В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

НОВОСТИ


отфильтровать новости по: году   по месяцу

С 22 сентября 2007 года в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского стартует новый 36-й сезон спектаклем-феерией «Вокруг света за 130 минут!»

 

Большой Московский цирк на проспекте Вернадского 22 сентября открывает 36 сезон грандиозным шоу: «Вокруг света за 130 минут». Каким будет этот новый цирковой спектакль и чем удивят на этот раз зрителей авторы сценария и режиссёры-постановщики Дарья Костюк и заслуженный артист России Мурад Абдуллаев? Не хочется предвосхищать события, но, судя по тому, что планируется и что уже сделано, это будет грандиозная феерия с использованием всех уникальных возможностей этого цирка и разнообразием современных форм и приёмов.

Подробнеегостевая книга

">

16/08/2007 00:00

С 22 сентября 2007 года в Большом Московском цирке стартует новый 36-й сезон «Вокруг света за 130 минут!»

С 22 сентября 2007 года в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского стартует новый 36-й сезон спектаклем-феерией «Вокруг света за 130 минут!»

 

Большой Московский цирк на проспекте Вернадского 22 сентября открывает 36 сезон грандиозным шоу: «Вокруг света за 130 минут». Каким будет этот новый цирковой спектакль и чем удивят на этот раз зрителей авторы сценария и режиссёры-постановщики Дарья Костюк и заслуженный артист России Мурад Абдуллаев? Не хочется предвосхищать события, но, судя по тому, что планируется и что уже сделано, это будет грандиозная феерия с использованием всех уникальных возможностей этого цирка и разнообразием современных форм и приёмов.

Подробнеегостевая книга

"> Подробнее >>>


Прикоснуться к истории цирка


21 мая этого года в Киеве открылся Музей циркового искусства при Всеукраинской общественной организации «Цирковой союз Кобзова» – первый в Украине, где все желающие смогут приоткрыть цирковой занавес, взглянуть в душу цирка и познакомиться с его прошлым и настоящим.


Музей располагается под шатром, символизирующий цирк-шапито. Инициатор создания музея, лауреат общенациональной премии «Человек года – 2006», заслуженный работник культуры Украины Николай Кобзов – президент ВОО «Цирковой союз Кобзова».
В экспозиции музея находится более 3 тыс. экспонатов, ретроспектива циркового искусства с 18 века до сегодняшнего дня, многие из них уникальны. В двух залах — «Зале афиш» и «Зале экспонатов» — нашлось место цирковым афишам, наградам, костюмам артистов и фотографиям с автографами, реликвиям, связанным с мастерами циркового искусства, печатным и изобразительным материалам, имеющим отношение к самым известным цирковым династиям, а также современным наградам выдающихся украинских артистов и режиссеров. Посетители музея увидят серебряный с золотыми вставками портсигар Михаила Золло 1907 г., «Золотого клоуна» Анатолия Залевского, «Бронзового клоуна» Ирины Герман, деревянные статуэтки ветерана цирка, а ныне замечательного художника Николая Чернова, миниатюрную копию «Цирка Кобзов», и многое другое. Экспонаты собирались с миру по нитке — их покупали за рубежом, приносили цирковые артисты и просто люди, которые не равнодушны к цирковому искусству.


  
подробнеегостевая книга">

14/08/2007 00:00

Прикоснуться к истории цирка

Прикоснуться к истории цирка


21 мая этого года в Киеве открылся Музей циркового искусства при Всеукраинской общественной организации «Цирковой союз Кобзова» – первый в Украине, где все желающие смогут приоткрыть цирковой занавес, взглянуть в душу цирка и познакомиться с его прошлым и настоящим.


Музей располагается под шатром, символизирующий цирк-шапито. Инициатор создания музея, лауреат общенациональной премии «Человек года – 2006», заслуженный работник культуры Украины Николай Кобзов – президент ВОО «Цирковой союз Кобзова».
В экспозиции музея находится более 3 тыс. экспонатов, ретроспектива циркового искусства с 18 века до сегодняшнего дня, многие из них уникальны. В двух залах — «Зале афиш» и «Зале экспонатов» — нашлось место цирковым афишам, наградам, костюмам артистов и фотографиям с автографами, реликвиям, связанным с мастерами циркового искусства, печатным и изобразительным материалам, имеющим отношение к самым известным цирковым династиям, а также современным наградам выдающихся украинских артистов и режиссеров. Посетители музея увидят серебряный с золотыми вставками портсигар Михаила Золло 1907 г., «Золотого клоуна» Анатолия Залевского, «Бронзового клоуна» Ирины Герман, деревянные статуэтки ветерана цирка, а ныне замечательного художника Николая Чернова, миниатюрную копию «Цирка Кобзов», и многое другое. Экспонаты собирались с миру по нитке — их покупали за рубежом, приносили цирковые артисты и просто люди, которые не равнодушны к цирковому искусству.


  
подробнеегостевая книга"> Подробнее >>>


Любителям детского смеха…

 

Театр Юного Зрителя принял долгожданных гостей: русские и украинские клоуны, больше привыкшие к зарубежным сценам и европейской публике, приехали в столицу, чтобы предложить свою веселую сказку юным и взрослым москвичам.

«Маски», «Микос», «Кураж», «Бим-Бом» и другие коллективы приняли участие в открытии фестиваля. Приехали в Москву даже именитые «Лицедеи». Правда, увы, без Славы Полунина.

Как объяснил организатор фестиваля Александр Докаленко, «наш фестиваль - это попытка познакомить российского зрителя с тем искусством и теми театрами, которые больше известны за рубежом, чем у нас в стране». Никаких призов и специальных премий присуждаться не будет: все то, что происходит на сцене, делается для зрителя, а не для удовлетворения чьих-либо амбиций.

подробнеегостевая книга

">

14/08/2007 00:00

Фестиваль «Планета клоунады» в Московском Театре Юного Зрителя  продлится с 13 по 21 августа

Любителям детского смеха…

 

Театр Юного Зрителя принял долгожданных гостей: русские и украинские клоуны, больше привыкшие к зарубежным сценам и европейской публике, приехали в столицу, чтобы предложить свою веселую сказку юным и взрослым москвичам.

«Маски», «Микос», «Кураж», «Бим-Бом» и другие коллективы приняли участие в открытии фестиваля. Приехали в Москву даже именитые «Лицедеи». Правда, увы, без Славы Полунина.

Как объяснил организатор фестиваля Александр Докаленко, «наш фестиваль - это попытка познакомить российского зрителя с тем искусством и теми театрами, которые больше известны за рубежом, чем у нас в стране». Никаких призов и специальных премий присуждаться не будет: все то, что происходит на сцене, делается для зрителя, а не для удовлетворения чьих-либо амбиций.

подробнеегостевая книга

"> Подробнее >>>


Зюганов не допустил антикоммунистического волшебства

 

В Орле празднование Дня города едва не окончилось скандалом. Местный иллюзионист обещал растворить в воздухе памятник Ленину, но замыслу воспротивился Геннадий Зюганов. Он специально приехал на родину, чтобы не допустить антикоммунистического волшебства.


Репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.

 

Многотысячная публика на главной площади Орла уже настроилась разглядывать очевидное, но невероятное. Каждый пытался разгадать фокусы своего земляка — иллюзиониста Сергея Кораблева. Дама неожиданно поднимается над сценой. В толпе обсуждают, как удалось и где спрятаны тросы? Но то ли еще будет.

Все ждали главного. По городу прошел слух: во время иллюзионного шоу исчезнет памятник Ленину, и фокусник пройдет сквозь кирпичную стену. Интрига нарастала, но перед началом шоу у памятника появился Геннадий Зюганов. Чиновники дружно принялись разгадывать трюки, потом признались — это хорошая зарядка для ума. Плох тот политик, который не умеет разоблачить фокусы.

Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ: «С мэром советовался. Он говорит — еще по рюмке выпьем, и будет все ясно. Что касается памятника, то вот я пришел специально охранять. А вдруг на самом деле исчезнет?»

И вот зловеще забили барабаны, сотрудники милиции напряглись. «Неужели исчезнет Ленин?» — пронеслось в толпе. Но нет — появилась кирпичная стена, зрителей попросили сконцентрироваться и соблюдать абсолютную тишину. Это помогло заснуть маленькой публике.

Ведущий: «Сейчас на ваших глазах иллюзионист Сергей Кораблев пройдет сквозь абсолютно монолитную стену».

Ни стена, ни фокусник не пострадали, но зрителей все же предупредили: не пытайтесь повторить это дома. У каждого любознательного орловца была своя версия, как Сергей Кораблев прошел сквозь стену.

Ветеран войны Зоя Попова от фокусов в восторге. Таких чудес, говорит, еще не видела, но тут же уточняет — нас, фронтовиков, все равно не проведешь. Довольный выступлением иллюзионист Сергей Кораблев спешит в гримерку. Считает, трюк — проход сквозь стену — можно улучшить, но в фокусы почему-то не хотят вкладывать деньги. Сергей Кораблев, иллюзионист: «Я сегодня показал, что нет проблемы. Если хотите, завтра будем проходить сквозь кремлевскую стену».

Орловцы так и не дождались главной интриги праздника — исчезновения памятника Ленину. Иллюзионист Кораблев говорит, что не отказался от идеи. Более того — он усовершенствует уникальный фокус, а горожанам предложил выбрать: кого они хотят видеть на постаменте вместо Ильича. Магия позволяет такие эксперименты, главное — чтобы власти разрешили.

 

 подробнеегостевая книга

">

13/08/2007 00:00

Сергей Кораблев на НТВ

Зюганов не допустил антикоммунистического волшебства

 

В Орле празднование Дня города едва не окончилось скандалом. Местный иллюзионист обещал растворить в воздухе памятник Ленину, но замыслу воспротивился Геннадий Зюганов. Он специально приехал на родину, чтобы не допустить антикоммунистического волшебства.


Репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.

 

Многотысячная публика на главной площади Орла уже настроилась разглядывать очевидное, но невероятное. Каждый пытался разгадать фокусы своего земляка — иллюзиониста Сергея Кораблева. Дама неожиданно поднимается над сценой. В толпе обсуждают, как удалось и где спрятаны тросы? Но то ли еще будет.

Все ждали главного. По городу прошел слух: во время иллюзионного шоу исчезнет памятник Ленину, и фокусник пройдет сквозь кирпичную стену. Интрига нарастала, но перед началом шоу у памятника появился Геннадий Зюганов. Чиновники дружно принялись разгадывать трюки, потом признались — это хорошая зарядка для ума. Плох тот политик, который не умеет разоблачить фокусы.

Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ: «С мэром советовался. Он говорит — еще по рюмке выпьем, и будет все ясно. Что касается памятника, то вот я пришел специально охранять. А вдруг на самом деле исчезнет?»

И вот зловеще забили барабаны, сотрудники милиции напряглись. «Неужели исчезнет Ленин?» — пронеслось в толпе. Но нет — появилась кирпичная стена, зрителей попросили сконцентрироваться и соблюдать абсолютную тишину. Это помогло заснуть маленькой публике.

Ведущий: «Сейчас на ваших глазах иллюзионист Сергей Кораблев пройдет сквозь абсолютно монолитную стену».

Ни стена, ни фокусник не пострадали, но зрителей все же предупредили: не пытайтесь повторить это дома. У каждого любознательного орловца была своя версия, как Сергей Кораблев прошел сквозь стену.

Ветеран войны Зоя Попова от фокусов в восторге. Таких чудес, говорит, еще не видела, но тут же уточняет — нас, фронтовиков, все равно не проведешь. Довольный выступлением иллюзионист Сергей Кораблев спешит в гримерку. Считает, трюк — проход сквозь стену — можно улучшить, но в фокусы почему-то не хотят вкладывать деньги. Сергей Кораблев, иллюзионист: «Я сегодня показал, что нет проблемы. Если хотите, завтра будем проходить сквозь кремлевскую стену».

Орловцы так и не дождались главной интриги праздника — исчезновения памятника Ленину. Иллюзионист Кораблев говорит, что не отказался от идеи. Более того — он усовершенствует уникальный фокус, а горожанам предложил выбрать: кого они хотят видеть на постаменте вместо Ильича. Магия позволяет такие эксперименты, главное — чтобы власти разрешили.

 

 подробнеегостевая книга

"> Подробнее >>>


 Пролог

     Пабло Пикассо как-то спросили: почему он не  участвует в многочисленных выставках, не провозглашает эстетических программ и манифестов, во множестве проводимых его коллегами?

    Пикассо ответил: «Все они что-то там ищут, пробуют, экспериментируют с новыми идеями и формами, цветом и техникой письма. А я не ищу, я давно нашёл! Я просто работаю».

   Создатели канадского бизнес-проекта малого формата цирк «Элуаз», приглашённые в качестве специального гостя со спектаклем «Дождь», предстали перед московской публикой одновременно в трёх ипостасях:  они декларируют, экспериментируют и… работают.   

   Вероятно, поэтому  им доверено было исполнить завершающий аккорд 7-ого Международного театрального Фестиваля им. Чехова.  

   Реализующий все  творческие идеи  труппы, швейцарец  Даниэле Финци Паска в 1986 создал «Teatro Sunil», где поставил с десяток спектаклей,  перемешивая  цирковое и театральное искусство, танец и музыку, фокусы и клоунаду, снискав успех и международное признание.

    C начала 2000-х  Даниэле Паска – один из самых востребованных криэйторов в цирковом и театральном мире. Доказательством чему  может служить приглашение режиссёра в  «Cirque du Soleil» для постановки очередного шоу солнечного цирка «Corteo». (2005)

    Летом 2005-го Даниэль Финци Паска в содружестве с Жанно Пеншо и Джули Хэмелин, соруководителей цирка «Элуаз», работали над созданием и постановкой заключительной церемонии Закрытия ХХ зимних Олимпийских игр в Турине, трансляцию, которой увидело более двух миллиардов зрителей.

    К настоящему времени содружество этого креативного трио имеет успешный опыт создания пяти театрально-цирковых постановок:  «Тypo», «Excentricus», «Nomade», «Cirque Orchestra» и  «Rain».

   Последняя работа цирка «Элуаз»,- «Дождь»,- принесла его создателю множество престижных в театральном мире призов и наград, обеспечив, гарантированный график занятости, на пять лет вперёд.   

 

                                В ожидании Дождя

 

   Поражает единодушие, с которым критика высказалась в том смысле, что канадцы привезли в Москву «новый жанр» исполнительского искусства – то  ли театрального цирка, то ли циркового театра. Медиа-сообществом «Элуаз» позиционируется не иначе как «новый цирк».

   Задумаемся, такой ли уж он  «новый»?

   Не будем говорить о Востоке с его  классической китайской Оперой, с незапамятных времён использовавшей в своих сценических постановках  акробатику, эквилибристику, жонглирование, и множество иных средств художественной выразительности, справедливо числимых за цирковым искусством.

   Закроем глаза на Западную Европу эпохи Возрождения, подарившей миру Комедию дель-арте,  послужившую колыбелью и трамплином к профессионализации театра и цирка.

     Не станем устраивать ликбез по истории отечественного цирка, припоминая, что в 1935 году на основе сети «колхозных цирков», в СССР была создана, и по сей день функционирующая, разветвлённая структура  «Цирк на сцене».  

   Не хотим ничего знать, помнить, видеть и слышать, благо самоновейшие времена подтверждают всё ту же грустную истину: не было и не ожидается пророков – ни в своем, ни в чужом отечестве.

   И вообще: канадцы к нам из космического далека прибыли, а театр с цирком и прочим остальным, синтезировали из межпланетных субстанций.

   Создатели «нового цирка», в общем, не обязаны  входить в исторические детали и искусствоведческие тонкости эволюции мирового лицедейства. Но о своём прямом предке в Новом Свете – «самом прославленном цирковом ассорти на Земле», как его иногда называют – цирке «Дю Солей» – они  не могли не знать?!

   Таков современный шоу-бизнес. У него свои законы построения и специфические технологии их реализации.

   Одной из важнейших составляющих такого формата проектов, наряду с шоком и эпатажем, является новизна во всех её проявлениях. Такой проект должен носить ярко выраженный поисковый, экспериментальный характер. В особой цене:  оригинальность замысла и воплощения, дерзость и провокация, исключительность и неординарность. И не столь важно – новизна эта носит подлинный или мнимый характер. Когда реальной новизны недостаёт, создают виртуальную.

  Отсюда   «фигуры» умолчания и лукавая отстранённость от прошлого, беззастенчивый пиар и агрессивно-циничная стратегия информационного обеспечения.     

     Пытаться пересказывать сюжет «Дождя», построенный на детских воспоминаниях и ассоциациях, задача едва ли выполнимая. Внятно артикулируемого сюжета «Дождь», попросту, не имеет. Повествование распахнуто. Каждый создаёт свой текст, соотнося его с собственными воспоминаниями детства. Режиссёр лишь расставляет на пути зрительского восприятия некие опорные эмоциональные вешки, замечая и поражаясь которым (или не поражаясь!), зрительское воображение пришпоривает фантазию.   

   Сопроводительный текст, подаваемый, к сожалению, с явной небрежностью, на никудышном русском, ситуацию не спасает, давая, тем не менее, кое-как понять, что представлена будет история воспоминаний, преломлённая в магической призме цирка. 

   На голубом солнечном небе обозначаются воздушные тучи-шары – предвестники дождя. Чеховское «ружьё», как и положено, вывешено в первом акте, а «выстрел», естественно, грянет ближе к концу второго.

   С неба сыплются разноцветные листочки – обрывки отцовских писем к сыну. Детские воспоминания, словно бы оживают на сцене. Приём «всплывающих воспоминаний» выглядит… достаточно наивно, скажем так. Куда продуктивней заглянуть в творческую автобиографию постановщика «Дождя»:

   …«Я происхожу из  семьи фотографов. Мой прадед, дед и мой отец –  все были  фотографами. Я вырос в мире, где воспоминания были составлены из счастливых моментов, навсегда запечатлённых на фотографиях, развешанных по стенам нашего дома. В своих постановках я просто воспроизвожу движение этих изображений, сохранившихся в моей памяти.

   В «Дожде» показан цирк во время  репетиции, где искусство и реальность перемешаны друг с другом и вы не можете сказать, где кончается одно и начинается другое.     

   Когда я был ребёнком, на меня произвёл неизгладимое впечатление мой первый летний дождь. Это было восхитительно и незабываемо. Я до сих пор очарован тем удивительным ощущением свободы, когда ботинки полны воды, одежда вымокла насквозь и с головы стекает вода.

   В «Дожде» мне хотелось выразить сладостную ностальгию по ушедшему детству. Я это чувствую, когда смотрю на закат. А на глаза наворачиваются слёзы  – дождь моих детских воспоминаний»…  

   Пронзительная искренность и чувственная сентиментальность творческих притязаний художника не могут не взволновать. Дело за пустяком: как это воплотилось на сцене?

   Прежде чем откроется занавес, отмотаем плёнку времени назад и посмотрим:

 

                                      Как это всё случилось…  

                                                     

   Основал театрально-цирковую антрепризу «Элуаз» в 1993 году Жанно Пеншо (Jeannot Painchaud), встав во главе семи выпускников Национальной Школы Цирка в Монреале, одолеваемых амбициозными планами добиться успеха и признания.

   Прежде чем поступить в монреальскую школу, Жанно Пеншо с полгода занимался эквилибром на велосипеде в Национальном Центре циркового искусства в Шалоне на Марне (Франция). Обнадёживающим стимулом для создания собственной труппы, стала бронзовая награда, которой Жанно был удостоен на Международном Фестивале в Париже «Цирк будущего» в 1992г.

   Вслед за тем он был приглашён в  «Cirque du Soleil» («Нувель экспириенс»), который впервые выехал на гастроли в Японию, где прошёл, что называется, на ура.

   Также следует принять во внимание шумную премьеру прорывного проекта цирка Дю Солей «Салтимбанко», имевшего оглушительный успех у себя в Канаде, затем в США и далее в Европе.   

   И, наконец, решающим фактором  бешеной динамики развития начинающей труппы, стал альянс Жанно Пеншо с выпускницей университета по специальности «психология коммуникаций» Джулией Хэмелин. Не слишком удачно стартовав в кино, Хэмелин активно начинает реализовывать карьерные амбиции и полученные знания на  театрально-цирковой ниве. Довольно скоро Хэмелин становится одним из ключевых сотрудников Компании, а с 1998 года уверенно занимает позицию соруководителя.

   Она эффективно работает одновременно в нескольких направлениях: создаёт национальный, и международный  привлекательный образ-имидж  молодой компании, способствуя развитию и продвижению творческих проектов «Элуаз» на мировой рынок развлечений. Размах впечатляет: Канада, Соединенные Штаты, Европа, Азия и Австралия.

   К началу 2000-х Джули Хэмелин вместе с Жанно Пеншо включается в   управление творческим процессом, заняв позиции креативного продюсера, промоутера и ведущего топ-менеджера компании одновременно.

   С именем Джули Хэмелин связано глобальное выдвижение «Элуаз» на ведущие мировые рынки и  попутно,  получаемые  на престижных международных  фестивалях театрального искусства, награды.

   После премьеры, в  2004 году, «Дождь» в течение 6 недель был представлен в новом здании театра Победы в Нью-Йорке, входящего в круг, так называемых, «Офф-Бродвейских» театров и вызвал живейший интерес публики, критики и прессы.

Необходимое пояснение.

   Понятие «Бродвейские театры» – достаточно многомерно. Собственно бродвейскими, считаются, от силы 5-7 театров, расположенных непосредственно на знаменитой улице, вблизи Таймс-сквера. Это первый, самый престижный «круг».

   Театры, расположенные на удалённых от Таймс-сквер улицах, примыкающих к Бродвею, составляют второй, менее престижный круг театров, называемые  – «Офф-Бродвей». Их число меняется, но редко превышает 10-15.

   И наконец, существует третий круг бродвейских театров – «Офф-Oфф-Бродвей» - расположенных в переулках, выходящих за пределы Манхеттена.     

   По-русски сказать, «Офф-офф-Бродвей» - нечто вроде народных театров при нашенских Домах культуры.

   Так вот, «Элуаз» с «Дождём» снискал шумную славу на «Офф-Бродвее», получив три номинации (что уже престижно!) в ежегодном ритуале раздачи наград: уникальный театральный опыт, лучший режиссёр и лучший художник по свету. Самих наград «Дождь» не получил, но о его номинировании, благодаря немалым усилиям Джулии Хэмелин, написало большинство газет и известили все электронные мировые СМИ. Шлейф известности был создан. Это и есть хайтек современного менеджмента. 

   Вслед за тем, «Дождь» был с успехом показан 4 недели в лучшем театре Сан-Франциско, затем – ещё три месяца проехался с гастролями по всему западному побережью США.

   Также с именем Хэмелин связано творческое сотрудничество с Даньеле Финци Паской. 

    Летом 2005-го Даниэль Финци Паска приглашаетЖанно Пеншо (ответственный за «цирковой блок») и Джули Хэмелин в качестве Первого помощника режиссера для написания сценария и постановки заключительной церемонии Закрытия ХХ зимних Олимпийских игр в Турине.

   В создании уникального шоу участвовали все актеры "Театро Сунил", "Цирка Элуаз", а также около двух тысяч волонтеров. Эту трансляцию увидели более двух миллиардов зрителей. Вот когда взвились вверх «акции» «Элуаз» на мировом интертеймент-рынке!

   Джули Хэмелин с блеском продолжает представлять компанию «Элуаз» во всем мире, приобретая всё новые творческие связи, заключая новые союзы и открывая новые рынки для растущих гастрольных аппетитов своей компании.

   Не будет большим преувеличением сказать, что Джули Хэмелин является своего рода двигателем компании по непрерывному поиску и созданию экстраординарных  и новаторских «ходов», позволяющих антрепризе «Элуаз» занимать лидирующие позиции в соответствующем сегменте мирового Шоу-Биза. 

   А именно: фестивали, корпоративные мероприятия, празднества, презентации, круизы, выставки, юбилеи и т.д. Малый формат, козыри которого:  экстраординарность, компактность, мобильность, вариативность.

   Если цирк «Cirque du Soleil» сегодня – глобальная мировая сеть супермаркетов, то цирк «Элуаз» - несколько эксклюзивных бутиков с добротной продукцией… на любителя. Оказалось, что таковых в мире – достаточно много.

   Вернёмся, однако, в театр и посмотрим

 

                                      Чем удивляют…

 

   Художественные средства выражения, в духе времени, минималистские. Световые декорации солнечного дня. На фоне голубого неба, как уже упоминалось, «проплывает» пара кучевых облаков. На сцене резвятся  парни и девушки в тренировочных костюмах. Репетиция в цирке. Кутерьма, смех, ободряющие реплики, кувырки,  лёгкие акробатические прыжки…

   В условном пространстве сцены разворачивается безусловная демонстрация цирковых номеров. Это уже не репетиция, а цирковое представление на театральной сцене, в изобретательном оформлении из причудливых современных световых эффектов.

    Калейдоскоп цирковых жанров: воздушные гимнасты, жонглёры, силовые акробаты, эквилибристы, старинные цирковые атлеты, эксцентрики …

    Наперебой расхваливаемые СМИ театральная игра и драматические переживания исполнителей – на деле обернулись, несколько утрированными и наивными, чтобы не сказать, любительскими, этюдами по актёрскому мастерству. Заданную режиссёром тональность нескончаемого веселья и раскованности сыграть по-театральному не очень-то получилось.

    Восприятие бредёт на уровне логического сознания, ничуть не задевая глубин бессознательно-эмоциональных. А без них не наступает сопереживания.

    Вся надежда на цирк, с его универсальными образами-эффектами, трюками-метафорами, которые предстояло «оживить» виртуозной демонстрацией.

    Когда наступил момент, что «от радости голова пошла кр`угом» – явился номер «Русская палка». Это когда акробат, подброшенный пружинящей перекладиной, лежащей на плечах двух других акробатов, исполняет в воздухе замысловатые сальто и пируэты, снова возвращается на узкую перекладину.

   Чтобы метафора «ожила» и произвела необходимое впечатление, цирковым трюкам надлежит быть потрясающими, чуть не буквально – головокружительными.

   Тут необходимо пояснение. В 2005 году на ХХIХ Международном конкурсе цирка в Монте-Карло «Золотого клоуна» (цирковой аналог Оскара) был удостоен отечественный номер «Русская палка», п\р В.Родиона, в финале которого артистка Анна Государева исполнила четверное (!) заднее сальто с комбинации: одинарное, двойное, четверное. Вот это, в самом деле, было головокружительное зрелище, эмоциональное и какое угодно потрясение!

   «Таких» или хотя бы близких к ним по техническому уровню артистов, в «Дожде», увы, не оказалось. Публика осталась благодарной канадским артистам за демонстрацию… всего лишь двойного сальто с пируэтом.

   Тут дело не в количестве сальто, не в высокой  «технике», каковая в цирке по определению подразумевается. Артист, исполняющий четверное сальто, излучает в зрительный зал совсем иного уровня и качества энергию. Такой артист взрывает атомную бомбу эмоций, и зрители, безошибочно уловив «зашкаливание», переполненные восторгом, вскакивают с мест и обрушивают на артиста шквал оваций. Для того чтобы это понять, надо хотя бы раз в жизни оказаться в эпицентре «взрыва».

   Канадцы, с разной степенью обаяния и убедительности, излучают, конечно, некоторую долю эмоциональной «радиации», но уровень её, увы, не «зашкаливает».  

   Справедливости ради признаем, что представление густо пересыпано довольно остроумными и смешными деталями, эксцентрическими фрагментами, которые вносят в действие оживление, более или менее удачно микшируя  непритязательную актёрскую игру.

   Из цирковых номеров первого отделения, сколько-нибудь серьёзного внимания заслуживает номер «Колесо Сира». Да и то, в качестве бледной копии, исполненной учениками, неподражаемого Даниэля Сира, пять лет назад покорившего фестивальный Париж.

     Забегая вперёд, отметим, что во втором отделении дружный зрительский отклик пришёлся на номера силовых акробатов и воздушной гимнастки «в кольце».

   Второе отделение открылось напоминанием о приближающейся грозе.  Щемящая мелодия, в живом звучании  фортепиано и аккордеона, предваряла ключевую ноту спектакля: «Счастье приходит внезапно, как дождь. И также внезапно исчезает».

   Это – смысловой камертон, по которому выстроена драматургия, философия и эмоциональный звукоряд спектакля: мимолётная эфемерность и зыбкость проживаемой жизни, уникальная неповторимость и непреходящая боль памяти.

   И дальше всё, как будто высветлилось, обрело ясный смысл и встало на свои места. Неприятие погрешностей притупилось.

   И «гуттаперчевая» скандальная девица, буквально раздираемая партнёрами на части, угомонилась и, в конце концов, была упакована в небольшой чемодан.

   И жонглёры-эксцентрики показались достаточно забавными, а воздушные гимнастки в красивых бордовых костюмах на чёрных атласных полотнищах, с драматическим обрывом  «надорвались» и застыли в красочном живом орнаменте. 

   И, наконец,… выстрелило «ружьё». Начался дождь. Давно ожидаемый, и всё равно, оказавшийся неожиданным. Но, главное, настоящим!

   Мокрый, изливающийся на сцену и на артистов абсолютно реальный дождь.  Потрясающее впечатление! До времени хранившаяся в режиссёрских запасниках, «атомная бомба» эмоций, всё-таки, взорвалась - дождь пошёл!

   На этом кончился театр, отступил цирк, и началось карнавальное, всесветное торжество неподдельных чувств и безыскусных эмоций.

   Внутренний монолог артистов выражал примерно следующее: Мы тут перед вами два с лишним часа честно «Ваньку валяли», старались, устали, как видите..., имеем право десяток минут расслабиться в своё удовольствие? И зал, предвкушая наслаждение катарсисом, соглашается: имеете!

   И артисты расслаблялись, кому как вздумается. В смысле, как поставил режиссёр.    

   А дождь продолжался…

   Артисты устроили на залитой водой сцене заплыв стилем баттерфляй, прыгали посреди луж через скакалку, пародировали выступление пловчих-синхронисток, скользили на животах по лужам, играли в мяч…

   Вот бы так весь спектакль прошёл под дождём!

   А дождь продолжался…

   Лишь на минуту вкус изменил постановщику, когда он рискнул обнажить перед тысячным залом свои фрейдистские предпочтения к «фаллическим забавам», предложив артистам устроить состязание …пардон,  на дальность мочеиспускания.

     Понятно: эпатаж, провокация, вызов, постмодернистская фишка, так сказать. Пустячок, - а не приятно.

   Натуральный, живой дождь на сцене, аккомпанирующий сценическому действию – это, безусловно, замечательное канадское ноу-хау.

   Поистине, неисчерпаема завораживающая магия трёх природных стихий: воздуха, огня и воды, глядя на которые, человечество всегда будет испытывать  необъяснимый трепет и восторг. Пока идёт дождь.  

   Стоп-кадр. Артисты выдвигаются на авансцену и, застыв вдоль рампы,  всматриваются в бушующий овациями зал.

   А дождь на сцене и «Дождь» в жизни – продолжается. 

 

                                             Эпилог  или

                                       «кошка» Станиславского

  

    Широко известная театральная притча.

   Занимаясь со студийцами, Константин Сергеевич Станиславский услышал предложение одного из ассистентов, - в целях большей достоверности происходящего, -  выпустить на сцену живую, настоящую кошку.

   Боже, что тут началось! Станиславский, - рьяный поборник «правды чувств и естественности переживаний» на сцене, - топал ногами, ругался и всеми святыми заклинал своих учеников никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не делать этого!!!  НИКОГДА!

   Появившись на сцене, - пояснял Мастер, - безусловная, реальная кошка, в мгновение разрушит условность, надуманность и, в общем-то, «искусственность» происходящего на сцене! Кошка всегда «переиграет» и «затмит» любого гениального актёра на сцене. Ибо, театр – более или менее удачное подражание жизни, а кошка – и есть  сама Жизнь!

   Но времена меняются…

   Что сделал Даниэль Финци Паска, постановщик «Дождя»? Он выпустил на сцену кошку. Дождь в конце спектакля – это и есть «кошка» Станиславского.

   Времена и в правду изменились…     

 

 

Владимир Сергунин.  Кандидат искусствоведения

                                                                                

 

 обсудить на форуме гостевая книга

">

03/08/2007 00:00

Пока идёт дождь (Чеховский Фестиваль завершился "Дождем" канадского цирка "Элуаз")

 Пролог

     Пабло Пикассо как-то спросили: почему он не  участвует в многочисленных выставках, не провозглашает эстетических программ и манифестов, во множестве проводимых его коллегами?

    Пикассо ответил: «Все они что-то там ищут, пробуют, экспериментируют с новыми идеями и формами, цветом и техникой письма. А я не ищу, я давно нашёл! Я просто работаю».

   Создатели канадского бизнес-проекта малого формата цирк «Элуаз», приглашённые в качестве специального гостя со спектаклем «Дождь», предстали перед московской публикой одновременно в трёх ипостасях:  они декларируют, экспериментируют и… работают.   

   Вероятно, поэтому  им доверено было исполнить завершающий аккорд 7-ого Международного театрального Фестиваля им. Чехова.  

   Реализующий все  творческие идеи  труппы, швейцарец  Даниэле Финци Паска в 1986 создал «Teatro Sunil», где поставил с десяток спектаклей,  перемешивая  цирковое и театральное искусство, танец и музыку, фокусы и клоунаду, снискав успех и международное признание.

    C начала 2000-х  Даниэле Паска – один из самых востребованных криэйторов в цирковом и театральном мире. Доказательством чему  может служить приглашение режиссёра в  «Cirque du Soleil» для постановки очередного шоу солнечного цирка «Corteo». (2005)

    Летом 2005-го Даниэль Финци Паска в содружестве с Жанно Пеншо и Джули Хэмелин, соруководителей цирка «Элуаз», работали над созданием и постановкой заключительной церемонии Закрытия ХХ зимних Олимпийских игр в Турине, трансляцию, которой увидело более двух миллиардов зрителей.

    К настоящему времени содружество этого креативного трио имеет успешный опыт создания пяти театрально-цирковых постановок:  «Тypo», «Excentricus», «Nomade», «Cirque Orchestra» и  «Rain».

   Последняя работа цирка «Элуаз»,- «Дождь»,- принесла его создателю множество престижных в театральном мире призов и наград, обеспечив, гарантированный график занятости, на пять лет вперёд.   

 

                                В ожидании Дождя

 

   Поражает единодушие, с которым критика высказалась в том смысле, что канадцы привезли в Москву «новый жанр» исполнительского искусства – то  ли театрального цирка, то ли циркового театра. Медиа-сообществом «Элуаз» позиционируется не иначе как «новый цирк».

   Задумаемся, такой ли уж он  «новый»?

   Не будем говорить о Востоке с его  классической китайской Оперой, с незапамятных времён использовавшей в своих сценических постановках  акробатику, эквилибристику, жонглирование, и множество иных средств художественной выразительности, справедливо числимых за цирковым искусством.

   Закроем глаза на Западную Европу эпохи Возрождения, подарившей миру Комедию дель-арте,  послужившую колыбелью и трамплином к профессионализации театра и цирка.

     Не станем устраивать ликбез по истории отечественного цирка, припоминая, что в 1935 году на основе сети «колхозных цирков», в СССР была создана, и по сей день функционирующая, разветвлённая структура  «Цирк на сцене».  

   Не хотим ничего знать, помнить, видеть и слышать, благо самоновейшие времена подтверждают всё ту же грустную истину: не было и не ожидается пророков – ни в своем, ни в чужом отечестве.

   И вообще: канадцы к нам из космического далека прибыли, а театр с цирком и прочим остальным, синтезировали из межпланетных субстанций.

   Создатели «нового цирка», в общем, не обязаны  входить в исторические детали и искусствоведческие тонкости эволюции мирового лицедейства. Но о своём прямом предке в Новом Свете – «самом прославленном цирковом ассорти на Земле», как его иногда называют – цирке «Дю Солей» – они  не могли не знать?!

   Таков современный шоу-бизнес. У него свои законы построения и специфические технологии их реализации.

   Одной из важнейших составляющих такого формата проектов, наряду с шоком и эпатажем, является новизна во всех её проявлениях. Такой проект должен носить ярко выраженный поисковый, экспериментальный характер. В особой цене:  оригинальность замысла и воплощения, дерзость и провокация, исключительность и неординарность. И не столь важно – новизна эта носит подлинный или мнимый характер. Когда реальной новизны недостаёт, создают виртуальную.

  Отсюда   «фигуры» умолчания и лукавая отстранённость от прошлого, беззастенчивый пиар и агрессивно-циничная стратегия информационного обеспечения.     

     Пытаться пересказывать сюжет «Дождя», построенный на детских воспоминаниях и ассоциациях, задача едва ли выполнимая. Внятно артикулируемого сюжета «Дождь», попросту, не имеет. Повествование распахнуто. Каждый создаёт свой текст, соотнося его с собственными воспоминаниями детства. Режиссёр лишь расставляет на пути зрительского восприятия некие опорные эмоциональные вешки, замечая и поражаясь которым (или не поражаясь!), зрительское воображение пришпоривает фантазию.   

   Сопроводительный текст, подаваемый, к сожалению, с явной небрежностью, на никудышном русском, ситуацию не спасает, давая, тем не менее, кое-как понять, что представлена будет история воспоминаний, преломлённая в магической призме цирка. 

   На голубом солнечном небе обозначаются воздушные тучи-шары – предвестники дождя. Чеховское «ружьё», как и положено, вывешено в первом акте, а «выстрел», естественно, грянет ближе к концу второго.

   С неба сыплются разноцветные листочки – обрывки отцовских писем к сыну. Детские воспоминания, словно бы оживают на сцене. Приём «всплывающих воспоминаний» выглядит… достаточно наивно, скажем так. Куда продуктивней заглянуть в творческую автобиографию постановщика «Дождя»:

   …«Я происхожу из  семьи фотографов. Мой прадед, дед и мой отец –  все были  фотографами. Я вырос в мире, где воспоминания были составлены из счастливых моментов, навсегда запечатлённых на фотографиях, развешанных по стенам нашего дома. В своих постановках я просто воспроизвожу движение этих изображений, сохранившихся в моей памяти.

   В «Дожде» показан цирк во время  репетиции, где искусство и реальность перемешаны друг с другом и вы не можете сказать, где кончается одно и начинается другое.     

   Когда я был ребёнком, на меня произвёл неизгладимое впечатление мой первый летний дождь. Это было восхитительно и незабываемо. Я до сих пор очарован тем удивительным ощущением свободы, когда ботинки полны воды, одежда вымокла насквозь и с головы стекает вода.

   В «Дожде» мне хотелось выразить сладостную ностальгию по ушедшему детству. Я это чувствую, когда смотрю на закат. А на глаза наворачиваются слёзы  – дождь моих детских воспоминаний»…  

   Пронзительная искренность и чувственная сентиментальность творческих притязаний художника не могут не взволновать. Дело за пустяком: как это воплотилось на сцене?

   Прежде чем откроется занавес, отмотаем плёнку времени назад и посмотрим:

 

                                      Как это всё случилось…  

                                                     

   Основал театрально-цирковую антрепризу «Элуаз» в 1993 году Жанно Пеншо (Jeannot Painchaud), встав во главе семи выпускников Национальной Школы Цирка в Монреале, одолеваемых амбициозными планами добиться успеха и признания.

   Прежде чем поступить в монреальскую школу, Жанно Пеншо с полгода занимался эквилибром на велосипеде в Национальном Центре циркового искусства в Шалоне на Марне (Франция). Обнадёживающим стимулом для создания собственной труппы, стала бронзовая награда, которой Жанно был удостоен на Международном Фестивале в Париже «Цирк будущего» в 1992г.

   Вслед за тем он был приглашён в  «Cirque du Soleil» («Нувель экспириенс»), который впервые выехал на гастроли в Японию, где прошёл, что называется, на ура.

   Также следует принять во внимание шумную премьеру прорывного проекта цирка Дю Солей «Салтимбанко», имевшего оглушительный успех у себя в Канаде, затем в США и далее в Европе.   

   И, наконец, решающим фактором  бешеной динамики развития начинающей труппы, стал альянс Жанно Пеншо с выпускницей университета по специальности «психология коммуникаций» Джулией Хэмелин. Не слишком удачно стартовав в кино, Хэмелин активно начинает реализовывать карьерные амбиции и полученные знания на  театрально-цирковой ниве. Довольно скоро Хэмелин становится одним из ключевых сотрудников Компании, а с 1998 года уверенно занимает позицию соруководителя.

   Она эффективно работает одновременно в нескольких направлениях: создаёт национальный, и международный  привлекательный образ-имидж  молодой компании, способствуя развитию и продвижению творческих проектов «Элуаз» на мировой рынок развлечений. Размах впечатляет: Канада, Соединенные Штаты, Европа, Азия и Австралия.

   К началу 2000-х Джули Хэмелин вместе с Жанно Пеншо включается в   управление творческим процессом, заняв позиции креативного продюсера, промоутера и ведущего топ-менеджера компании одновременно.

   С именем Джули Хэмелин связано глобальное выдвижение «Элуаз» на ведущие мировые рынки и  попутно,  получаемые  на престижных международных  фестивалях театрального искусства, награды.

   После премьеры, в  2004 году, «Дождь» в течение 6 недель был представлен в новом здании театра Победы в Нью-Йорке, входящего в круг, так называемых, «Офф-Бродвейских» театров и вызвал живейший интерес публики, критики и прессы.

Необходимое пояснение.

   Понятие «Бродвейские театры» – достаточно многомерно. Собственно бродвейскими, считаются, от силы 5-7 театров, расположенных непосредственно на знаменитой улице, вблизи Таймс-сквера. Это первый, самый престижный «круг».

   Театры, расположенные на удалённых от Таймс-сквер улицах, примыкающих к Бродвею, составляют второй, менее престижный круг театров, называемые  – «Офф-Бродвей». Их число меняется, но редко превышает 10-15.

   И наконец, существует третий круг бродвейских театров – «Офф-Oфф-Бродвей» - расположенных в переулках, выходящих за пределы Манхеттена.     

   По-русски сказать, «Офф-офф-Бродвей» - нечто вроде народных театров при нашенских Домах культуры.

   Так вот, «Элуаз» с «Дождём» снискал шумную славу на «Офф-Бродвее», получив три номинации (что уже престижно!) в ежегодном ритуале раздачи наград: уникальный театральный опыт, лучший режиссёр и лучший художник по свету. Самих наград «Дождь» не получил, но о его номинировании, благодаря немалым усилиям Джулии Хэмелин, написало большинство газет и известили все электронные мировые СМИ. Шлейф известности был создан. Это и есть хайтек современного менеджмента. 

   Вслед за тем, «Дождь» был с успехом показан 4 недели в лучшем театре Сан-Франциско, затем – ещё три месяца проехался с гастролями по всему западному побережью США.

   Также с именем Хэмелин связано творческое сотрудничество с Даньеле Финци Паской. 

    Летом 2005-го Даниэль Финци Паска приглашаетЖанно Пеншо (ответственный за «цирковой блок») и Джули Хэмелин в качестве Первого помощника режиссера для написания сценария и постановки заключительной церемонии Закрытия ХХ зимних Олимпийских игр в Турине.

   В создании уникального шоу участвовали все актеры "Театро Сунил", "Цирка Элуаз", а также около двух тысяч волонтеров. Эту трансляцию увидели более двух миллиардов зрителей. Вот когда взвились вверх «акции» «Элуаз» на мировом интертеймент-рынке!

   Джули Хэмелин с блеском продолжает представлять компанию «Элуаз» во всем мире, приобретая всё новые творческие связи, заключая новые союзы и открывая новые рынки для растущих гастрольных аппетитов своей компании.

   Не будет большим преувеличением сказать, что Джули Хэмелин является своего рода двигателем компании по непрерывному поиску и созданию экстраординарных  и новаторских «ходов», позволяющих антрепризе «Элуаз» занимать лидирующие позиции в соответствующем сегменте мирового Шоу-Биза. 

   А именно: фестивали, корпоративные мероприятия, празднества, презентации, круизы, выставки, юбилеи и т.д. Малый формат, козыри которого:  экстраординарность, компактность, мобильность, вариативность.

   Если цирк «Cirque du Soleil» сегодня – глобальная мировая сеть супермаркетов, то цирк «Элуаз» - несколько эксклюзивных бутиков с добротной продукцией… на любителя. Оказалось, что таковых в мире – достаточно много.

   Вернёмся, однако, в театр и посмотрим

 

                                      Чем удивляют…

 

   Художественные средства выражения, в духе времени, минималистские. Световые декорации солнечного дня. На фоне голубого неба, как уже упоминалось, «проплывает» пара кучевых облаков. На сцене резвятся  парни и девушки в тренировочных костюмах. Репетиция в цирке. Кутерьма, смех, ободряющие реплики, кувырки,  лёгкие акробатические прыжки…

   В условном пространстве сцены разворачивается безусловная демонстрация цирковых номеров. Это уже не репетиция, а цирковое представление на театральной сцене, в изобретательном оформлении из причудливых современных световых эффектов.

    Калейдоскоп цирковых жанров: воздушные гимнасты, жонглёры, силовые акробаты, эквилибристы, старинные цирковые атлеты, эксцентрики …

    Наперебой расхваливаемые СМИ театральная игра и драматические переживания исполнителей – на деле обернулись, несколько утрированными и наивными, чтобы не сказать, любительскими, этюдами по актёрскому мастерству. Заданную режиссёром тональность нескончаемого веселья и раскованности сыграть по-театральному не очень-то получилось.

    Восприятие бредёт на уровне логического сознания, ничуть не задевая глубин бессознательно-эмоциональных. А без них не наступает сопереживания.

    Вся надежда на цирк, с его универсальными образами-эффектами, трюками-метафорами, которые предстояло «оживить» виртуозной демонстрацией.

    Когда наступил момент, что «от радости голова пошла кр`угом» – явился номер «Русская палка». Это когда акробат, подброшенный пружинящей перекладиной, лежащей на плечах двух других акробатов, исполняет в воздухе замысловатые сальто и пируэты, снова возвращается на узкую перекладину.

   Чтобы метафора «ожила» и произвела необходимое впечатление, цирковым трюкам надлежит быть потрясающими, чуть не буквально – головокружительными.

   Тут необходимо пояснение. В 2005 году на ХХIХ Международном конкурсе цирка в Монте-Карло «Золотого клоуна» (цирковой аналог Оскара) был удостоен отечественный номер «Русская палка», п\р В.Родиона, в финале которого артистка Анна Государева исполнила четверное (!) заднее сальто с комбинации: одинарное, двойное, четверное. Вот это, в самом деле, было головокружительное зрелище, эмоциональное и какое угодно потрясение!

   «Таких» или хотя бы близких к ним по техническому уровню артистов, в «Дожде», увы, не оказалось. Публика осталась благодарной канадским артистам за демонстрацию… всего лишь двойного сальто с пируэтом.

   Тут дело не в количестве сальто, не в высокой  «технике», каковая в цирке по определению подразумевается. Артист, исполняющий четверное сальто, излучает в зрительный зал совсем иного уровня и качества энергию. Такой артист взрывает атомную бомбу эмоций, и зрители, безошибочно уловив «зашкаливание», переполненные восторгом, вскакивают с мест и обрушивают на артиста шквал оваций. Для того чтобы это понять, надо хотя бы раз в жизни оказаться в эпицентре «взрыва».

   Канадцы, с разной степенью обаяния и убедительности, излучают, конечно, некоторую долю эмоциональной «радиации», но уровень её, увы, не «зашкаливает».  

   Справедливости ради признаем, что представление густо пересыпано довольно остроумными и смешными деталями, эксцентрическими фрагментами, которые вносят в действие оживление, более или менее удачно микшируя  непритязательную актёрскую игру.

   Из цирковых номеров первого отделения, сколько-нибудь серьёзного внимания заслуживает номер «Колесо Сира». Да и то, в качестве бледной копии, исполненной учениками, неподражаемого Даниэля Сира, пять лет назад покорившего фестивальный Париж.

     Забегая вперёд, отметим, что во втором отделении дружный зрительский отклик пришёлся на номера силовых акробатов и воздушной гимнастки «в кольце».

   Второе отделение открылось напоминанием о приближающейся грозе.  Щемящая мелодия, в живом звучании  фортепиано и аккордеона, предваряла ключевую ноту спектакля: «Счастье приходит внезапно, как дождь. И также внезапно исчезает».

   Это – смысловой камертон, по которому выстроена драматургия, философия и эмоциональный звукоряд спектакля: мимолётная эфемерность и зыбкость проживаемой жизни, уникальная неповторимость и непреходящая боль памяти.

   И дальше всё, как будто высветлилось, обрело ясный смысл и встало на свои места. Неприятие погрешностей притупилось.

   И «гуттаперчевая» скандальная девица, буквально раздираемая партнёрами на части, угомонилась и, в конце концов, была упакована в небольшой чемодан.

   И жонглёры-эксцентрики показались достаточно забавными, а воздушные гимнастки в красивых бордовых костюмах на чёрных атласных полотнищах, с драматическим обрывом  «надорвались» и застыли в красочном живом орнаменте. 

   И, наконец,… выстрелило «ружьё». Начался дождь. Давно ожидаемый, и всё равно, оказавшийся неожиданным. Но, главное, настоящим!

   Мокрый, изливающийся на сцену и на артистов абсолютно реальный дождь.  Потрясающее впечатление! До времени хранившаяся в режиссёрских запасниках, «атомная бомба» эмоций, всё-таки, взорвалась - дождь пошёл!

   На этом кончился театр, отступил цирк, и началось карнавальное, всесветное торжество неподдельных чувств и безыскусных эмоций.

   Внутренний монолог артистов выражал примерно следующее: Мы тут перед вами два с лишним часа честно «Ваньку валяли», старались, устали, как видите..., имеем право десяток минут расслабиться в своё удовольствие? И зал, предвкушая наслаждение катарсисом, соглашается: имеете!

   И артисты расслаблялись, кому как вздумается. В смысле, как поставил режиссёр.    

   А дождь продолжался…

   Артисты устроили на залитой водой сцене заплыв стилем баттерфляй, прыгали посреди луж через скакалку, пародировали выступление пловчих-синхронисток, скользили на животах по лужам, играли в мяч…

   Вот бы так весь спектакль прошёл под дождём!

   А дождь продолжался…

   Лишь на минуту вкус изменил постановщику, когда он рискнул обнажить перед тысячным залом свои фрейдистские предпочтения к «фаллическим забавам», предложив артистам устроить состязание …пардон,  на дальность мочеиспускания.

     Понятно: эпатаж, провокация, вызов, постмодернистская фишка, так сказать. Пустячок, - а не приятно.

   Натуральный, живой дождь на сцене, аккомпанирующий сценическому действию – это, безусловно, замечательное канадское ноу-хау.

   Поистине, неисчерпаема завораживающая магия трёх природных стихий: воздуха, огня и воды, глядя на которые, человечество всегда будет испытывать  необъяснимый трепет и восторг. Пока идёт дождь.  

   Стоп-кадр. Артисты выдвигаются на авансцену и, застыв вдоль рампы,  всматриваются в бушующий овациями зал.

   А дождь на сцене и «Дождь» в жизни – продолжается. 

 

                                             Эпилог  или

                                       «кошка» Станиславского

  

    Широко известная театральная притча.

   Занимаясь со студийцами, Константин Сергеевич Станиславский услышал предложение одного из ассистентов, - в целях большей достоверности происходящего, -  выпустить на сцену живую, настоящую кошку.

   Боже, что тут началось! Станиславский, - рьяный поборник «правды чувств и естественности переживаний» на сцене, - топал ногами, ругался и всеми святыми заклинал своих учеников никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не делать этого!!!  НИКОГДА!

   Появившись на сцене, - пояснял Мастер, - безусловная, реальная кошка, в мгновение разрушит условность, надуманность и, в общем-то, «искусственность» происходящего на сцене! Кошка всегда «переиграет» и «затмит» любого гениального актёра на сцене. Ибо, театр – более или менее удачное подражание жизни, а кошка – и есть  сама Жизнь!

   Но времена меняются…

   Что сделал Даниэль Финци Паска, постановщик «Дождя»? Он выпустил на сцену кошку. Дождь в конце спектакля – это и есть «кошка» Станиславского.

   Времена и в правду изменились…     

 

 

Владимир Сергунин.  Кандидат искусствоведения

                                                                                

 

 обсудить на форуме гостевая книга

"> Подробнее >>>


…Вот и год уж прошел, как Артура Багдасарова подрал тигр. Вечером, в Цирке на Цветном, у всех на глазах; всего несколько профессиональных секунд, когда кто-то закричал, кого-то оттащили. Можно в очередной раз выложить арифметику по числу наложенных швов и общих наркозов, да про два на три метра напомнить… И от кого получил? Как водится — от самого любимого, лично выкормленного.



Но арифметики нет. Дрессировщик после нападения далеко не всегда возвращается в клетку. Это совсем даже не само собой разумеется. Артур вернулся. Там, в клетке, осталось всё — отец-наставник, красавица-сестра Карина и… Цезарь, который год как “пребывает в вынужденном отпуске”. Артур вернулся — теперь и Цезаря пора “возвращать”. На этом и стоит вся цирковая интрига. Зрителю все равно: он разницы между тиграми — кто там Ахилл, а кто Цезарь — и не заметит. Репортер “МК” провел один день в клетке с тигром. И с его повелителем.

Подробнее гостевая книга">

02/08/2007 00:00

На бой c тигриной братвой. Михаил Багдасаров

…Вот и год уж прошел, как Артура Багдасарова подрал тигр. Вечером, в Цирке на Цветном, у всех на глазах; всего несколько профессиональных секунд, когда кто-то закричал, кого-то оттащили. Можно в очередной раз выложить арифметику по числу наложенных швов и общих наркозов, да про два на три метра напомнить… И от кого получил? Как водится — от самого любимого, лично выкормленного.



Но арифметики нет. Дрессировщик после нападения далеко не всегда возвращается в клетку. Это совсем даже не само собой разумеется. Артур вернулся. Там, в клетке, осталось всё — отец-наставник, красавица-сестра Карина и… Цезарь, который год как “пребывает в вынужденном отпуске”. Артур вернулся — теперь и Цезаря пора “возвращать”. На этом и стоит вся цирковая интрига. Зрителю все равно: он разницы между тиграми — кто там Ахилл, а кто Цезарь — и не заметит. Репортер “МК” провел один день в клетке с тигром. И с его повелителем.

Подробнее гостевая книга"> Подробнее >>>


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый устав федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания".

2. Признать утратившими силу:
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 196 "О Российской государственной цирковой компании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 901);


пункт 9 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков.

Подробнее гостевая книга

">

01/08/2007 00:00

Об утверждении устава ФКП "Российская государственная цирковая компания"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый устав федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания".

2. Признать утратившими силу:
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 196 "О Российской государственной цирковой компании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 901);


пункт 9 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков.

Подробнее гостевая книга

"> Подробнее >>>


    Многонациональное отечественное цирковое искусство понесло невосполнимую утрату. На 83-ем году оборвалась жизнь выдающегося мастера конного цирка, талантливого артиста, режиссёра и педагога, Лауреата Всесоюзных смотров-конкурсов циркового искусства, Народного артиста Осетии, достойного представителя всемирно прославленной цирковой династии

     

        КАНТЕМИРОВА  ХАСАНБЕКА  АЛИБЕКОВИЧА

 

   Хасанбек Алибекович Кантемиров родился 14 декабря 1924 года в семье Алибека Тузаровича Кантемирова – основателя  легендарной цирковой династии  «Али-Бек».  

  В четырёхлетнем возрасте, он впервые вышел на манеж, принимая участие в выступлениях труппы.

   Шестнадцатилетним бойцом истребительного батальона Красной Армии, Хасанбек встретил начало Великой Отечественной Войны.

   В 17 лет Хасанбек Кантемиров – командир взвода курсантов Краснодарского пулемётно-миномётного Училища, участник боевого похода армии Северо-Кавказского фронта.

   В 1946 году, в звании капитана запаса, Хасанбек Кантемиров вернулся на манеж.

   В течение долгой творческой жизни Х.А.Кантемиров постоянно искал новые пути и формы развития отечественного цирка, осуществив в качестве автора и режиссёра ряд масштабных цирковых постановок, таких, как «Картины Кавказа», «Конные игры народов СССР», «К 30-летию Победы», «России верные сыны», «Весна-красна…» и многих других.

    Наряду с высоким трюковым исполнительским мастерством конного акробата и наездника, Х.А.Кантемиров обладал незаурядным артистизмом, что позволило ему с успехом исполнить большие роли в кинофильмах и знаменитых цирковых постановках «Трубка Мира» и «Карнавал на Кубе».

   Неуёмная жажда знаний, стремление к всестороннему научному обоснованию опыта и методики конной школы «Али-Бек», позволили Х.А.Кантемирову окончить Институт физической культуры и театроведческий факультет ГИТИСа.

 

 

 

 

  На протяжении ряда лет Х.А.Кантемиров являлся Художественным руководителем многих программ отечественного цирка, с честью представлявших наше искусство в родном Отечестве и за рубежом.

   Впервые в советском кинематографе, Х.А.Кантемиров разработал технику исполнения и блестяще выполнил трюковое падение скачущей лошади вместе с всадником, был виртуозным каскадёром и исполнителем конных трюков в целом созвездии популярных советских художественных фильмов.

   Творческие работы Хасанбека Алибековича отличались тонким художественным вкусом, детальнейшим знанием фольклорных традиций и этнографии народов СССР, яркой художественной зрелищностью и выразительностью формы.

   Своим огромным, бесценным профессиональным опытом Мастер охотно делился с молодёжью, воспитав целую плеяду великолепных артистов цирка, отмеченных высокими званиями и наградами Родины.

   Выдающийся Мастер Российского цирка, Х.А.Кантемиров награждён: Грамотой Верховного Совета СО АССР, является кавалером орденов: «Знак почёта», «Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов», «Отечественной Войны II-ой степени».

   Награждён медалями: «За Победу над Германией», «За оборону Кавказа», «20, 30, 40, 50, 60 лет Победы над Германией», «Г.Жукова», «50, 60 лет Вооружённым Силам», «Св.Георгия, «850-летие Москвы», «За заслуги в развитии Российского цирка»

  Друзья, коллеги, ученики и почитатели неповторимого таланта Х.А.Кантемирова, горько скорбят о невосполнимой утрате и выражают искренние соболезнования родным и близким

 

                  Хасанбека Алибековича Кантемирова.

 

 

    Российская государственная

цирковая компания  «Росгосцирк»

  Союз цирковых деятелей России

       Артисты-ветераны цирка

 

 

">

30/07/2007 00:00

Умер Кантемиров Хасанбек Алибекович

    Многонациональное отечественное цирковое искусство понесло невосполнимую утрату. На 83-ем году оборвалась жизнь выдающегося мастера конного цирка, талантливого артиста, режиссёра и педагога, Лауреата Всесоюзных смотров-конкурсов циркового искусства, Народного артиста Осетии, достойного представителя всемирно прославленной цирковой династии

     

        КАНТЕМИРОВА  ХАСАНБЕКА  АЛИБЕКОВИЧА

 

   Хасанбек Алибекович Кантемиров родился 14 декабря 1924 года в семье Алибека Тузаровича Кантемирова – основателя  легендарной цирковой династии  «Али-Бек».  

  В четырёхлетнем возрасте, он впервые вышел на манеж, принимая участие в выступлениях труппы.

   Шестнадцатилетним бойцом истребительного батальона Красной Армии, Хасанбек встретил начало Великой Отечественной Войны.

   В 17 лет Хасанбек Кантемиров – командир взвода курсантов Краснодарского пулемётно-миномётного Училища, участник боевого похода армии Северо-Кавказского фронта.

   В 1946 году, в звании капитана запаса, Хасанбек Кантемиров вернулся на манеж.

   В течение долгой творческой жизни Х.А.Кантемиров постоянно искал новые пути и формы развития отечественного цирка, осуществив в качестве автора и режиссёра ряд масштабных цирковых постановок, таких, как «Картины Кавказа», «Конные игры народов СССР», «К 30-летию Победы», «России верные сыны», «Весна-красна…» и многих других.

    Наряду с высоким трюковым исполнительским мастерством конного акробата и наездника, Х.А.Кантемиров обладал незаурядным артистизмом, что позволило ему с успехом исполнить большие роли в кинофильмах и знаменитых цирковых постановках «Трубка Мира» и «Карнавал на Кубе».

   Неуёмная жажда знаний, стремление к всестороннему научному обоснованию опыта и методики конной школы «Али-Бек», позволили Х.А.Кантемирову окончить Институт физической культуры и театроведческий факультет ГИТИСа.

 

 

 

 

  На протяжении ряда лет Х.А.Кантемиров являлся Художественным руководителем многих программ отечественного цирка, с честью представлявших наше искусство в родном Отечестве и за рубежом.

   Впервые в советском кинематографе, Х.А.Кантемиров разработал технику исполнения и блестяще выполнил трюковое падение скачущей лошади вместе с всадником, был виртуозным каскадёром и исполнителем конных трюков в целом созвездии популярных советских художественных фильмов.

   Творческие работы Хасанбека Алибековича отличались тонким художественным вкусом, детальнейшим знанием фольклорных традиций и этнографии народов СССР, яркой художественной зрелищностью и выразительностью формы.

   Своим огромным, бесценным профессиональным опытом Мастер охотно делился с молодёжью, воспитав целую плеяду великолепных артистов цирка, отмеченных высокими званиями и наградами Родины.

   Выдающийся Мастер Российского цирка, Х.А.Кантемиров награждён: Грамотой Верховного Совета СО АССР, является кавалером орденов: «Знак почёта», «Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов», «Отечественной Войны II-ой степени».

   Награждён медалями: «За Победу над Германией», «За оборону Кавказа», «20, 30, 40, 50, 60 лет Победы над Германией», «Г.Жукова», «50, 60 лет Вооружённым Силам», «Св.Георгия, «850-летие Москвы», «За заслуги в развитии Российского цирка»

  Друзья, коллеги, ученики и почитатели неповторимого таланта Х.А.Кантемирова, горько скорбят о невосполнимой утрате и выражают искренние соболезнования родным и близким

 

                  Хасанбека Алибековича Кантемирова.

 

 

    Российская государственная

цирковая компания  «Росгосцирк»

  Союз цирковых деятелей России

       Артисты-ветераны цирка

 

 

"> Подробнее >>>


— Высота была где-то как второй этаж. Я как раз отвернулась, а тут моя 4-летняя дочь говорит: ”Мама, посмотри, киса упала”, — рассказывает продавец винницкого магазина 23-летняя Елена Потапова. — Столько крови было! Родители детям глаза закрывали, люди начали расходиться, где-то треть вообще ушла. Шок!

читать далеегостевая книга

">

25/07/2007 00:00

Воздушная гимнастка упала на арену

— Высота была где-то как второй этаж. Я как раз отвернулась, а тут моя 4-летняя дочь говорит: ”Мама, посмотри, киса упала”, — рассказывает продавец винницкого магазина 23-летняя Елена Потапова. — Столько крови было! Родители детям глаза закрывали, люди начали расходиться, где-то треть вообще ушла. Шок!

читать далеегостевая книга

"> Подробнее >>>


Еще в начале прошлого века такого понятия, как «конный цирк», просто не существовало – первым в мире искусство джигитовки показал широкой публике Алибек Кантемиров. В этом году всемирно известная цирковая династия Кантемировых празднует свой столетний юбилей.


Основатель цирковой династии Алибек Кантемиров

Основатель знаменитой династии народный артист России Алибек Тузарович Кантемиров родился в небольшом селении на севере Осетии, в 1882 г. Семья Кантемировых жила небогато, и большую часть времени маленький Алибек проводил, помогая по хозяйству, а повзрослев, устроился возчиком на кирпичный завод барона Штейнгеля. В 1900 г. семья переезжает в город Владикавказ, где в то время было много частных скаковых конюшен. Алибек решил попытать счастья и попросил владельца одной из них испытать его в скачках. Но в силу того, что юноша обладал довольно мощным телосложением и далеко не жокейским весом, владелец отнесся к просьбе довольно прохладно. Тем не менее, упорство молодого наездника принесло свои плоды – хозяин согласился, и Алибек выиграл первую же скачку. Очень скоро Кантемиров стал одним из лучших жокеев, а за его выступлениями следили зрители со всего Кавказа.


Но Алибеку было мало выигрывать призы для хозяев скаковых лошадей, ему хотелось чего-то большего. В то самое время на гастроли во Владикавказ приехал цирк, среди артистов которого был знаменитый осетинский силач Темирболат Кануков по прозвищу Казбек-гора. Он-то и уговорил хозяина цирка взять молодого джигита в труппу. Первое время род деятельности Алибека был далек от огней манежа: он ухаживал за лошадьми, занимался амуницией, помогал с реквизитом… Но каждую свободную минуту наездник отдавал шлифовке своих навыков в джигитовке. Старания Алибека не пропали даром: глядя на трудолюбивого и талантливого молодого человека, хозяин цирка разрешил ему подготовить свой номер.


Взявшись за дело с утроенной энергией, уже зимой 1907 г. двадцатипятилетний Алибек впервые появился на арене. Вот как описывается в книге «Джигит Осетии» его дебютное выступление: «Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда – он опять в седле…»

 

читать далее гостевая книга

">

24/07/2007 00:00

Железнокровные наездники. 100 лет династии джигитов Кантемировых

Еще в начале прошлого века такого понятия, как «конный цирк», просто не существовало – первым в мире искусство джигитовки показал широкой публике Алибек Кантемиров. В этом году всемирно известная цирковая династия Кантемировых празднует свой столетний юбилей.


Основатель цирковой династии Алибек Кантемиров

Основатель знаменитой династии народный артист России Алибек Тузарович Кантемиров родился в небольшом селении на севере Осетии, в 1882 г. Семья Кантемировых жила небогато, и большую часть времени маленький Алибек проводил, помогая по хозяйству, а повзрослев, устроился возчиком на кирпичный завод барона Штейнгеля. В 1900 г. семья переезжает в город Владикавказ, где в то время было много частных скаковых конюшен. Алибек решил попытать счастья и попросил владельца одной из них испытать его в скачках. Но в силу того, что юноша обладал довольно мощным телосложением и далеко не жокейским весом, владелец отнесся к просьбе довольно прохладно. Тем не менее, упорство молодого наездника принесло свои плоды – хозяин согласился, и Алибек выиграл первую же скачку. Очень скоро Кантемиров стал одним из лучших жокеев, а за его выступлениями следили зрители со всего Кавказа.


Но Алибеку было мало выигрывать призы для хозяев скаковых лошадей, ему хотелось чего-то большего. В то самое время на гастроли во Владикавказ приехал цирк, среди артистов которого был знаменитый осетинский силач Темирболат Кануков по прозвищу Казбек-гора. Он-то и уговорил хозяина цирка взять молодого джигита в труппу. Первое время род деятельности Алибека был далек от огней манежа: он ухаживал за лошадьми, занимался амуницией, помогал с реквизитом… Но каждую свободную минуту наездник отдавал шлифовке своих навыков в джигитовке. Старания Алибека не пропали даром: глядя на трудолюбивого и талантливого молодого человека, хозяин цирка разрешил ему подготовить свой номер.


Взявшись за дело с утроенной энергией, уже зимой 1907 г. двадцатипятилетний Алибек впервые появился на арене. Вот как описывается в книге «Джигит Осетии» его дебютное выступление: «Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда – он опять в седле…»

 

читать далее гостевая книга

"> Подробнее >>>


< предыдущая   следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100