мы сделаем все, что надо. Потому что есть определенное отношение к делу и, конечно, вера в режиссера.

Могу раскрыть еще один секрет. Балетмейстер, художник и все, кто ставит номер, когда приходят на репетицию, уже знают, что будет каждый делать. Это всё заранее расписано. Поэтому у нас нет шума, криков. Работаем тихо и спокойно.

Владимир Алексеевич, вам недавно присвоено самое высокое звание народный артист России, у вас, как уже говорилось, все призы мировых цирковых фестивалей. О чем еще мечтаете?

– Я не озабочен материальными благами. У меня нет виллы, нет машины. Просто мне это неинтересно. Живу цирком. И в этом – счастье.

Вот подрастает мой внук Матвей. Смотрю на него и думаю: а что он будет смотреть в цирке, когда вырастет? Покажут ли ему сказку, подобную той – у Енгибарова, – от которой даже я, взрослый, плакал?

Пока мы живы, надо делать все возможное, чтобы цирковое искусство оставалось близким и интересным людям. Чтобы национальные традиции не угасали, а пополнялись новыми интересными находками и поддерживались новыми талантливыми людьми.

Беседу вел Аркадий КАЗИМИРОВ.

«Парад-Алле».

 

На снимке:

Член жюри Всероссийского конкурса «Принцесса цирка» Владимир Стихановский вручает корону победительницы Маше Сар

обсудить на форуме

 

"> Подробнее >>>


Ретро, роскошь, блеск! Лучшие картинки черно-белого кино оживут в ярких красках цирка. С участием живого оркестра, шпрехшталмейстера и балета.
В программе выступают: Воздушные гимнасты, Акробаты, Групповые жонглеры, Па-де-де на лошадях, Крокодилы и змеи

А также: Дрессированные собачки Народного артиста России Петра Простецова, Колесо Смерти (братья Абдуллаевы) и Аттракцион с африканскими львами Владислава Гончарова, Исполняется уникальный трюк "голова дрессировщика в пасти льва". Весь вечер на манеже клоунская группа под руководством Лауреата международных конкурсов Алексея Емелина с новым репертуаром цирковых реприз!

Ведущий - Борис Федотов

Режиссеры-постановщики - Оксана Дружинина, Феликс Михайлов

Композиторы - Денис Гарнизов

Лев Землинский

Художник по костюмам - Екатерина Котова

">

05/02/2008 17:09

С 8 февраля с цирке Никулина новая программа. Внимание...Мотор...Начали!

Ретро, роскошь, блеск! Лучшие картинки черно-белого кино оживут в ярких красках цирка. С участием живого оркестра, шпрехшталмейстера и балета.
В программе выступают: Воздушные гимнасты, Акробаты, Групповые жонглеры, Па-де-де на лошадях, Крокодилы и змеи

А также: Дрессированные собачки Народного артиста России Петра Простецова, Колесо Смерти (братья Абдуллаевы) и Аттракцион с африканскими львами Владислава Гончарова, Исполняется уникальный трюк "голова дрессировщика в пасти льва". Весь вечер на манеже клоунская группа под руководством Лауреата международных конкурсов Алексея Емелина с новым репертуаром цирковых реприз!

Ведущий - Борис Федотов

Режиссеры-постановщики - Оксана Дружинина, Феликс Михайлов

Композиторы - Денис Гарнизов

Лев Землинский

Художник по костюмам - Екатерина Котова

"> Подробнее >>>


Золото


William Wei-Liang Lin - диаболо Китай
Александр Кулаков - Россия
Сергей Тимофеев - эквилибр Украина
Суининг (акробатическая группа) - эквилибр Китай

Серебро


Морган - жонглёр Франция
Гарамовы - Полёт Россия
Hebei (акробатическая группа) - антипод Китай

Бронза

Аревик Серанян - эквилибр Армения
Морозовы (дуэт) - кoрд-де-волан (Аргентина  Бразилия  Италия  Франция)

подробнее

">

04/02/2008 00:00

Результаты циркового фестиваля в Париже "Цирк завтрашнего дня"

Золото


William Wei-Liang Lin - диаболо Китай
Александр Кулаков - Россия
Сергей Тимофеев - эквилибр Украина
Суининг (акробатическая группа) - эквилибр Китай

Серебро


Морган - жонглёр Франция
Гарамовы - Полёт Россия
Hebei (акробатическая группа) - антипод Китай

Бронза

Аревик Серанян - эквилибр Армения
Морозовы (дуэт) - кoрд-де-волан (Аргентина  Бразилия  Италия  Франция)

подробнее

"> Подробнее >>>


Со 2 февраля на Первом канале стартует грандиозное шоу «Цирк». Самые смелые и отчаянные – Анита Цой, Владимир Турчинский, Ольга Шелест, Антон Камолов, Дарья Повереннова, Ирина Чащина, Тимур Батрутдинов, Валерий Николаев, Наталья Подольская, Кирилл Андреев и др.


Звездам кино, эстрады и спорта дается возможность попробовать себя в самых неожиданных амплуа. Они освоят все цирковые жанры – окажутся под куполом цирка и войдут в клетку к хищникам, покажут фокусы и клоунаду, станут наездниками и жонглерами.

подробнее

">

29/01/2008 00:00

Со 2 февраля на Первом канале стартует грандиозное шоу «Цирк»

Со 2 февраля на Первом канале стартует грандиозное шоу «Цирк». Самые смелые и отчаянные – Анита Цой, Владимир Турчинский, Ольга Шелест, Антон Камолов, Дарья Повереннова, Ирина Чащина, Тимур Батрутдинов, Валерий Николаев, Наталья Подольская, Кирилл Андреев и др.


Звездам кино, эстрады и спорта дается возможность попробовать себя в самых неожиданных амплуа. Они освоят все цирковые жанры – окажутся под куполом цирка и войдут в клетку к хищникам, покажут фокусы и клоунаду, станут наездниками и жонглерами.

подробнее

"> Подробнее >>>


Международный фестиваль циркового искусства в Монте- Карло


Специальная Премия Flying Gascas за исполнение четверного сальто ,исполнитель Gino Maravilla

Золото (3)

I Pellegrini Братья Пеллегрини со 2 раза все таки получили золото!
Florian Richter - Жокеи, великолепный номер!
Li Wey - Свободная проволока

Серебро [5]

Vertical Tango - Акробаты на шесте
Crazy Wilson - Колесо смерти
Troupe Catana - Акробаты с подкидной доской
Casselly - Слоны и лошади,со 2 раза получили серебро, первый раз ничего не получили за великолепный номер Па-де-де на слонах.
Troupe Shenyang Китайская группа это нечто, во время вращения на полотнах, девушки еще держат баланс со шпагами! Надо видеть

Бронза [3]

Elayne Kramer - Каучук
Marina e Svetlana – Антипод с платками
Sergey Akimov - Ремни

 

ПОДРОБНЕЕ

7 Международный фестиваль цирка в Будапеште
Die Preisträger des 7. CIRCUSFESTIVAL VON BUDAPEST.

Золото

Beijing Acrobatic Troup - Rola Rola

Серебро

White Crow - Russischer Barren
Dima Shine - Equilibristik

Бронза
Rob Torres - Clownerie
Glen Nicolodi - Equilibristik
Narkevich - Schleuderbrett
Mr. & Mrs. Dittmar – Comedy

ПОДРОБНЕЕ

">

29/01/2008 00:00

Итоги Международных фестивалей в Монте-Карло и Будапеште.

Международный фестиваль циркового искусства в Монте- Карло


Специальная Премия Flying Gascas за исполнение четверного сальто ,исполнитель Gino Maravilla

Золото (3)

I Pellegrini Братья Пеллегрини со 2 раза все таки получили золото!
Florian Richter - Жокеи, великолепный номер!
Li Wey - Свободная проволока

Серебро [5]

Vertical Tango - Акробаты на шесте
Crazy Wilson - Колесо смерти
Troupe Catana - Акробаты с подкидной доской
Casselly - Слоны и лошади,со 2 раза получили серебро, первый раз ничего не получили за великолепный номер Па-де-де на слонах.
Troupe Shenyang Китайская группа это нечто, во время вращения на полотнах, девушки еще держат баланс со шпагами! Надо видеть

Бронза [3]

Elayne Kramer - Каучук
Marina e Svetlana – Антипод с платками
Sergey Akimov - Ремни

 

ПОДРОБНЕЕ

7 Международный фестиваль цирка в Будапеште
Die Preisträger des 7. CIRCUSFESTIVAL VON BUDAPEST.

Золото

Beijing Acrobatic Troup - Rola Rola

Серебро

White Crow - Russischer Barren
Dima Shine - Equilibristik

Бронза
Rob Torres - Clownerie
Glen Nicolodi - Equilibristik
Narkevich - Schleuderbrett
Mr. & Mrs. Dittmar – Comedy

ПОДРОБНЕЕ

"> Подробнее >>>


В Орловской области появился официальный представитель Российского авторского общества. Им стал известный в артистических кругах человек – Сергей Кораблёв.
И, судя по первым шагам его бурной деятельности, о 4 части Гражданского Кодекса РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации на Орловщине узнали очень многие.


– Сергей Иванович, а зачем вообще надо защищать авторское право?


– Если коротко, то для того чтобы стать вровень со всеми цивилизованными странами. Ещё в 1995 году Россия присоединилась к Бернской Конвенции «Об охране литературных и художественных произведений». Кроме того, с 27 мая 1973 года мы являемся членом Всемирной Конвенции об авторском праве.

Тем не менее, в нашей стране по существу не обращали должного внимания на охрану авторских прав, процветало «пиратство», рынок буквально завален контрафактной продукцией, а это – криминал и доходы от теневого бизнеса не попадают ни в казну, ни тем, кто владеет интеллектуальной собственностью.


– Что же является объектом авторского права?


– Произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Причём авторское право распространяется как на обнародованные, так и не обнародованные произведения.

Но следует заметить, что объектами авторского права не являются официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества. Кроме того, не распространяется авторское право на идеи, методы, процессы, способы, концепции, открытия. Например, художник создал поздравительную открытку, на которой нарисовал симпатичную зебру, но полоски на ней раскрасил во все цвета радуги. И вот этот художник увидел на рекламном щите рисунок, похожий на его «зебру». Однако претензий пользователю в данном случае он предъявить не сможет, так как из его рисунка заимствована только идея, а не рисунок один к одному.

– Давайте напомним нашим читателям, что из себя представляет РАО?


– Российское авторское общество (РАО) учреждено в августе 1993 года. Оно заключает договоры с авторами и защищает их права. Членами РАО могут быть физические лица, достигшие 18 лет, а также юридические лица – общественные организации.

В соответствии с договором автор поручает РАО осуществлять управление его имущественными правами на использование произведений, созданных как до заключения договора, так и в период его действия. Мы же в свою очередь обязуемся выявлять пользователей произведений автора для выдачи им лицензий на использование произведений или заключения соглашений о выплате авторского вознаграждения без выдачи лицензий. В случае нарушения прав автора РАО также берёт на себя обязательство принимать меры для их восстановления, вплоть до обращения в судебные органы.


– А в чём заключается ваша задача?


– Контролировать, чтобы все организации, использующие авторские произведения в коммерческих целях, заключали с РАО Лицензионный договор и отчисляли определённый процент в пользу авторов. В первую очередь это касается мест общественного питания, дискотек, радиостанций, кинотеатров, зрелищных мероприятий и так далее, исполняющих музыкальные произведения…
– А если я включаю приёмник у себя в машине и слушаю музыку, я тоже должна платить за прослушивание?
– Нет. Закон допускает воспроизведение произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения в личных целях.

 
– А если я захочу публично исполнить чью-то песню?


– Публичное исполнение музыкальных произведений без разрешения автора разрешено только во время официальных или религиозных церемоний, а также похорон.


– Сергей Иванович, каков общий срок действия авторского права?


– Законом установлено, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.


– Нужно ли получать согласие автора на размещение произведений в сети Интернет и использование их в качестве звонков для мобильных телефонов?


– Размещение в Интернете должно осуществляться только с согласия правообладателя. Использование произведений в качестве звонков для мобильных телефонов связано с осуществлением их переработки. Право на переработку является самостоятельным исключительным имущественным правом автора, соответственно, разрешение на такие действия должны быть получены от правообладателя. РАО имеет каталог, в который входят произведения авторов, передавших нам право выдавать разрешения на такой вид использования произведений.

– А как определяется размер авторского вознаграждения?


– Это определяется Лицензионным договором. Например, при передаче в эфир и по кабелю учитывается общий доход пользователя. При этом понятие доход определяется для негосударственных телерадиовещательных компаний как средства, получаемые от размещения рекламы, объявлений коммерческого характера. Для государственных и муниципальных эфирных телерадиокомпаний – как средства, получаемые от размещения рекламы, коммерческих объявлений и как суммы перечисленных бюджетных ассигнований за вычетом сумм, направленных на оплату услуг по распространению телерадиопрограмм, коммунальных услуг, капитальных расходов и государственных инвестиций.

Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений выплачивается в размере определённого процента от дохода, полученного от продажи билетов на конкретное мероприятие. При этом доходом является выручка, полученная от обычных видов деятельности и поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг.


– А если вход на концерт бесплатный?


– Авторское вознаграждение выплачивается в любом случае – как при платном, так и при бесплатном для зрителей входе. Только в этом случае авторский гонорар начисляется в процентах от суммы вознаграждения, выплачиваемого исполнителям, либо от суммы дохода плательщика, полученного от основной деятельности плательщика.


– Сергей Иванович, теперь перейдём к ответственности за нарушение авторского права.

– Законом устанавливается гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность.
Обладатель исключительных авторских прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений либо в двукратном размере стоимости прав на исполнение произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений.
Уголовная ответственность устанавливается статьёй 146 УК РФ. Присвоение авторского права (плагиат) наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев.
Если же те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в крупных размерах, с использованием служебного положения наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом до 500 тысяч рублей…

В целом же хочу заметить, что в Орле многие бизнесмены с пониманием отнеслись к требованиям Закона об авторском праве, уже заключены около сотни Лицензионных договоров. Мы медленно, но всё же становимся правовым государством, меняется сознание людей. И я надеюсь, что новое законодательство позволит многое упорядочить в творческом мире.

Что же касается многочисленных вопросов, которые, наверняка, возникли и у вас, и у наших партнёров, советую обращаться в орловский офис РАО по адресу: г. Орёл, ул. Приборостроительная, 13. Телефон 42-33-40.


Оксана МОРОЗОВА

обсудить на форуме

">

23/01/2008 00:00

С. Кораблёв представитель Российского авторского общества.

В Орловской области появился официальный представитель Российского авторского общества. Им стал известный в артистических кругах человек – Сергей Кораблёв.
И, судя по первым шагам его бурной деятельности, о 4 части Гражданского Кодекса РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации на Орловщине узнали очень многие.


– Сергей Иванович, а зачем вообще надо защищать авторское право?


– Если коротко, то для того чтобы стать вровень со всеми цивилизованными странами. Ещё в 1995 году Россия присоединилась к Бернской Конвенции «Об охране литературных и художественных произведений». Кроме того, с 27 мая 1973 года мы являемся членом Всемирной Конвенции об авторском праве.

Тем не менее, в нашей стране по существу не обращали должного внимания на охрану авторских прав, процветало «пиратство», рынок буквально завален контрафактной продукцией, а это – криминал и доходы от теневого бизнеса не попадают ни в казну, ни тем, кто владеет интеллектуальной собственностью.


– Что же является объектом авторского права?


– Произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Причём авторское право распространяется как на обнародованные, так и не обнародованные произведения.

Но следует заметить, что объектами авторского права не являются официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества. Кроме того, не распространяется авторское право на идеи, методы, процессы, способы, концепции, открытия. Например, художник создал поздравительную открытку, на которой нарисовал симпатичную зебру, но полоски на ней раскрасил во все цвета радуги. И вот этот художник увидел на рекламном щите рисунок, похожий на его «зебру». Однако претензий пользователю в данном случае он предъявить не сможет, так как из его рисунка заимствована только идея, а не рисунок один к одному.

– Давайте напомним нашим читателям, что из себя представляет РАО?


– Российское авторское общество (РАО) учреждено в августе 1993 года. Оно заключает договоры с авторами и защищает их права. Членами РАО могут быть физические лица, достигшие 18 лет, а также юридические лица – общественные организации.

В соответствии с договором автор поручает РАО осуществлять управление его имущественными правами на использование произведений, созданных как до заключения договора, так и в период его действия. Мы же в свою очередь обязуемся выявлять пользователей произведений автора для выдачи им лицензий на использование произведений или заключения соглашений о выплате авторского вознаграждения без выдачи лицензий. В случае нарушения прав автора РАО также берёт на себя обязательство принимать меры для их восстановления, вплоть до обращения в судебные органы.


– А в чём заключается ваша задача?


– Контролировать, чтобы все организации, использующие авторские произведения в коммерческих целях, заключали с РАО Лицензионный договор и отчисляли определённый процент в пользу авторов. В первую очередь это касается мест общественного питания, дискотек, радиостанций, кинотеатров, зрелищных мероприятий и так далее, исполняющих музыкальные произведения…
– А если я включаю приёмник у себя в машине и слушаю музыку, я тоже должна платить за прослушивание?
– Нет. Закон допускает воспроизведение произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения в личных целях.

 
– А если я захочу публично исполнить чью-то песню?


– Публичное исполнение музыкальных произведений без разрешения автора разрешено только во время официальных или религиозных церемоний, а также похорон.


– Сергей Иванович, каков общий срок действия авторского права?


– Законом установлено, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.


– Нужно ли получать согласие автора на размещение произведений в сети Интернет и использование их в качестве звонков для мобильных телефонов?


– Размещение в Интернете должно осуществляться только с согласия правообладателя. Использование произведений в качестве звонков для мобильных телефонов связано с осуществлением их переработки. Право на переработку является самостоятельным исключительным имущественным правом автора, соответственно, разрешение на такие действия должны быть получены от правообладателя. РАО имеет каталог, в который входят произведения авторов, передавших нам право выдавать разрешения на такой вид использования произведений.

– А как определяется размер авторского вознаграждения?


– Это определяется Лицензионным договором. Например, при передаче в эфир и по кабелю учитывается общий доход пользователя. При этом понятие доход определяется для негосударственных телерадиовещательных компаний как средства, получаемые от размещения рекламы, объявлений коммерческого характера. Для государственных и муниципальных эфирных телерадиокомпаний – как средства, получаемые от размещения рекламы, коммерческих объявлений и как суммы перечисленных бюджетных ассигнований за вычетом сумм, направленных на оплату услуг по распространению телерадиопрограмм, коммунальных услуг, капитальных расходов и государственных инвестиций.

Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений выплачивается в размере определённого процента от дохода, полученного от продажи билетов на конкретное мероприятие. При этом доходом является выручка, полученная от обычных видов деятельности и поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг.


– А если вход на концерт бесплатный?


– Авторское вознаграждение выплачивается в любом случае – как при платном, так и при бесплатном для зрителей входе. Только в этом случае авторский гонорар начисляется в процентах от суммы вознаграждения, выплачиваемого исполнителям, либо от суммы дохода плательщика, полученного от основной деятельности плательщика.


– Сергей Иванович, теперь перейдём к ответственности за нарушение авторского права.

– Законом устанавливается гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность.
Обладатель исключительных авторских прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений либо в двукратном размере стоимости прав на исполнение произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений.
Уголовная ответственность устанавливается статьёй 146 УК РФ. Присвоение авторского права (плагиат) наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев.
Если же те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в крупных размерах, с использованием служебного положения наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом до 500 тысяч рублей…

В целом же хочу заметить, что в Орле многие бизнесмены с пониманием отнеслись к требованиям Закона об авторском праве, уже заключены около сотни Лицензионных договоров. Мы медленно, но всё же становимся правовым государством, меняется сознание людей. И я надеюсь, что новое законодательство позволит многое упорядочить в творческом мире.

Что же касается многочисленных вопросов, которые, наверняка, возникли и у вас, и у наших партнёров, советую обращаться в орловский офис РАО по адресу: г. Орёл, ул. Приборостроительная, 13. Телефон 42-33-40.


Оксана МОРОЗОВА

обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


С 24 по 28 января в Будапеште пройдёт 7 Международный фестиваль цирка. Его задача состоит в том, чтобы представить публике лучшие номера международного и венгерского циркового искусства. В течение пяти дней зрители увидят исключительно талантливых цирковых артистов из Венгрии, России, Украины, Беларуси, Китая, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Швейцарии.


Фестиваль станет праздником, уникальным событием для циркового искусства и серьезным соревнованием для его участников. Это мероприятие проводится раз в два года, для того, чтобы гарантировать эксклюзивность и максимальный интерес к фестивалю Международного циркового сообщества.


Будапешту выпала большая честь принять и организовать у себя Международный фестиваль цирка, который становится все более популярным среди любителей цирка и профессионалов.

обсудить на форуме

">

21/01/2008 00:00

С 24 по 28 января в Будапеште пройдёт 7 Международный фестиваль цирка.

С 24 по 28 января в Будапеште пройдёт 7 Международный фестиваль цирка. Его задача состоит в том, чтобы представить публике лучшие номера международного и венгерского циркового искусства. В течение пяти дней зрители увидят исключительно талантливых цирковых артистов из Венгрии, России, Украины, Беларуси, Китая, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Швейцарии.


Фестиваль станет праздником, уникальным событием для циркового искусства и серьезным соревнованием для его участников. Это мероприятие проводится раз в два года, для того, чтобы гарантировать эксклюзивность и максимальный интерес к фестивалю Международного циркового сообщества.


Будапешту выпала большая честь принять и организовать у себя Международный фестиваль цирка, который становится все более популярным среди любителей цирка и профессионалов.

обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


< предыдущая   следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100