Николай Гладильщиков и его аттракцион - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Николай Гладильщиков и его аттракцион

В начале 1956 года в Ивановском цирке находился на гастролях заслуженный артист РСФСР Николай Павлович Гладильщиков со своим аттракционом — смешанной группой дрессированных хищников.

Я тогда работал главным режиссером Ивановского цирка и в эти дни часто встречал за кулисами и в зале высокого плечистого военного. Звали его Василий Дмитриевич Великанов. Он часто смотрел представления, присутствовал на репетициях аттракциона, много времени проводил вместе с Николаем Павловичем.

Однажды мне нужно было переговорить с артистом по неотложному производственному делу. В комнате его я застал Великанова. Тот сидел без шинели, в кителе, на груди выделялась колодка с многочисленными лентами боевых орденов и медалей. Он что-то записывал в тетрадь. Вдоль гримировочного стеллажа лежали книги: «Мои рассказы», «Дружок», «Товарищи», «Разбойник и Мишка» и другие. Книги эти предназначались юным читателям, автором их оказался сидящий напротив Гладильщикова военный. Я извинился за то, что помешал им, и спросил:

—    Кажется, я присутствую при беседе писателя со своим героем?
—    Можно назвать и так, — ответил военный, продолжая запись.
—    А можно сказать и по-другому, — посмотрев на меня, негромко, глуховатым голосом произнес Николай Павлович.

Дрессировщик и писатель переглянулись и заговорщицки рассмеялись. Мне стало понятно, что познакомились они
давно и что между ними установилась большая дружба. Великанов положил карандаш и полушутя заметил:

— Езжу вот за Николаем Павловичем всюду. Куда он — туда и я.

Признаться, я тогда подумал, что Великанов из той группы литераторов, которых привлекает экзотика цирка, возможность узнать два-три «сенсационных» случая, чтобы потом их пересказать. Я ошибся.

Еще в юношеские годы, живя в Дергачах, в большом селе Саратовской области, Василий Великанов принимал участие в выступлениях заезжих гастролеров из цирка: фокусников, силачей, борцов. Одним он помогал как ассистент, к другим выходил на помост, играючи перекидываясь двухпудовыми гирями, пробовал силы и в состязании с профессиональными борцами. Борцы не только обучали своему ремеслу высоченного, широкоплечего деревенского парня, но и рассказывали ему удивительно интересные истории из цирковой жизни.

Учась в Саратовском зооветеринарном институте, Василий Великанов был постоянным посетителем цирка. Он восхищался дуровской железной дорогой, следил за выступлениями борцов в матчах.

После окончания института будущий писатель работал ветврачом в Дагестане, Калмыкии, в совхозе неподалеку от Саратова. Затем — служба в рядах Советской Армии. Все долгие и суровые годы Великой Отечественной войны Василий Дмитриевич Великанов был на фронте, несмотря на тяжелую контузию и ранение.

Писать Великанов начал рано, но военная служба мало оставляла времени для творчества. Всерьез творчеством Василий Дмитриевич занялся поело войны. В 1957 году в Ивановском издательстве вышла в свет «Повесть об укротителе», которая явилась результатом многолетней дружбы писателя с известным дрессировщиком Николаем Гладильщиковым. 11озже повесть неоднократно переиздавалась под названием «Приключения укротителя» и набрала более чем полумиллионный тираж. Книга адресована детям среднего и старшего возраста, но ее с увлечением читают и взрослые.

Автор несколько изменил имена и фамилии героев, но повесть от начала до конца построена на достоверном материале. В ней описаны жизнь и творческий путь одного из первых советских дрессировщиков хищников Николая Павловича Гладильщикова, по повести — Ладильщикова. Живо и образно писатель рассказывает о юности артиста, о становлении его характера, убедительно показывает всю сложность работы дрессировщика. Главное же достоинство книги в том, что Великанову удалось нарисовать широкую картину развития советского циркового искусства.

Документальная повесть Великанова — интересное художественное произведение о людях цирка. В то же время она, несомненно, может служить пособием для изучающих историю советского цирка. Произведение привлекает еще и тем, что оно написано специалистом в области зоопсихологии, прекрасным знатоком животных и, кроме того, человеком, необычайно влюбленным в них. Немало страниц уделил автор показу методов дрессировки. Написаны они правдиво, увлекательно и в то же время с полным знанием дела. Повесть, несомненно, окажет помощь молодым дрессировщикам. А для людей, любящих цирк, она несет в себе громадный познавательный материал.

