В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

НОВОСТИ


отфильтровать новости по: году   по месяцу

В. Путин поздравил Николаева с 70-летием. Сегодня артиста цирка, режиссера, профессора Российской академии театрального искусства Андрея Николаева поздравил с 70-летием президент РФ Владимир Путин.

">

27/03/2008 00:00

В. Путин поздравил Андрея Николаева с 70-летием

В. Путин поздравил Николаева с 70-летием. Сегодня артиста цирка, режиссера, профессора Российской академии театрального искусства Андрея Николаева поздравил с 70-летием президент РФ Владимир Путин.

"> Подробнее >>>


Итальянские полицейские арестовали владельцев цирка, держащих в качестве рабынь двух девушек из Болгарии, которых заставляли выполнять смертельно-опасные трюки, включая плавание в аквариуме с пираньями и пребывание в контейнере с ядовитыми змеями. 

">

26/03/2008 15:43

На потеху публике цирковых рабынь заставляли плавать в аквариуме с пираньями

Итальянские полицейские арестовали владельцев цирка, держащих в качестве рабынь двух девушек из Болгарии, которых заставляли выполнять смертельно-опасные трюки, включая плавание в аквариуме с пираньями и пребывание в контейнере с ядовитыми змеями. 

"> Подробнее >>>


Дорогие коллеги, друзья!

Поздравляю Вас с первым всероссийским праздником "Днем работника культуры"
Желаю вам всем больших творческих успехов, добрых перемен, тепла, уюта, мира и покоя в семейной жизни, всех земных благ, удачи, счастья, везенья и чтобы Судьба Вам дарила все, всегда и без помех.

">

25/03/2008 09:23

Сегодня первый всероссийский праздник День работника культуры

Дорогие коллеги, друзья!

Поздравляю Вас с первым всероссийским праздником "Днем работника культуры"
Желаю вам всем больших творческих успехов, добрых перемен, тепла, уюта, мира и покоя в семейной жизни, всех земных благ, удачи, счастья, везенья и чтобы Судьба Вам дарила все, всегда и без помех.

"> Подробнее >>>


 

Теперь Ринат Ахметзянов делит аплодисменты зрителей со своей дочерью Ленарой.


Народный артист Татарстана воздушный гимнаст Ринат Ахметзянов приехал во Владивосток не в первый раз. Но, как и во время первых гастролей тридцатилетней давности, за его номером "Круговой полет" зал следит, затаив дыхание.


Несмотря на то, что с тех пор номер технически усовершенствован и исполняется в дуэте с дочерью Ленарой, одно осталось неизменным - артисты работают на высоте без страховки.


В перерыве между выступлениями с артистом побеседовал корреспондент "РГ".


подробнее

">

19/03/2008 18:16

Сорок лет под куполом цирка народный артист Татарстана Ринат Ахметзянов

 

Теперь Ринат Ахметзянов делит аплодисменты зрителей со своей дочерью Ленарой.


Народный артист Татарстана воздушный гимнаст Ринат Ахметзянов приехал во Владивосток не в первый раз. Но, как и во время первых гастролей тридцатилетней давности, за его номером "Круговой полет" зал следит, затаив дыхание.


Несмотря на то, что с тех пор номер технически усовершенствован и исполняется в дуэте с дочерью Ленарой, одно осталось неизменным - артисты работают на высоте без страховки.


В перерыве между выступлениями с артистом побеседовал корреспондент "РГ".


подробнее

"> Подробнее >>>


18 марта в Москве простятся с заслуженным работником культуры РФ, режиссером театра "Уголок дедушки Дурова" Борисом Бреслером, скончавшимся в пятницу на 77-м году жизни, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Прощальная панихида состоится в 11.00 во втором судебно-медицинском морге, куда в 10.00 от "Уголка Дурова" отправится автобус", - сообщил собеседник агентства.


Бреслер родился 17 августа 1931 года в городе Фергана Узбекской ССР в семье цирковых артистов, передает РИА Новости. Это и определило его профессию, призвание и судьбу. В 1943 году он был зачислен жонглером в цыганский ансамбль, которым руководил его отец. В том же году, в двенадцатилетнем возрасте, участвовал в работе фронтовой цирковой агитбригады. За свою фронтовую работу он был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". А позднее - юбилейными медалями "30 лет Победы", "40 лет Победы" и "50 лет Победы".


За годы своей работы в цирке Бреслер создал жанр сложного жонглера, его номера до сих пор вспоминают как продукт непревзойденного мастерства. Выступать на арене он закончил в 1974 году. Бреслер окончил Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) по специальности театроведение. И дважды - в 1982 и в 1988 году - преподавал в ГИТИСе, будучи старшим преподавателем кафедры циркового искусства. С 1982 по 1986 год и с 1993 года Бреслер работал в театре "Уголок дедушки Дурова" режиссером-постановщиком. С Натальей Дуровой он был дружен с детства, которое прошло в цирке. Борис Бреслер поставил в "Уголке" много интересных спектаклей. Среди них "Чудеса дуровского попугая", "Страшные сказки про фашистские маски", "Цирк дедушки Дурова", "Фантазии с шимпанзе", зоо-шоу "От мышонка до медвежонка", многие новогодние и весенние спектакли.

 

обсудить на форуме

">

17/03/2008 11:26

14 марта февраля ушел из жизни Борис Бреслер

18 марта в Москве простятся с заслуженным работником культуры РФ, режиссером театра "Уголок дедушки Дурова" Борисом Бреслером, скончавшимся в пятницу на 77-м году жизни, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Прощальная панихида состоится в 11.00 во втором судебно-медицинском морге, куда в 10.00 от "Уголка Дурова" отправится автобус", - сообщил собеседник агентства.


Бреслер родился 17 августа 1931 года в городе Фергана Узбекской ССР в семье цирковых артистов, передает РИА Новости. Это и определило его профессию, призвание и судьбу. В 1943 году он был зачислен жонглером в цыганский ансамбль, которым руководил его отец. В том же году, в двенадцатилетнем возрасте, участвовал в работе фронтовой цирковой агитбригады. За свою фронтовую работу он был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". А позднее - юбилейными медалями "30 лет Победы", "40 лет Победы" и "50 лет Победы".


За годы своей работы в цирке Бреслер создал жанр сложного жонглера, его номера до сих пор вспоминают как продукт непревзойденного мастерства. Выступать на арене он закончил в 1974 году. Бреслер окончил Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) по специальности театроведение. И дважды - в 1982 и в 1988 году - преподавал в ГИТИСе, будучи старшим преподавателем кафедры циркового искусства. С 1982 по 1986 год и с 1993 года Бреслер работал в театре "Уголок дедушки Дурова" режиссером-постановщиком. С Натальей Дуровой он был дружен с детства, которое прошло в цирке. Борис Бреслер поставил в "Уголке" много интересных спектаклей. Среди них "Чудеса дуровского попугая", "Страшные сказки про фашистские маски", "Цирк дедушки Дурова", "Фантазии с шимпанзе", зоо-шоу "От мышонка до медвежонка", многие новогодние и весенние спектакли.

 

обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


Мстислав Запашный: Кобзон пел в клетке!



Двоюродный брат Эдгарда и Аскольда Запашных дрессировщик Мстислав Запашный привёз в Воронеж 11 тигров, 5 медведей и реквизита на сумму 5 миллионов евро.


Накануне главного женского праздника, 6 марта, в Воронеж приехал один из самых бесстрашных мужчин страны — дрессировщик Мстислав Запашный. Первое выступление Мстислава Мстиславовича в воронежском цирке состоится только 14 марта, однако два дня дороги — стресс для его усатых-полосатых. И им требуется примерно 10 дней, чтобы привыкнуть к новому месту.


Около часа дня шесть огромных фур с надписью «Мстислав Запашный» подкатили к зданию цирка. Из одного авто выпрыгнул сам хозяин представления, который всю дорогу сидел за рулём.

 

Читать полностью


">

12/03/2008 22:24

М. Запашный привёз в Воронеж реквизита на 5 миллионов евро

Мстислав Запашный: Кобзон пел в клетке!



Двоюродный брат Эдгарда и Аскольда Запашных дрессировщик Мстислав Запашный привёз в Воронеж 11 тигров, 5 медведей и реквизита на сумму 5 миллионов евро.


Накануне главного женского праздника, 6 марта, в Воронеж приехал один из самых бесстрашных мужчин страны — дрессировщик Мстислав Запашный. Первое выступление Мстислава Мстиславовича в воронежском цирке состоится только 14 марта, однако два дня дороги — стресс для его усатых-полосатых. И им требуется примерно 10 дней, чтобы привыкнуть к новому месту.


Около часа дня шесть огромных фур с надписью «Мстислав Запашный» подкатили к зданию цирка. Из одного авто выпрыгнул сам хозяин представления, который всю дорогу сидел за рулём.

 

Читать полностью


"> Подробнее >>>


29 февраля в ярославском цирке прошло праздничное представление по поводу юбилея (70 лет!!) Евгения Бернардовича Майхровского.

На торжестве собралось много клоунов, и с Цветного, и с Вернадского, а в центре внимания - семья Майхровских и их номера. Поздравляю еще раз представителей этой славной династии с таким замечательным праздником!

обсудить на форуме

">

03/03/2008 10:29

Поздравляем с юбилеем Е. Б. Майхровского

29 февраля в ярославском цирке прошло праздничное представление по поводу юбилея (70 лет!!) Евгения Бернардовича Майхровского.

На торжестве собралось много клоунов, и с Цветного, и с Вернадского, а в центре внимания - семья Майхровских и их номера. Поздравляю еще раз представителей этой славной династии с таким замечательным праздником!

обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


15 января 2008 года в 19-30 в клубе АРТ'ЭРИА в ЦДРИ со своим спектаклем "Гадский утенок". Поистинне -- человек-цирк! Вход свободный..

12 февраля в малом зале (ЦДРИ).
19 февраля будет сообщено дополнительно

">

12/02/2008 14:37

12 февраля в малом зале ЦДРИ Денис Клопов со спектаклем Гадский утенок

15 января 2008 года в 19-30 в клубе АРТ'ЭРИА в ЦДРИ со своим спектаклем "Гадский утенок". Поистинне -- человек-цирк! Вход свободный..

12 февраля в малом зале (ЦДРИ).
19 февраля будет сообщено дополнительно

"> Подробнее >>>


В российском цирке есть номера, притягательность которых не угасает, несмотря на годы, прошедшие со времени их рождения. Один из них – созданный цирковым изобретателем и неутомимым выдумщиком, режиссером Юрием Мандычем – «Жонглеры на стрелах». Вот уже 35 лет это поистине великолепное произведение циркового искусства не перестает удивлять зрителей свой необычностью, восхищать отточенностью трюков, сплетающихся в завораживающую взор композицию. А руководит сегодня номером Валерий Щербаков, который стал достойным продолжателем негаснущих традиций.
С самого раннего детства, чуть ли не с трех лет любимым его занятием было подбрасывать предметы. Летало всё, что попадалось под руку – подобранные на улице камешки или кусочки пластилина, которые мгновенно превращались в кругляши и взмывали к потолку. Но лучше всего, конечно же, получалось с небольшими мячиками, которыми он удивлял всех вокруг, ловко перекидывая их из руки в руку. С годами увлечение не прошло, наоборот, превратилось в стремление стать артистом, жонглером. Режиссер Горьковского цирка Юрий Владимирович Свирелин, к которому обратился десятилетний мальчик Валера, с пониманием отнесся к просьбе разрешить репетировать, и позволил заниматься в цирковом спортзале. Так Валерий Щербаков попал в цирк. Правда, до выступлений на манеже было еще далеко. Началось постижение азов жанра, и хотя не всё давалось легко, каждый день приобщения к искусству приносил радость. Сразу после школы прибегал он в зал и час за часом, забывая о времени, бросал и ловил кольца, пытался постичь закономерность капризного жанра. Репетировал, наблюдал за выступлениями работающих в программе жонглеров, копировал их технику, манеру поведения на арене.
Настоящим откровением стало для него выступление Евгения Биляуэра. Круговерть булав, колец в руках мастера завораживала своей непостижимостью. Это был тот эталон, к которому он стремился. Валерий приходил на каждое выступление жонглера, а частенько и на утренние репетиции, пропуская занятия в школе.
Вскоре мечта стать артистом сбылась. Работавшая в одной из программ семья Биляуэров, оценив способности парня, пригласила его в групповой жонглерский номер «Веселые повара». Был успех, аплодисменты – казалось, что еще надо. Но хотелось чего-то большего, хотелось получить основательную школу не только жонглирования, но и других цирковых жанров. С этой мечтой и поехал он поступать в ГУЦЭИ. Номер «Соло-жонглер», который он подготовил для вступительного экзамена, увидел Юрий Гаврилович Мандыч. «Зачем тебе училище, – обратился он к парню. – Ведь ты уже артист, работаешь на манеже. Есть такой номер – «Жонглеры на стрелах». Там сейчас ищут партнера. Хотел бы стать его участником?».
– Так Мандыч «сосватал» меня в номер, который, как показало время, стал делом всей моей жизни, – улыбается Валерий. – Номер «Жонглеры на стрелах», которым руководил Борис Афанасьев, подготовил Юрий Мандыч в 1973 году. Он же сконструировал уникальный аппарат, раскрывающий с необычной стороны возможности жанра.
Это действительно было необычно – две пятиметровые стальные стрелы соединяются в центре манежа. А на трех небольших площадках, в месте соединения и на противоположных окончаниях стрел, стоят артисты и перебрасываются булавами. Во время жонглирования неожиданно для зрителей стрелы то синхронно поднимаются, то опускаются, а то и вращаются по кругу… Но еще удивительнее было то, что творили на этом аппарате Борис Афанасьев, Юрий Лобзов, Елена Бубнова и Валерий Щербаков. Пресса тех лет отмечала уникальные перекидки двенадцатью, шестнадцатью булавами. Это был настоящий миниатюрный цирковой спектакль, которым восхищались и наши, и зарубежные зрители. Тем обиднее, что в самый пик своего расцвета, в 1995 году номер перестал существовать. Основные партнеры ушли из цирка, а подобрать новых артистов такой же квалификации, обучить их специфике работы на аппарате оказалось делом на тот момент невозможным.
И Щербаков задумал свой соло-номер "Ритмы метронома". Оттолкнувшись от идеи Мандыча, он изготовил аппарат кардинально иной конструкции – стрелу, которая поднимает артиста и, описав дугу, передвигает его на 180 градусов, от одного края манежа на другой.
– Тогда пришлось основательно повозиться, – вспоминает Валерий. – Вместе с братом мы разрабатывали чертежи, обращались за помощью к специалистам, вытачивали трубы, покупали двигатель. Через четыре месяца стилизованный гигантский метроном был готов. На нем я исполнял различные вариации жонглирования. Аппарат был, конечно, не идеально совершенен. Подъемы и перемещения по горизонтали происходили не плавно, как хотелось бы, а с некоторыми толчками, впрочем, зрителю не заметными. Но к работе на такой конструкции надо было привыкнуть. Малюсенькая площадка, на которой я стоял, вибрировала и вздрагивала чуть ли не на каждой фазе движения. И приходилось, не прекращая жонглирования, постоянно балансировать, чтобы и не сбиться с ритма, и не свалиться. Так что жанр, в котором я работал, был сродни почти жонглированию на скачущей лошади.
Те, кто видел этот номер, помнят, как металлическая стрела поднимала артиста на три метра над ареной, а затем опускала уже у противоположного барьера. И Щербаков не только заправски держался на крохотном пятачке – не в этом была основная цель – в руках у него мелькали кольца, булавы. И нельзя было оступиться, сделать и шага в сторону.
Успешные выступления продолжались пять лет. Но не давала покоя мысль о «стрелах», о номере, который вошел в золотой фонд нашего цирка и который было бы несправедливо предавать забвению, – так считал Щербаков, отправляя письмо за письмом в Росгосцирк. И в 2001 году мечта его сбылась. Российская государственная цирковая компания приняла решение восстановить номер. Сделать это поручили Валерию Щербакову.
Основной проблемой было найти партнеров, артистов, в которых бы сочетались навыки жонглирования и эквилибристики. Валерий пригласил в номер Михаила Найденова, который осваивал в ГУЦЭИ науку жонглирования, но работал в группе джигитов Бяшима Аннаева. Второго исполнителя Кирилла Капустина нашли в цирковой студии Пензы. Так собрался этот небольшой коллектив,
Репетиции проходили в Тульском цирке. Буквально по десять часов в сутки. Партнеры привыкали к аппарату, пробовали жонглировать в разных положениях – на крошечных площадках двух синхронно поднимающихся и вращающихся по кругу стрел. Осваивали новое для себя пространство и специфику работы. Попробуй тут удержаться, да еще и жонглировать в такой круговерти. И надо ли говорить, что перебрасываться предметами на подобной карусели гораздо труднее, чем на просторном манеже, где можно свободно двигаться и гораздо проще поймать брошенную партнером булаву. Площадка на стреле ограничивает движение, диктует свои условия. Поэтому учились при вращении стрел бросать булавы не в руки партнеру, а на несколько метров в сторону, по ходу движения. Учились корректировать направление и силу бросков булав в зависимости от скорости движения и перемещения стрел. Малейшая ошибка и неизбежен завал трюка.
Так заново рождался номер. Начинать приходилось практически с нуля. Первоначальный вариант, в котором работало четыре человека, теперь, в уменьшенном составе надо было переработать, изменив композицию, перестроив трюковые комбинации, добавив что-то новое, например, необычную перекидку «Фонтан», когда вереница булав, перелетая от партнера к партнеру, образует затейливый узор в воздухе.
Все трудности, все технические сложности были преодолены. И вновь, как прежде, жонглеры на стрелах радуют зрителей яркими по рисунку, технически сложными перекидками, разнообразными трюковыми комбинациями. И, главное, необычностью действа – именно тем, чем привлекает нас искусство цирка. По ходу номера движение стрел изменяет положение партнеров по отношению друг к другу, расстояние между ними то увеличивается до десяти метров, то предельно уменьшается. Переходя от одного элемента к другому, артисты не перестают жонглировать восемью, девятью и даже десятью булавами, и это делает всю композицию удивительно цельной, органичной. При этом стиль номера сдержан, без внешних эффектов, комплиментарных пауз, без подчеркивания сложности. Артисты стремятся сосредоточить внимание зрителя прежде всего на состоянии свободы и уверенности, легкости исполнения на не простых трюков.
Номер выгодно отличают исключительная точность, ритмичность и согласованность действий артистов. Это действительно уникальное зрелище, в котором слились скорость и ловкость, внутренняя раскованность, умение увлечь зрителя своим искусством.
Всё выступление проходит словно на одном дыхании. У зрителя невольно создается ощущение, будто все увиденные трюки рождаются тут же, на глазах у всех.
– Приступая к воссозданию номера, – рассказывает Валерий Щербаков, – мы стремились создать художественно цельное произведение, все части которого взаимосвязаны и служат одной цели – доставить зрителю эстетическое удовольствие. И выступая на манежах многих городов страны, видя реакцию зрителя, испытываем творческое удовлетворение от сделанного.
Главная заветная мечта Валерия, к счастью, сбылась. Но недавно появилось еще одно сокровенное желание – выступить на арене Нижегородского цирка, там, где начиналась его цирковая жизнь. Ведь это так символично – показать землякам номер, который стал воплощенной целью его жизни.

Николай АРАКЕЛОВ.
«Парад-Алле»

обсудить на форуме

">

07/02/2008 21:44

Мечтам суждено сбываться Жонглеры на стрелах п/р Валерий Щербакова

В российском цирке есть номера, притягательность которых не угасает, несмотря на годы, прошедшие со времени их рождения. Один из них – созданный цирковым изобретателем и неутомимым выдумщиком, режиссером Юрием Мандычем – «Жонглеры на стрелах». Вот уже 35 лет это поистине великолепное произведение циркового искусства не перестает удивлять зрителей свой необычностью, восхищать отточенностью трюков, сплетающихся в завораживающую взор композицию. А руководит сегодня номером Валерий Щербаков, который стал достойным продолжателем негаснущих традиций.
С самого раннего детства, чуть ли не с трех лет любимым его занятием было подбрасывать предметы. Летало всё, что попадалось под руку – подобранные на улице камешки или кусочки пластилина, которые мгновенно превращались в кругляши и взмывали к потолку. Но лучше всего, конечно же, получалось с небольшими мячиками, которыми он удивлял всех вокруг, ловко перекидывая их из руки в руку. С годами увлечение не прошло, наоборот, превратилось в стремление стать артистом, жонглером. Режиссер Горьковского цирка Юрий Владимирович Свирелин, к которому обратился десятилетний мальчик Валера, с пониманием отнесся к просьбе разрешить репетировать, и позволил заниматься в цирковом спортзале. Так Валерий Щербаков попал в цирк. Правда, до выступлений на манеже было еще далеко. Началось постижение азов жанра, и хотя не всё давалось легко, каждый день приобщения к искусству приносил радость. Сразу после школы прибегал он в зал и час за часом, забывая о времени, бросал и ловил кольца, пытался постичь закономерность капризного жанра. Репетировал, наблюдал за выступлениями работающих в программе жонглеров, копировал их технику, манеру поведения на арене.
Настоящим откровением стало для него выступление Евгения Биляуэра. Круговерть булав, колец в руках мастера завораживала своей непостижимостью. Это был тот эталон, к которому он стремился. Валерий приходил на каждое выступление жонглера, а частенько и на утренние репетиции, пропуская занятия в школе.
Вскоре мечта стать артистом сбылась. Работавшая в одной из программ семья Биляуэров, оценив способности парня, пригласила его в групповой жонглерский номер «Веселые повара». Был успех, аплодисменты – казалось, что еще надо. Но хотелось чего-то большего, хотелось получить основательную школу не только жонглирования, но и других цирковых жанров. С этой мечтой и поехал он поступать в ГУЦЭИ. Номер «Соло-жонглер», который он подготовил для вступительного экзамена, увидел Юрий Гаврилович Мандыч. «Зачем тебе училище, – обратился он к парню. – Ведь ты уже артист, работаешь на манеже. Есть такой номер – «Жонглеры на стрелах». Там сейчас ищут партнера. Хотел бы стать его участником?».
– Так Мандыч «сосватал» меня в номер, который, как показало время, стал делом всей моей жизни, – улыбается Валерий. – Номер «Жонглеры на стрелах», которым руководил Борис Афанасьев, подготовил Юрий Мандыч в 1973 году. Он же сконструировал уникальный аппарат, раскрывающий с необычной стороны возможности жанра.
Это действительно было необычно – две пятиметровые стальные стрелы соединяются в центре манежа. А на трех небольших площадках, в месте соединения и на противоположных окончаниях стрел, стоят артисты и перебрасываются булавами. Во время жонглирования неожиданно для зрителей стрелы то синхронно поднимаются, то опускаются, а то и вращаются по кругу… Но еще удивительнее было то, что творили на этом аппарате Борис Афанасьев, Юрий Лобзов, Елена Бубнова и Валерий Щербаков. Пресса тех лет отмечала уникальные перекидки двенадцатью, шестнадцатью булавами. Это был настоящий миниатюрный цирковой спектакль, которым восхищались и наши, и зарубежные зрители. Тем обиднее, что в самый пик своего расцвета, в 1995 году номер перестал существовать. Основные партнеры ушли из цирка, а подобрать новых артистов такой же квалификации, обучить их специфике работы на аппарате оказалось делом на тот момент невозможным.
И Щербаков задумал свой соло-номер "Ритмы метронома". Оттолкнувшись от идеи Мандыча, он изготовил аппарат кардинально иной конструкции – стрелу, которая поднимает артиста и, описав дугу, передвигает его на 180 градусов, от одного края манежа на другой.
– Тогда пришлось основательно повозиться, – вспоминает Валерий. – Вместе с братом мы разрабатывали чертежи, обращались за помощью к специалистам, вытачивали трубы, покупали двигатель. Через четыре месяца стилизованный гигантский метроном был готов. На нем я исполнял различные вариации жонглирования. Аппарат был, конечно, не идеально совершенен. Подъемы и перемещения по горизонтали происходили не плавно, как хотелось бы, а с некоторыми толчками, впрочем, зрителю не заметными. Но к работе на такой конструкции надо было привыкнуть. Малюсенькая площадка, на которой я стоял, вибрировала и вздрагивала чуть ли не на каждой фазе движения. И приходилось, не прекращая жонглирования, постоянно балансировать, чтобы и не сбиться с ритма, и не свалиться. Так что жанр, в котором я работал, был сродни почти жонглированию на скачущей лошади.
Те, кто видел этот номер, помнят, как металлическая стрела поднимала артиста на три метра над ареной, а затем опускала уже у противоположного барьера. И Щербаков не только заправски держался на крохотном пятачке – не в этом была основная цель – в руках у него мелькали кольца, булавы. И нельзя было оступиться, сделать и шага в сторону.
Успешные выступления продолжались пять лет. Но не давала покоя мысль о «стрелах», о номере, который вошел в золотой фонд нашего цирка и который было бы несправедливо предавать забвению, – так считал Щербаков, отправляя письмо за письмом в Росгосцирк. И в 2001 году мечта его сбылась. Российская государственная цирковая компания приняла решение восстановить номер. Сделать это поручили Валерию Щербакову.
Основной проблемой было найти партнеров, артистов, в которых бы сочетались навыки жонглирования и эквилибристики. Валерий пригласил в номер Михаила Найденова, который осваивал в ГУЦЭИ науку жонглирования, но работал в группе джигитов Бяшима Аннаева. Второго исполнителя Кирилла Капустина нашли в цирковой студии Пензы. Так собрался этот небольшой коллектив,
Репетиции проходили в Тульском цирке. Буквально по десять часов в сутки. Партнеры привыкали к аппарату, пробовали жонглировать в разных положениях – на крошечных площадках двух синхронно поднимающихся и вращающихся по кругу стрел. Осваивали новое для себя пространство и специфику работы. Попробуй тут удержаться, да еще и жонглировать в такой круговерти. И надо ли говорить, что перебрасываться предметами на подобной карусели гораздо труднее, чем на просторном манеже, где можно свободно двигаться и гораздо проще поймать брошенную партнером булаву. Площадка на стреле ограничивает движение, диктует свои условия. Поэтому учились при вращении стрел бросать булавы не в руки партнеру, а на несколько метров в сторону, по ходу движения. Учились корректировать направление и силу бросков булав в зависимости от скорости движения и перемещения стрел. Малейшая ошибка и неизбежен завал трюка.
Так заново рождался номер. Начинать приходилось практически с нуля. Первоначальный вариант, в котором работало четыре человека, теперь, в уменьшенном составе надо было переработать, изменив композицию, перестроив трюковые комбинации, добавив что-то новое, например, необычную перекидку «Фонтан», когда вереница булав, перелетая от партнера к партнеру, образует затейливый узор в воздухе.
Все трудности, все технические сложности были преодолены. И вновь, как прежде, жонглеры на стрелах радуют зрителей яркими по рисунку, технически сложными перекидками, разнообразными трюковыми комбинациями. И, главное, необычностью действа – именно тем, чем привлекает нас искусство цирка. По ходу номера движение стрел изменяет положение партнеров по отношению друг к другу, расстояние между ними то увеличивается до десяти метров, то предельно уменьшается. Переходя от одного элемента к другому, артисты не перестают жонглировать восемью, девятью и даже десятью булавами, и это делает всю композицию удивительно цельной, органичной. При этом стиль номера сдержан, без внешних эффектов, комплиментарных пауз, без подчеркивания сложности. Артисты стремятся сосредоточить внимание зрителя прежде всего на состоянии свободы и уверенности, легкости исполнения на не простых трюков.
Номер выгодно отличают исключительная точность, ритмичность и согласованность действий артистов. Это действительно уникальное зрелище, в котором слились скорость и ловкость, внутренняя раскованность, умение увлечь зрителя своим искусством.
Всё выступление проходит словно на одном дыхании. У зрителя невольно создается ощущение, будто все увиденные трюки рождаются тут же, на глазах у всех.
– Приступая к воссозданию номера, – рассказывает Валерий Щербаков, – мы стремились создать художественно цельное произведение, все части которого взаимосвязаны и служат одной цели – доставить зрителю эстетическое удовольствие. И выступая на манежах многих городов страны, видя реакцию зрителя, испытываем творческое удовлетворение от сделанного.
Главная заветная мечта Валерия, к счастью, сбылась. Но недавно появилось еще одно сокровенное желание – выступить на арене Нижегородского цирка, там, где начиналась его цирковая жизнь. Ведь это так символично – показать землякам номер, который стал воплощенной целью его жизни.

Николай АРАКЕЛОВ.
«Парад-Алле»

обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


В разных видах искусства звезды рождаются по-разному. В живописи, например, бывает, затрачиваются многие годы, чтобы когда-нибудь стать великим. На эстраде сегодня достаточно спеть одну-две забойные песенки, и к имени исполнителя прилепится желанное слово «звезда». А в нынешнем цирке существует поверье, что получить высокие награды не только у нас в стране, но и на престижных зарубежных фестивалях можно почти наверняка, если ставить номер будет главный режиссер экспериментальной творческой мастерской Центра циркового искусства Росгосцирка Владимир Стихановский. Так ли на самом деле и в чем секреты этого человека –  «создателя цирковых звезд», выяснял наш корреспондент.

Несчастный случай иной раз заставляет вдруг переосмыслить все предыдущее и определить совершенно новые пути-дороги и ориентиры в

жизни человека. Так вышло и у Владимира Стихановского, когда молодой и преуспеваюший, на взлете циркового мастерства, артист сорвался с проволоки над манежем и попал с переломами на операционный стол.

О том, что было после, речь впереди. А пока, в начале нашей беседы, спрашиваю у Владимира Алексеевича, как начиналась дорога на арену.

  Я родился в Казахстане, где жила наша семья с отцом-военным. Пока учился в школе, все свободное время отдавал самодеятельному театру и спорту. Как это у многих бывало, натягивали между сараями занавес и играли спектакли. Ну а когда окончил восемь классов, родители заняли у всех родственников и знакомых денег и разрешили мне сорваться в Москву. Чтобы исполнить заветное желание и поступить в театральную школу-студию.

Но с восьмилеткой никуда не брали, а безрезультатно возвращаться домой было стыдно. Тогда мне кто-то подсказал, что есть такое эстрадное училище, где тоже готовят артистов и дают среднее образование. Я помчался туда и в дверях, могу сказать не кривя душой, встретился со своей судьбой. Это был Юрий Гаврилович Мандыч – известный артист и цирковой педагог-режиссер. Он расспросил, чего я хочу, посмотрел, что умею, и сказал: «Приходи на конкурс». Так меня зачислили в это училище, которое окончил с отличием и на год раньше, сдав экстерном все экзамены.

- Но ведь чтобы выполнять многие трюки, обычно нужна хорошая спортивная подготовка. А вы освоили это сразу и на отлично?

  У меня уже были разряды по гимнастике и акробатике. Многое осваивал сам еще до поступления в училище. А уж во время учебы очень полюбил воздушные номера и думал, что ими в основном буду заниматься. Однако Юрий Гаврилович, увидев однажды американских канатоходцев, поспорил, как потом выяснилось, с коллегами на ящик коньяка, что сделает из меня акробата на проволоке. И через полгода я действительно показал на натянутом тросе так называемую «окрошку» –  рондат, флик-фляк, сальто-бланш и другие трюки эквилибра. Чуть позже Мандыч взял со старшего курса девочек и сделал нам великолепный номер на тройной вращающейся проволоке.

И вы сразу стали работать на представлениях?

– Да, но недолго. Номер распался, так как аппаратура была еще несовершенной. И тогда мы вместе с одной из лучших партнерш – Татьяной Марковой – уехали в Киев и сделали дуэт. Это было настоящее балетное адажио с вариациями на проволоке. Такое совмещение балета и цирка появилось впервые, и мне даже говорили, что мы создали новый жанр.

А вскоре после этого пришлось выполнять обещание, данное одной из моих наставниц в училище – удивительному человеку и педагогу Ие Яковлевне Новодворской. Как-то в дружеской откровенной беседе она сказала: «Если ты не поступишь на режиссуру, я перестану тебя уважать!» Поэтому, чтобы оставаться человеком слова, мне пришлось поступать на заочный режиссерский факультет в ГИТИС, хотя особого желания, честно говоря, тогда не было. Но вскоре увлекся, опять благодаря судьбе, которая свела меня здесь с главным режиссером Цирка на Цветном бульваре Марком Соломоновичем Местечкиным. С этим великим человеком и мастером я поддерживал дружбу и творческое сотрудничество до конца его дней.

До начала девяностых годов вы успешно работали на многих манежах в стране и за рубежом. Кто-то даже называл вашу пару «Васильевым и Улановой в цирке». Уже были многие награды, в том числе и звание заслуженного артиста Российской Федерации. Но, я знаю, проволоку пришлось оставить...

– Да, это случилось в Кейптауне. После исполненного сальто-мортале меня повело в воздухе чуть в сторону и я упал на очень жесткий манеж. Пятку разбил вдребезги, и врачи долго колдовали, чтобы меня восстановить. И вот этот перелом костный оказался еще и началом излома внутреннего, душевного.

Как только слёг, вдруг никому стал не нужен. Никто не приходил навестить. Молчал и телефон. После того как постоянно находился в центре внимания, это отчуждение довольно тяжело перенести. И я стал думать об уходе с манежа. Вспомнил, как мудрые старшие актеры не раз говорили: «Лучше уйти на год раньше, чем на день позже»...

И хотя физически я восстановился, многие месяцы сидел смотрел в окно на времена года. Единственный человек, кто позвонил и поддержал, был Юрий Никулин, с которым нас связывала давняя дружба. Он пригласил меня работать режиссером. Но параллельно предложили другое, как мне казалось, более заманчивое и перспективное дело. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Но в то же время, к счастью, я перешел на работу в Центр циркового искусства.

И вот здесь, можно сказать, у вас началась новая жизнь в старых стенах?

– Да, я никуда не ушел от манежа, но получил возможность реализовывать свое видение цирка как искусства и, наверное, внести свою лепту в его развитие. За эти годы поставил уже более сорока номеров. У моих номеров есть призы всех существующих в мире фестивалей…

Но главное в моей жизни – не награды. Помните, как говорил поэт: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Так и работаю: один номер ставлю, а в голове уже крутятся сценарии еще нескольких новых. Но, к сожалению, многое «оседает в столе», так как средств на постановки государство выделяет мало. Вот в Китае посмотрите, как торжествует цирк. И лишь потому, что государство понимает его важность и в воспитании, и в повышении уровня. культуры народа.

Режиссер профессия особая. И, можно сказать, очень нелегкая. Что для вас является в ней главным?

– Отвечу однозначно: команда. Когда рядом со мной люди, с которыми понимаем друг друга с полуслова, когда для них творчество, реализация задуманмрго – прежде всего. Сегодня это мои коллеги и помощники: хореограф Константин Костылев, художник-постановщик Наталья Коковина, сценограф Рита Песчанская...

Ну а насчет самой профессии скажу, что в нашем древнем искусстве еще до того как стать режиссером, очень важно самому поработать на манеже, знать этот мир, как говорится, изнутри. А уже потом наращивать всю остальную массу необходимых знаний. Ведь здесь нужны не только чисто профессиональные дисциплины, такие, как психология, педагогика, история, но и химия, физика, анатомия, графика, и даже математика…

Вообще режиссер для меня – это форма мышления, а еще точнее – форма существования.

– Зная успехи номеров, которые вы ставите, многие артисты хотят попасть к Стихановскому, хотя бы для того, чтобы только какие-то детали подкорректировать. Но попадает, конечно, не каждый желающий. Раскройте секрет: каковы ваши принципы отбора?

– Для меня отправной точкой при выборе того или иного номера является в первую очередь личность самого артиста. Это должен быть актер, фанатично преданный цирку, своему делу. Другие критерии мне не важны. Если надо –  что-то в номере придумаю. Добавят своё художник, дизайнер, тренер.

Ну а как определить такую личность?

– Я это чувствую интуитивно. Ну и, кроме того, конечно, смотрю видеоматериалы. Вижу, что человек хотя и делает номер неплохо, но исполняет его формально, без души. Такой мне неинтересен. Да и публике, думаю тоже.

А другой приходит и весь горит. И я знаю, что вместе мы сделаем все, что надо. Потому что есть определенное отношение к делу и, конечно, вера в режиссера.

Могу раскрыть еще один секрет. Балетмейстер, художник и все, кто ставит номер, когда приходят на репетицию, уже знают, что будет каждый делать. Это всё заранее расписано. Поэтому у нас нет шума, криков. Работаем тихо и спокойно.

Владимир Алексеевич, вам недавно присвоено самое высокое звание народный артист России, у вас, как уже говорилось, все призы мировых цирковых фестивалей. О чем еще мечтаете?

– Я не озабочен материальными благами. У меня нет виллы, нет машины. Просто мне это неинтересно. Живу цирком. И в этом – счастье.

Вот подрастает мой внук Матвей. Смотрю на него и думаю: а что он будет смотреть в цирке, когда вырастет? Покажут ли ему сказку, подобную той – у Енгибарова, – от которой даже я, взрослый, плакал?

Пока мы живы, надо делать все возможное, чтобы цирковое искусство оставалось близким и интересным людям. Чтобы национальные традиции не угасали, а пополнялись новыми интересными находками и поддерживались новыми талантливыми людьми.

Беседу вел Аркадий КАЗИМИРОВ.

«Парад-Алле».

 

На снимке:

Член жюри Всероссийского конкурса «Принцесса цирка» Владимир Стихановский вручает корону победительницы Маше Сар

обсудить на форуме

 

">

07/02/2008 15:05

Живу цирком и в этом счастье. Владимир Стихановский

В разных видах искусства звезды рождаются по-разному. В живописи, например, бывает, затрачиваются многие годы, чтобы когда-нибудь стать великим. На эстраде сегодня достаточно спеть одну-две забойные песенки, и к имени исполнителя прилепится желанное слово «звезда». А в нынешнем цирке существует поверье, что получить высокие награды не только у нас в стране, но и на престижных зарубежных фестивалях можно почти наверняка, если ставить номер будет главный режиссер экспериментальной творческой мастерской Центра циркового искусства Росгосцирка Владимир Стихановский. Так ли на самом деле и в чем секреты этого человека –  «создателя цирковых звезд», выяснял наш корреспондент.

Несчастный случай иной раз заставляет вдруг переосмыслить все предыдущее и определить совершенно новые пути-дороги и ориентиры в

жизни человека. Так вышло и у Владимира Стихановского, когда молодой и преуспеваюший, на взлете циркового мастерства, артист сорвался с проволоки над манежем и попал с переломами на операционный стол.

О том, что было после, речь впереди. А пока, в начале нашей беседы, спрашиваю у Владимира Алексеевича, как начиналась дорога на арену.

  Я родился в Казахстане, где жила наша семья с отцом-военным. Пока учился в школе, все свободное время отдавал самодеятельному театру и спорту. Как это у многих бывало, натягивали между сараями занавес и играли спектакли. Ну а когда окончил восемь классов, родители заняли у всех родственников и знакомых денег и разрешили мне сорваться в Москву. Чтобы исполнить заветное желание и поступить в театральную школу-студию.

Но с восьмилеткой никуда не брали, а безрезультатно возвращаться домой было стыдно. Тогда мне кто-то подсказал, что есть такое эстрадное училище, где тоже готовят артистов и дают среднее образование. Я помчался туда и в дверях, могу сказать не кривя душой, встретился со своей судьбой. Это был Юрий Гаврилович Мандыч – известный артист и цирковой педагог-режиссер. Он расспросил, чего я хочу, посмотрел, что умею, и сказал: «Приходи на конкурс». Так меня зачислили в это училище, которое окончил с отличием и на год раньше, сдав экстерном все экзамены.

- Но ведь чтобы выполнять многие трюки, обычно нужна хорошая спортивная подготовка. А вы освоили это сразу и на отлично?

  У меня уже были разряды по гимнастике и акробатике. Многое осваивал сам еще до поступления в училище. А уж во время учебы очень полюбил воздушные номера и думал, что ими в основном буду заниматься. Однако Юрий Гаврилович, увидев однажды американских канатоходцев, поспорил, как потом выяснилось, с коллегами на ящик коньяка, что сделает из меня акробата на проволоке. И через полгода я действительно показал на натянутом тросе так называемую «окрошку» –  рондат, флик-фляк, сальто-бланш и другие трюки эквилибра. Чуть позже Мандыч взял со старшего курса девочек и сделал нам великолепный номер на тройной вращающейся проволоке.

И вы сразу стали работать на представлениях?

– Да, но недолго. Номер распался, так как аппаратура была еще несовершенной. И тогда мы вместе с одной из лучших партнерш – Татьяной Марковой – уехали в Киев и сделали дуэт. Это было настоящее балетное адажио с вариациями на проволоке. Такое совмещение балета и цирка появилось впервые, и мне даже говорили, что мы создали новый жанр.

А вскоре после этого пришлось выполнять обещание, данное одной из моих наставниц в училище – удивительному человеку и педагогу Ие Яковлевне Новодворской. Как-то в дружеской откровенной беседе она сказала: «Если ты не поступишь на режиссуру, я перестану тебя уважать!» Поэтому, чтобы оставаться человеком слова, мне пришлось поступать на заочный режиссерский факультет в ГИТИС, хотя особого желания, честно говоря, тогда не было. Но вскоре увлекся, опять благодаря судьбе, которая свела меня здесь с главным режиссером Цирка на Цветном бульваре Марком Соломоновичем Местечкиным. С этим великим человеком и мастером я поддерживал дружбу и творческое сотрудничество до конца его дней.

До начала девяностых годов вы успешно работали на многих манежах в стране и за рубежом. Кто-то даже называл вашу пару «Васильевым и Улановой в цирке». Уже были многие награды, в том числе и звание заслуженного артиста Российской Федерации. Но, я знаю, проволоку пришлось оставить...

– Да, это случилось в Кейптауне. После исполненного сальто-мортале меня повело в воздухе чуть в сторону и я упал на очень жесткий манеж. Пятку разбил вдребезги, и врачи долго колдовали, чтобы меня восстановить. И вот этот перелом костный оказался еще и началом излома внутреннего, душевного.

Как только слёг, вдруг никому стал не нужен. Никто не приходил навестить. Молчал и телефон. После того как постоянно находился в центре внимания, это отчуждение довольно тяжело перенести. И я стал думать об уходе с манежа. Вспомнил, как мудрые старшие актеры не раз говорили: «Лучше уйти на год раньше, чем на день позже»...

И хотя физически я восстановился, многие месяцы сидел смотрел в окно на времена года. Единственный человек, кто позвонил и поддержал, был Юрий Никулин, с которым нас связывала давняя дружба. Он пригласил меня работать режиссером. Но параллельно предложили другое, как мне казалось, более заманчивое и перспективное дело. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Но в то же время, к счастью, я перешел на работу в Центр циркового искусства.

И вот здесь, можно сказать, у вас началась новая жизнь в старых стенах?

– Да, я никуда не ушел от манежа, но получил возможность реализовывать свое видение цирка как искусства и, наверное, внести свою лепту в его развитие. За эти годы поставил уже более сорока номеров. У моих номеров есть призы всех существующих в мире фестивалей…

Но главное в моей жизни – не награды. Помните, как говорил поэт: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Так и работаю: один номер ставлю, а в голове уже крутятся сценарии еще нескольких новых. Но, к сожалению, многое «оседает в столе», так как средств на постановки государство выделяет мало. Вот в Китае посмотрите, как торжествует цирк. И лишь потому, что государство понимает его важность и в воспитании, и в повышении уровня. культуры народа.

Режиссер профессия особая. И, можно сказать, очень нелегкая. Что для вас является в ней главным?

– Отвечу однозначно: команда. Когда рядом со мной люди, с которыми понимаем друг друга с полуслова, когда для них творчество, реализация задуманмрго – прежде всего. Сегодня это мои коллеги и помощники: хореограф Константин Костылев, художник-постановщик Наталья Коковина, сценограф Рита Песчанская...

Ну а насчет самой профессии скажу, что в нашем древнем искусстве еще до того как стать режиссером, очень важно самому поработать на манеже, знать этот мир, как говорится, изнутри. А уже потом наращивать всю остальную массу необходимых знаний. Ведь здесь нужны не только чисто профессиональные дисциплины, такие, как психология, педагогика, история, но и химия, физика, анатомия, графика, и даже математика…

Вообще режиссер для меня – это форма мышления, а еще точнее – форма существования.

– Зная успехи номеров, которые вы ставите, многие артисты хотят попасть к Стихановскому, хотя бы для того, чтобы только какие-то детали подкорректировать. Но попадает, конечно, не каждый желающий. Раскройте секрет: каковы ваши принципы отбора?

– Для меня отправной точкой при выборе того или иного номера является в первую очередь личность самого артиста. Это должен быть актер, фанатично преданный цирку, своему делу. Другие критерии мне не важны. Если надо –  что-то в номере придумаю. Добавят своё художник, дизайнер, тренер.

Ну а как определить такую личность?

– Я это чувствую интуитивно. Ну и, кроме того, конечно, смотрю видеоматериалы. Вижу, что человек хотя и делает номер неплохо, но исполняет его формально, без души. Такой мне неинтересен. Да и публике, думаю тоже.

А другой приходит и весь горит. И я знаю, что вместе мы сделаем все, что надо. Потому что есть определенное отношение к делу и, конечно, вера в режиссера.

Могу раскрыть еще один секрет. Балетмейстер, художник и все, кто ставит номер, когда приходят на репетицию, уже знают, что будет каждый делать. Это всё заранее расписано. Поэтому у нас нет шума, криков. Работаем тихо и спокойно.

Владимир Алексеевич, вам недавно присвоено самое высокое звание народный артист России, у вас, как уже говорилось, все призы мировых цирковых фестивалей. О чем еще мечтаете?

– Я не озабочен материальными благами. У меня нет виллы, нет машины. Просто мне это неинтересно. Живу цирком. И в этом – счастье.

Вот подрастает мой внук Матвей. Смотрю на него и думаю: а что он будет смотреть в цирке, когда вырастет? Покажут ли ему сказку, подобную той – у Енгибарова, – от которой даже я, взрослый, плакал?

Пока мы живы, надо делать все возможное, чтобы цирковое искусство оставалось близким и интересным людям. Чтобы национальные традиции не угасали, а пополнялись новыми интересными находками и поддерживались новыми талантливыми людьми.

Беседу вел Аркадий КАЗИМИРОВ.

«Парад-Алле».

 

На снимке:

Член жюри Всероссийского конкурса «Принцесса цирка» Владимир Стихановский вручает корону победительницы Маше Сар

обсудить на форуме

 

"> Подробнее >>>


< предыдущая   следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100