О цирке и спорте - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О цирке и спорте

Недавно я услышал фразу: «Цирк отстает от спорта» — и подумал, можно ли так ставить вопрос. Для меня совершенно ясно — нельзя. Журнал уже публиковал статьи на тему цирк и спорт, последним было обстоятельное выступление артиста В. Сергунина.

Но хочу вернуться к этой проблеме, раз до сих пор бытует мнение, что «цирк отстает от спорта».

Конечно, у спорта немалые достижения. Когда по телевидению показывают соревнования по художественной гимнастике, акробатике, их смотрит много людей. Некоторые спортивные упражнения близки цирковым трюкам. И по этой причине кое-кто видит родство спорта и цирка и берется определять, насколько спорт обогнал цирк. Давайте разберемся, есть ли для этого основание.

Конечно, можно говорить о сходстве отдельных упражнений в акробатике (прыжковой, силовой, вольтижной) и гимнастике (турник, кольца, брусья). Но одни и те же движения, упражнения, показанные в разных условиях, служат разным целям. Это и определяет различие в развитии акробатики цирковой и спортивной.

Например, в спорте не показываются многие прыжки, давно известные в цирке. И это не объясняется отставанием спортивной акробатики. Спортсмены выполняют прыжки по прямой линии, а в цирке флик-фляки и арабское сальто выполняются по кругу манежа. И таких различий немало.

Что касается силовой акробатики, то для цирка это уже пройденный этап. Этот вид акробатики был очень развит в 20—30-е годы. Отлично сложенные акробаты создавали красивые пирамиды, целые композиции живых античных скульптурных групп. Участники номеров «Бронзовые люди», «Живые скульптуры», «Арена Рима» и др. облекали свои выступления в художественную форму. Эти номера демонстрировались на вращающихся пьедесталах, с разноцветными подсветами, с тончайшими струями фонтанов, которые окружали артистов при исполнении ими финальной пирамиды.

За последние годы этот интересный вид силовой акробатики стал широко показываться в спорте и, очевидно, по этой причине перестал, к сожалению, привлекать к себе внимание мастеров цирка.

Трюк «сесть, лечь и встать с партнером в стойке рука в руку» говорит о высоком уровне развития парной силовой акробатики в цирке. Другое дело, что многие интересные и сложные трюки порой бывают недолговечны, кстати, по причинам далеко не творческим (уход партнеров в армию, расформирование номера ит. д.)

Выступления гимнастов-спортсменов и гимнастов в цирке носят разный характер.
Например, в спорте выступление демонстрируется на одном турнике, а в цирке принят другой характер выступления: трюковые перелеты на трех турниках, исполняемые одним, двумя и группой гимнастов одновременно. Различен характер выступления и на гимнастических кольцах. В цирке в отличие от спорта выполняются групповые пирамиды, а упражнения демонстрируются не только на месте, но и в раскачке.

Как же можно определять кто, от кого отстает? Ведь у цирка и у спорта разные цели и задачи, различные формы и условия показа достигнутого.

Спорт — высшая форма физической культуры, физического развития, наиболее активное средство физического воспитания народа. Спорт ратует за то, чтобы каждый человек был здоровым, сильным, смелым, ловким. Конечная цель для спортсмена — выполнить освоенное им сложное упражнение четко, красиво и получить оценку судей, занять призовое место, установить рекорд. Кстати, для спортсмена совершенно не обязательно присутствие публики, ему важно лишь присутствие судей, определяющих результаты его достижений.

Цирк носит зрелищный характер. Цирк искусство. Артисту необходим контакт со зрителями, он должен видеть и слышать реакцию публики, для которой предназначено его выступление.

Хочу подчеркнуть: у спорта соревновательная основа, стремление к установлению рекорда. На манеже, как известно, рекорды не фиксируют. Спортсмен часто проделывает лишь одно упражнение, артист показывает целый номер, состоящий из серии трюков, композиционно объединенных между собой, органично связанных со многими компонентами, присущими художественному произведению (художественное оформление, музыка, освещение и т. д.).

Для артиста выполнение трюка не самоцель. Сам по себе трюк не определяет сути номера. Все, что демонстрируется на манеже, должно быть облечено в художественную форму. И это главное, что отличает цирк от спорта. У цирка свои, исторически сложившиеся формы, присущие ему выразительные средства, отвечающие его задачам.

Цирк, как и спорт, прогрессирует. Создаются хорошие номера и аттракционы, мастера манежа ищут и находят новые, свежие краски, оригинальные трюки, новые формы показа. Присуждение Государственной премии СССР и присвоение звания Героя Социалистического Труда нашим мастерам говорит о больших достижениях.

Однако наряду с достижениями у цирка, как, кстати, и у спорта, есть свои трудности, свои проблемы. Разумеется, о недостатках надо говорить, искать пути их устранения. Например, можно упрекнуть цирк в том, что высокие технические достижения исполнителей нередко не подкрепляются актерским мастерством; к недостаткам можно отнести увлечение громоздкой аппаратурой, не всегда оправданной, эксплуатацию номеров давно устаревших и самортизированных, в неоправданном забвении интересных достижений предыдущих лет. Думается, стоило бы восстановить конные пантомимы, созданные знаменитым Вильямсом Труцци и являющиеся вершиной конной дрессировки.

Упрек следует сделать в утрате тех обширных позиций, какие занимали ранее комические формы цирка. Уже писалось и говорилось на совещаниях, что цирк

«посерьезнел», что удельный вес «веселых и находчивых» стал в наших программах менее значителен за последние годы. И это сразу почувствовал зритель. Обеднел цех комической дрессировки, исчезли шуточные, игровые сценки с дрессированными лошадьми. Целостных тематических постановок с участием костюмированных животных раз — два и обчелся. Исчезли с манежа сценки так называемой буффонадной клоунады с ее комедийно-сатирической формой подачи злободневного репертуара. Редкими стали и комические персонажи в номерах разных жанров.

А ведь ничто так не снижает художественной ценности программы, как нарушение пропорции жанров. Разве зрителям интересно смотреть программу, состоящую из одних акробатических (или гимнастических, или эквилибристических и т. д.) номеров? Это присуще спортивным соревнованиям по отдельным видам спорта. Именно многообразие цирковых форм, многожанровость являются одной из особенностей цирка, его наиболее привлекательной стороной.

Еще одно замечание. Почему-то иной раз цирковые жанры именуют «физкультурно-акробатическими» или «спортивными». Откуда возникло это название? Вряд ли нужно доказывать, что жонглирование или эквилибристика, выступление жокеев или акробатика с подкидными досками и т. д. — это не физкультура и не спорт.

В спорте, куда акробатика пришла из цирка, ее называют спортивной, а не цирковой — так сказать, по месту «прописки». Почему надо вводить в цирковую терминологию не свойственные ей названия?

Интерес к достижениям спорта понятен, но нет никаких оснований заявлять, что цирк отстает от спорта, у цирка, как уже сказано, свои пути развития, свои успехи и недочеты.

3. ГУРЕВИЧ, преподаватель ГУЦЭИ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования