Нонна и Исмар Масляновы
Творческий труд артиста цирка при взгляде со стороны всегда представляется прикрытым вуалью романтики.
Труд этот возбуждает особый интерес к нему, будоражит наше воображение, заставляет относиться к артистам цирка с повышенным уважением, ибо человеку свойственно преклоняться перед мужеством и ловкостью, перед гармонией тела и духа. Но не только эстетические чувства являются источником подобного отношения к мастерам манежа. Есть еще одно качество, присущее цирковым артистам. Это неизбывная верность манежу, своим товарищам, своей творческой профессии, передача этой профессии по наследству детям и внукам, образование своего рода династий.
Чувства особого уважения к труженикам манежа, не раз пережитые в прошлом, волнуют и сегодня при встрече с артистами — продолжателями дела двух ярких цирковых фамилий, отмечающими своеобразную юбилейную дату. Это Нонна и Исмар Масляновы.
Она работает в цирке двадцать пять лет, он — тридцать пять. В сумме — шестьдесят! Они, наверное, одни из самых юных пенсионеров в Советском Союзе — по существующему положению, за двадцать лет работы в акробатических жанрах пенсия назначается вне зависимости от возраста. А Нонне сегодня тридцать пять лет, ее мужу и партнеру — чуть больше. «Пенсионеры» полны сил и замыслов, но им уже есть что вспомнить, о чем рассказать.
Семья акробатов-вольтижеров Запашных хорошо известна всем любителям цирка. Маленькая Нонна, дочь Сергея Запашного, впервые вышла на манеж вместе со своим дядей Вальтером Запашным. Она взлетала с его рук в сальто. Потом юная артистка надолго «вписалась» в ансамбль всех братьев Запашных, объездив с этим номером многие цирки Советского Союза и зарубежных стран. Вместе с ними стала лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Нонне было тогда десять лет, и исполняла она тройное сальто с четырех рук на руки. Именно за этот рекордный трюк она получила золотой жетон имени Акима Никитина. Такими жетонами были отмечены «тридцать три богатыря» — артисты, исполнявшие выдающиеся номера и трюки, и среди них одним из самых юных и изящных «богатырей» оказалась Нонна Запашная.
Запашным, как и всем истинно цирковым артистам, было свойственно негасимое стремление к поиску, стремление пробовать себя все в новых и новых жанрах. Казалось бы, номер групповых акробатов повсеместно имел успех у зрителей, казалось бы, уровень мастерства здесь отвечал самым высоким требованиям и незачем было думать пока о смене жанра, но Запашные не были бы Запашными, если бы остановились на найденном и эксплуатировали бы свой номер «Акробаты-вольтижеры братья Запашные» до возможного предела. Родилась идея соединить свою акробатическую симфонию с конным цирком. И дружный семейный коллектив в несколько измененном составе освоил вольтижировку на лошадях. Взрослые, стоя на крупах бегущих по кольцу манежа лошадей, отправляли юную артистку вверх, и она, сделав сальто, оказывалась снова на руках у партнеров... Но на этом мы временно прервем цепь воспоминаний о прошлом Нонны Запашной и обратимся к творческой биографии ее нынешнего партнера.
Группу артистов Симадо справедливо считали незаурядным цирковым коллективом. Руководил им эквилибрист Андрей Пантосович Симадо. В маленькой труппе работал муж его сестры Веры — Исмар Маслянов, а их сын Исмар-младший стал выступать с пятилетнего возраста. Средняя школа была окончена им «без отрыва от манежа». Еще будучи школьником третьего класса, Исмар стал исполнителем рекордного трюка. Андрей Симадо удерживал на лбу семиметровый перш, на котором Исмар попеременно делал стойки на руках и на голове, в то время как Андрей Пантосович восходил, балансируя першем, на высокую лестницу. Далее совершался переход по двойному канату, натянутому на трехметровой высоте; на средней площадке, лежа, Андрей Пантосович выполнял полный пируэт, и все это время Исмар сохранял равновесие на вершине перша. Добавим, что в момент совершения пируэта третий партнер выжимал стойку на ногах у нижнего. Трюк этот, без преувеличения можно назвать уникальным. Ему аплодировали зрители Венгрии, Югославии, ГДР, Англии. Он зафиксирован на телевидении в фильме, который так и называется «Трюк Симадо». Два из тридцати трех упомянутых золотых жетонов Акима Никитина были вручены Андрею Симадо и Исмару Маслянову за работу в этом номере. Вручены заслуженно!
Когда все члены семьи Симадо получили право на пенсию и номер прекратил свое существование, Исмар с помощью своего отца, опытного наставника, создал сольный номер «Игра с мячом», который до сих пор остается в репертуаре артиста. Изящно и непринужденно прыгают мячи в руках Маслянова. Порой кажется, что его мячики подскакивают в такт музыке сами по себе, а не за счет ювелирной работы артиста. Всегда вызывают веселое оживление в зале моменты приобщения зрителей к «тайнам» вращающегося на пальцах мячика. За кажущейся несложностью номера скрывается большой труд.
1967 год оказался для Нонны и Исмара особенным. Они соединили свои жизни, теперь они супруги, и надо решать, в каком же жанре им удобнее работать вместе. Исмар — солист. Нонна — член коллектива «Акробаты-вольтижеры на лошадях». Естественно, что эквилибрист и жонглер Маслянов входит в групповой номер, осваивая два новых для себя жанра — вольтижировку и конный жанр, — хотя времени на тренировку и репетиции мало.
В совместной работе незаметно пролетело более десяти лет. Масляновы выходят из конного номера Запашных. Снова возрождается номер Исмара с мячами. Теперь уже Нонне приходится осваивать новый для нее жанр — жонглирование. Сначала она ассистентка, затем — партнер.
...Мы сидим в цирковой гримуборной двух «пенсионеров». Улыбающаяся Нонна и активный, непоседливый, очень серьезный Исмар. Они рассказывают о своих планах. Достают из папки сценарий, объясняют, делятся мечтами о новых замыслах. Люди цирка, Масляновы преданы ему беспредельно, и это залог того, что их жизнь на манеже будет такой же яркой и красивой, как и та, что осталась позади. Удачи вам, Нонна и Исмар!
С. КЛИТИН
оставить комментарий