Новости - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

30/08/2006 00:00

Манеж – чертова дюжина метров. Что-то не так с нашим цирком...

Советский цирк был такой же маркой нашей страны, как ракеты, балет и хоккей. После распада СССР с ним произошло то же, что и с этими брендами: что-то осталось, кое-что «заржавело». Говорили даже, что цирк наш умер…

Идея + трюк

Вопрос, который хоть сейчас в «Что? Где? Когда?» отсылай: «Почему диаметр цирковой арены 42 фута (13 метров)?» Оказывается, именно при таком диаметре наезднику легче удержать равновесие, стоя на спине лошади. А первый стационарный цирк начинался именно с верховой езды. В 1780 году в Лондоне его построил отставной кавалерист Филипп Астлей. С тех пор диаметр в 13 метров принят во всем мире… Россия стала наследницей цирковых традиций «по прямой».

Первый постоянный цирк в декабре 1827 года открыл у нас ученик британца Астлея француз Жак Турниер. Было это в Санкт-Петербурге. А в 1853 году появился настоящий цирк в Москве. Место видное – там, где нынче располагается ЦУМ. Правда, был он деревянным и спустя шесть лет сгорел. Зато каменный цирк Саламонского, построенный в 1880 году на Цветном бульваре, стоит поныне.

И наконец, подлинным дворцом этого искусства стал цирк на Вернадского. Построен он был 35 лет назад, в благословенные для цирка 70-е. Зал – три с половиной тысячи зрителей. Кроме обычного конного манежа, четыре сменных: водный, ледовый, иллюзионный и световой, их можно менять прямо во время представления (скажем, во время выступления воздушных гимнастов).

– На арене в ту пору происходили революционные новации, – вспоминает заслуженный деятель искусств, арт-директор Международного циркового фестиваля в Голландии Татьяна Ассовская. – Цирковые представления стали спектаклями с единой, сквозной идеей. Плюс новые трюки. Тогда были невероятно популярны номера воздушных гимнастов, поставленные Владимиром Волжанским и Юрием Мандычем.

Все площадки мира покорил медвежий цирк Валентина Филатова. Публика обожала трюки с дрессированными львами и тиграми – в этом жанре блистали Ирина Бугримова, Владимир и Людмила Шевченко, Вальтер Запашный, позже – Мстислав Запашный, Николай Павленко… Джигиты Нугзаровы, Кантемировы, Тугановы были украшением каждого спектакля. Про клоунов и говорить не приходится – их считали народными героями: Карандаш, Попов, Енгибаров, Никулин. Их творчество давным-давно классика, изучаемая в училищах циркового искусства…

Клоунада – это вообще душа цирка.

И тут надо признать очевидное: мы перестали поражать мир великими клоунами! Уже хотя бы это показатель: что-то не так с нашим цирком...

Опасные конкуренты

Распалась централизованная система. Первым, в 1992 году, из состава компании Росгосцирк вышел Большой московский цирк на Вернадского – он стал напрямую подчиняться Минкульту. Следом аналогичный «кульбит» проделали Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке и Казанский. Цирк на Цветном вообще перешел в частные руки и фактически стал семейным предприятием Никулиных.

После того как наиболее конкурентоспособные ушли, в подчинении у Росгосцирка, возглавляемого Мстиславом Запашным, осталось более 40 периферийных цирков со стационарными зданиями... При этом передел средств и полномочий, продолжающийся до сих пор, развитию циркового дела не способствовал.

Заложниками конфликта стали провинциальные цирки, зрители которых потеряли шанс увидеть лучших артистов из трупп на Цветном и проспекте Вернадского – им дорога на территорию Росгосцирка заказана. Хорошо хоть столичные мэтры по-прежнему приглашают в свои программы коллег из компании, самых ярких и достойных.

Но естественной, живой циркуляции творческих сил нет, вместо нее – феодальные обрубки. И трудней всего в этой ситуации, конечно, провинциалам: у них, в отличие от столичных, заработки копеечные и представлений намного меньше…

– Жизнь требует перемен, причем для каждого цирка должен быть найден собственный выход, – размышляет Татьяна Ассовская. – Одни цирки надо передать в частные руки, как настаивает Максим Никулин. А другие лучше вообще закрыть, сделать репетиционной базой.

– За последние годы во многих странах мира цирк достиг значительных высот, – рассказывает худрук и директор Большого московского цирка народный артист России Леонид Костюк.

– У китайцев традиционно сильны акробаты и эквилибристы. У англичан и французов большие достижения в конном жанре. Швейцарцы преуспевают в дрессуре хищников. Итальянцы – в дрессуре слонов. Корейцы – великолепные воздушные гимнасты… В такой обстановке и появились разговоры о смерти отечественного цирка. Особенно много споров вызвали статьи иллюзиониста Игоря Кио, в которых он прямо сказал, что цирк наш умер. Но так ли это? Нет. И тут есть объективные показатели.

Каждый год с ноября по февраль длится сезон цирковых фестивалей и конкурсов: Международный фестиваль акробатического искусства в Китае (города Ухань и Учао), Международный фестиваль в Голландии (Энсхеде), Молодежный цирковой конкурс в Париже, Международный фестиваль циркового искусства в Будапеште…

Наконец, Международный фестиваль цирковых искусств в Монте-Карло – настоящий цирковой «Оскар», проводимый уже 30 лет!.. И не было ни одного сезона, в котором среди победителей не оказалось бы россиян!

Возьмем, к примеру, Монте-Карло. Последний год – исключение: в честь юбилея он был чисто фестивальным, без наград. А в 2004-м серебро в Монте-Карло взяли акробаты с подкидными досками под руководством Андрея Ковгара (цирк на Цветном).

На следующий год акробаты под руководством Валерия Родиона из того же цирка завоевали золото. А бронзу разделили эквилибристы с першами под руководством Александра Хайлафова (цирк на проспекте Вернадского), дрессировщик собачек Петр Простецов (цирк на Цветном) и акробаты на турниках Рокошковы (Росгосцирк). И это лишь за два года. Разве можно после этого говорить о смерти отечественной цирковой школы?

– Да, еще 15–20 лет назад мы были просто лучшими. А теперь – среди лучших, – подводит итог Леонид Костюк.

Сила династий

Однако цирк держится не только на деньгах и призах, но и на своем особом аристократизме, элитности.

– Обычный испытательный срок для всех, кто приходит работать в цирк – 2 года, – поясняет Костюк. – Потом человек либо уходит, либо остается насовсем. И есть особая категория артистов – «рожденные в опилках», продолжатели цирковых династий. Они, как правило, готовы работать на манеже, невзирая ни на малый заработок, ни на другие неприятности. Это самые преданные арене люди. У нас много династий, гораздо больше, чем в других профессиях – законный повод гордиться!

Судьба самого Леонида Леонидовича – лучшее тому подтверждение. В 1975 году продолжатель династии эквилибристов Леонид Костюк получил во время киносъемок тяжелейшую травму (перелом двух шейных позвонков). Медики были уверены: арена не для него. Во всяком случае, эквилибр!

Ведь Костюк работал «нижним» в трюках с першами – держал на голове пятнадцатиметровые шесты (перши) с партнерами наверху… Но уже через три года Леонид снова работал на манеже, а еще через год на конкурсе в Монте-Карло получил золото за феноменальный номер «Восхождение»: движение вверх- вниз по наклонному металлическому шесту с партнером на перше, без страховки!..

Любимый образ цирковых: манеж как воронка. Засасывает, выбраться невозможно. У Юрия Владимировича Никулина был рассказ – воспоминание о клоуне, ставшем священником. Он получил приход в небольшой деревеньке под Киевом, но всякий раз, приезжая в город, наведывался после представлений в родной цирк. Приходил за кулисы, выпивал со старыми друзьями, играл на концертино, пел куплеты и плакал.

Артисты спрашивали: – Не скучаешь по цирку?

Он отвечал, что не скучает. Но временами, когда на душе совсем тоскливо, запирается в пустой церкви, делает стойки на руках и крутит сальто-мортале...

кстати

В 70-х в состав Союзгосцирка входили 61 стационар, 15 передвижных цирков, 13 зооцирков, 14 национальных цирковых коллективов (например, ереванский, где начинал знаменитый Енгибаров, или киевский, который сейчас даст фору многим российским), «Цирк на воде», 2 «Цирка на льду» и 55 коллективов «Цирк на сцене». Сегодня в Росгосцирке 41 стационарный цирк, 11 цирков шапито, 8 передвижных зооцирков. В состав компании также входят: 4 дирекции коллективов «Цирк на сцене», 3 коллектива «Цирк на льду», 2 коллектива «Цирк на воде», «Цирк лилипутов», «Цирк-ревю», «Театр морских животных», «Невероятно странный цирк» и «Золотое турне братьев Шатировых».

Болотская Рита

sobesednik.ru/

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования