В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Николай Барзилович — артист, администратор, режиссер

5 мая 1976 года ушел из жизни Николай Павлович Барзилович — один из ярких и разносторонних цирковых деятелей.

Он родился 22 марта 1912 года в семье учителя. Закончил в 1933 году эстрадно-цирковое отделение Техникума сценических искусств в Ленинграде. Отделение, созданное Е. Гершуни, к сожалению, просуществовало недолго, дало всего два выпуска, но среди окончивших его значились талантливые артисты. Было очень существенно, что одновременно занимались артисты драматического театра, кино, эстрады и цирка. Они помогали друг другу, вместе сидели на лекциях по общеобразовательным и искусствоведческим дисциплинам, изучали основы актерского мастерства, работали в спортивном зале. Здесь работали лучшие педагоги, и не случайно выпускники заняли ведущее положение на театральных сценах, концертных эстрадах и цирковых манежах. Барзилович любил вспоминать, что вместе с ним учился известный комедийный киноартист С. Филиппов.

Обучаясь в техникуме, Барзилович работал как униформист в Ленинградском цирке, участвовал в массовых сценах идущей в те годы меломиме В. Маяковского «Москва горит».

Он начал готовить номер «жонглер на свободной проволоке» и даже выступал с ним на эстраде. В те годы появился жонглер Максимилиан Труцци — красавец, поразительный мастер, удивительно двигающийся по арене, показавший принципиально новые трюки, и цирковая молодежь бросилась ему подражать. Барзилович не избежал этой участи.

На манеже находилась красивая подставка, на ней были расположены палочки и ярко раскрашенные детские мячи разных размеров. Артист, одетый в легкую цветную шелковую рубашку, шелковые брюки гольф, чулки и мягкие туфли бросал и ловил палочки и мячи, потом катал мячи по лицу, голове, всему телу и удерживал на лбу, коленях, подъемах ног сложные и зыбкие пирамиды, составленные из палочек и мячей. Во всем его гибком мальчишеском облике, в легкости движений, в танцевальных па были заключены удивительная легкость, воздушность, особая притягательность. В тридцатые годы Барзилович по праву значился среди лучших жонглеров, и не случайно он выступал на аренах Москвы, Ленинграда, в эстрадных театрах Сада отдыха и «Эрмитажа», то есть на лучших площадках, на которые допускались только самые яркие исполнители. И за свою работу в цирке он в числе самых выдающихся мастеров, в 1939 году получил орден Знак почета. Об одаренном жонглере даже вышла маленькая книжечка1.

И все же, отказавшись от успеха, от хорошего материального обеспечения Барзилович снова пошел учиться, на этот раз в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на режиссерский факультет. И он окончил его в 1947 году, пройдя курс под руководством талантливого мастера режиссуры Н. Горчакова. Поставил дипломный спектакль в Ногинском драматическом театре и снова вернулся в цирк. Стал директором и художественным руководителем Государственного училища циркового искусства (1947—1950), потом работал в должности директора Московской государственной эстрады (1951—1960), директора Московского цирка (1960—1961). Но его тянула творческая деятельность, вот почему он создал национальный Литовский цирковой коллектив «Вильнюс» и стал его художественным руководителем. В последние же годы жизни Барзилович возглавлял художественную часть Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых программ, аттракционов и номеров. И здесь едва ли можно назвать режиссера, которому он не оказал бы творческой помощи. Позже он организовал Башкирский цирковой коллектив и поставил для него программу. Не случайно ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Литовской ССР и народною артиста Башкирской АССР. А в самое последнее время Барзилович ставил принципиально новое представление, названное «Цирк-ревю».

Теперь, когда Н. Барзиловича не стало, в перспективе всей его деятельности становятся особенно очевидными широта ого цирковых познаний, страстная любовь к арене, то, что он умел вести творческие разговоры и с теми, кто только начинал свой путь на манеже, и с его ветеранами. Всякий с ним беседующий на самые различные цирковые темы понимал, что он имеет дело с подлинным профессионалом.

Это был деятель советского цирка, коммунист, сделавший очень много для того, чтобы цирковое искусство в нашей стране развивалось, совершенствовалось, и память о чем — умном и талантливом человеке — навсегда сохранится в сердцах всех тех, кто любит цирковое искусство.

Ю. ДМИТРИЕВ
 
оставить комментарий

 

  • pokerdom предлагает клиентам многостоловые турниры , сателлиты, фриллоры на выгодных условиях
  • vseloto.com
 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100