Мне кажется, нет надобности перечислять сцены, эпизоды повести, пересказывать поведение ее героев. Лучше, если читатель сам оценит достоинства книги, ознакомившись с нею.

Великанов любит изображать людей сильных, красивых, мужественных. Наверное, это и заставило его обратиться к теме цирка. Завершая «Приключения укротителя», Василий Дмитриевич одновременно уже работал над повестью о дрессировщице Маргарите Петровне Назаровой. Великанов и в этом случае остался верен своему методу. Он досконально ознакомился с теми местами, где прошло детство и юность героини будущего произведения, подолгу жил в том городе, где в цирке вела репетиции Назарова.

Когда в 1955 году в Костромском цирке шла подготовка к выпуску нового аттракциона «Тигры», знакомый нам военный был все время рядом с Маргаритой Петровной и ее мужем, дрессировщиком Константиновским. Писатель внимательно следил за репетициями, за первыми, подчас робкими шагами теперь широко известной дрессировщицы, а затем выезжал в те города, где она выступала. Василий Дмитриевич даже не вносил заметок в записные книжки — они были не нужны, настолько он творчески сросся с коллективом и участвовал в решении отдельных производственных задач.

Будущий автор книги ежедневно наблюдал за поведением помощников Маргариты Петровны и прежде всего за действиями ее наставника, крупнейшего дрессировщика советского цирка Бориса Афанасьевича Эдера. Писатель увидел не только профессиональную работу людей, помогавших молодой дрессировщице, но и самих людей, раскрывая во всей полноте их характеры. Этими впечатлениями, размышлениями о людях насыщено содержание повести. И мы должны быть благодарны Василию Великанову за то, что он запечатлел многие детали и приемы дрессуры, характерные для Борисе Афанасьевича, его суждония, его опыт дрессировки хищников. Как это ни печально, но о Борисе Эдере — зтом могучем человеке, без которого вообще немыслимо понятие советского цирка, написано крайне мало. (Еще и поэтому интересна повесть «Рита», которая была опубликована в 1958 году.)

Как и в предыдущей книге, автор называет своих героев вымышленными именами, не отходя далеко от имен реальных прототипов. Под именем Бориса Ивановича Афанасьева явно разумеется Борис Афанасьевич Эдер, под фамилией Александра Костина — Константиновский, а Маргарита Петровна и есть сама Маргарита Петровна Назарова. Писатель в своем повествовании стремился как можно глубже раскрыть мотивы поведения героев, шире выявить взаимоотношения людей, дать перспективу развития их характеров, а следовательно и судеб. И это ему удалось. Он во всом шел за конкретными прообразами, и они, если можно так сказать, его ни в чем не подвели.

В 1959 году Василий Великанов издал большой рассказ о старом русском цирке — «Железный цирк». Читатель встречается в ней с артистами дореволюционного цирка: Кольпетти (по повести — Вальпетти), Багри Куком, его сестрой, акробатами, наездниками, хозяином цирка Вяльшиным (по повести — Вяльщицким). В эти же годы были написаны повесть «Бобо» и рассказы о цирке: «Слоновья дружба», «Потаи лютует», «С медведем по Волге», «Казачонок» и другие. В главных действующих лицах рассказов нетрудно угадать известных дрессировщиков: Александра Николаевича Корнилова, Ивана Федотовича Рубана. А в рассказе «Казачонок» описываются фронтовые приключения юного наездника из труппы джигитов Михаила Николаевича Туганова.

Некоторые рассказы Великанова были опубликованы в журнале «Советская эстрада и цирк».

Стремление Василия Великанова рассказать именно о жизни людей арены не является случайным. Многое, как видно из ого биографии, должно было привести и привело его в цирк.

Писатель и его герои оказались понятными друг другу, это и обусловило создание интересных художественных произведений о цирке.

В 1976 году писателю исполнилось семьдесят лет. На его творческом счету около тридцати книг. Целая библиотека! Прекрасное семидесятилетие!

Установив тесную дружбу с артистами цирка, Василий Дмитриевич не теряет ос и до сих пор. Писатель ищет героев Своих новых книг.


Е. ТИМОШЕНКО заслуженный деятель искусств РСФСР

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования