О новых цирковых номерах
О каких номерах можно и нужно писать? Порой такой вопрос обсуждается специалистами, знатоками цирка. И тогда слышишь: «А не рано ли писать об этом номере?
Только его выпустили, и уже пожалуйста, — статья в журнале! Разве нет действительно значительных произведений манежа?!» Можно услышать и другое: «Позвольте, что писать о номере, который бог знает сколько лет демонстрируется?!» Возникает вопрос: когда уже не рано, а когда еще не поздно? Где эта золотая середина, этот счастливый момент?
Бывает прямой повод рассказать о номере, например, когда его исполнители стали лауреатами Всесоюзного конкурса или им присвоили почетное звание. Тогда все просто. А если нет такого повода?
А, может быть, стоит сказать о номере, пусть пока но безукоризненном во всех отношениях, но участники которого добились определенных успехов, или о номере, пусть давно известном, но и сегодня интересном, заслуги исполнителей которого безусловны.
Та программа, что вызвала эти размышления, объединяла как раз, так сказать, номера-ветераны и номера-новички, созданные давно и выпущенные недавно. О многих из них есть что сказать.
Начну с номера, который не причислишь к старым, но и не назовешь совсем новым. Речь идет о номере эквилибристов Масловых. Чтобы все сразу было ясно, стоит хотя бы коротко рассказать о его истории и предыстории. Руководитель номера Александр Маслов-старший (его сын тоже Александр) выступал в свое время с П. Шидловским. Вместе они создавали поднимающуюся лестницу. Потом партнеры расстались. Александр Маслов принялся изобретать новый аппарат. Этому посвятил не один год. Партнером его стала Ольга Маслова. До того любители цирка знали ее как Ольгу Новикову.
Ольга Новикова входила в номер под руководством В. Волжанского «Лесная идиллия», в котором сочетались трюки акробатики и эквилибра. Она была верхней в номере эквилибристов с першами Манукян. Выступала с пластическим этюдом.
Затем два опытных, трудолюбивых артиста подготовили совместное выступление. Недавно в их номер вошел сын — Александр.
В программке их аппарат назван «переходной лестницей», хотя лучше было бы назвать его более неопределенно — «оригинальный аппарат», а зрители сами бы увидели, что это такое. Видят же зрители две высокие стойки, между ними кольцо, над ним небольшую площадку. Кольцо и площадка могут подниматься и опускаться. Артисты выполняют трюки и на стойках, и в кольце, и на площадке.
Аппарат, я который старший Маслов вложил много сил, — гордость артистов, хотя, на мой взгляд, еще вопрос, — насколько перспективно создание подобных аппаратов на растяжках, с системами тросов и блоков. Движущиеся части аппарата чуть вибрируют, площадка вздрагивает, создавая дополнительные трудности артистам. Но, разумеется, если трюки эквилибра переносятся с ковра манежа вверх на аппарат, — выглядят они куда эффектнее.
Пожалуй, самая сложная трюковая комбинация у артистов такая. Маслов (старший), балансируя лобовой перш, на вершине которого — партнерша, всходит по лестнице на площадку. Площадка поднимается на высоту пять с половиной метров. Сзади Александра Маслова оказывается его сын и с помощью небольших ручек переносит перш себе на лоб. Исполняет с ним пируэт. Затем площадка опускается и артист сходит по лестнице на ковер. Все это время Ольга Маслова находится на верху перша в стойке на руках.
На аппарате, на высоте, артисты демонстрируют стойки на руках, на голове, в зубнике.
Номер своеобразен: его вполне можно включать в программы, в которых участвуют эквилибристы с першами, эквилибристы с переходной лестницей. Конечно же, вызывает одобрение то, с каким упорством, как самоотверженно создавали Масловы свой номер, стараясь никого не повторить. И если они сетуют, что до сих лор их усилия вроде бы остаются незамеченными, это можно понять.
Теперь о действительно новом номере, в подготовку которого было вложено много труда, как и в любой номер с животными. Готовили его для Белорусского коллектива Татьяна и Игорь Великие. Начинали они работу в Минске, завершали в Гомеле. До того как они обо взялись за подготовку номера дрессуры животных, Игорь Великий был главным инженером в цирке. Татьяна Великая — артисткой в номерах разных жанров. Тогда ее знали как Татьяну Горбунову. Она выступала в коллективе «Цирк на воде» в воздушном номере и в групповых танцевальных сценах, потом входила в другие номера воздушных гимнастов, в номер па-де-де на лошади, снова репетировала воздушный номер на бамбуке.
И Татьяна и Игорь любят животных. Когда Татьяна жила дома на тихой улочке Тулы, она упоенно возилась с котятами, цыплятами. В цирке же все было серьезнее, ответственнее. Однако и тут пришлось сначала просто ухаживать, выкармливать своих подопечных. Из Беловежской пущи им привезли подобранных егерями оленят, которые были так слабы, что не могли следовать за своими родителями; кабанят, которых заедали травяные блохи, и надо было их спасать: мыть в специальном составе. Да и всех остальных своих питомцев они получили в весьма юном возрасте, вырастили их и только тогда начали учить трюкам.
В номере сейчас разнообразные животные. Европейские благородные олени перестраиваются на манеже, два из них несут шест, через который прыгает третий. Кабаны участвуют, так сказать, в массовых сценах (в своеобразной карусели). Выполняют они и собачий трюк. Один кабан катит разноцветную бочку, правда, не лапами, как собака, а толкает ее своим «пятачком», другой пробегает через бочку туда и обратно. Волк прыгает через обруч, через стоящих у барьера козу, оленей. На манеже и серебристая лиса, и енот — воздушный гимнаст, — и песец. Есть в номере и собаки.
Добиться от зверей послушания было, разумеется, нелегко, особенно сложно было сводить их вместе. Трюки, которые проделывают звери, разнообразны, забавны. Животные вроде бы и не экзотические, но их не встречаешь каждый день, а кабанов, волков, лис, енотов не так часто можно увидеть и на манеже, пожалуй, реже, чем медведей или даже львов.
Немного о будущем номера и, в связи с этим, о его прошлом. Задумывался номер, как было сказано, для Белорусского коллектива, предполагалось придать ему национальную окраску, как-то связать с Беловежской пущей, и не только том, что из нее привезут животных.
Первый предложенный сценарий был забракован, и сейчас сценария, который определял бы тему, драматургию выступления, нет. При подготовке номера ого опекал М. Марусалов, который тогда был директором Минского цирка. Он во многом помог молодым артистам, в том числе и советами. Но никто из режиссеров с артистами постоянно не работал.
После выпуска номера его демонстрировала Татьяна Великая. Игорь Великий ей ассистировал. Как-то он выехал на манеж верхом на кабане, ему сказали: «А вы тут при чем? Ваше место у форганга». Но сложилось так, что Игорю Великому пришлось на время заменить Татьяну, сейчас он выводит животных. Потребовалось кое-что изменить. Скажем, Татьяну на арену вывозили на легкой повозке олени. Решили, что кататься на ажурной повозочке мужчине ни к чему. В дальнейшем артисты собираются выходить на манеж вдвоем. Это может внести дополнительные, интересные краски, — тут появляется возможность строить взаимоотношения не только человека и зверей, но и между партнерами.
Однако у молодых артистов возникает проблема: как им строить свои отношения на манеже, какие создать образы — героиня и комик или лирический дуэт. Вопросов и самых разных у них много. Может быть, начинать номер с кинокадров: волки, кабаны, олени на свободе, а потом они на манеже? А может быть, показать иные кадры или обойтись вообще без кино? А какие трюки еще нужны? Какое звучание придать существующим? Например, козочка вывозит детскую коляску. В самом начале в коляску сажали козленка. Он вырос. Стали сажать собачек, которые потом вылезают и бегут по барьеру. Что лучше? И нужна ли вообще в номере детская коляска? Вот если бы хороший сценарий! Если бы вдумчивые советы опытного режиссере!
Молодые артисты стараются сделать свое выступление занимательнее, ярче, выдумывают новые трюки с животными, и если им помогут, номер может стать значительным произведением арены.
Не только молодежь заслуживает внимания и поддержки, доброго слова, но и ветераны. В программе было два номера, которые демонстрируются ужо давно. Один — жонглер с собаками Тамары Александровой, второй — канатоходца Григора Григоряна.
Посмотрев номер Александровой, можно понять, почему она так верна ему. Всегда подкупает, трогает совместное выполнение трюков человеком и животным. А это как раз мы видим в выступлении Александровой. Таков ее центральный трюк. Артистка балансирует перш с площадкой наверху, на площадке сидит собака. Александрова начинает жонглировать шариками. Собака ловит их зубами и опускает в воронку. Шарики медленно катятся по ажурной спирали и оказываются опять в руках артистки. Она снова подбрасывает их, и они попадают а пасть собаки, которая снова отправляет их путешествовать по спирали.
И в другом случае собака ловит шарики, которыми жонглирует артистка, но теперь собака подбегает к ней по ковру, подпрыгивает, хватает один из шариков и кладет его в корзинку. Когда корзинка оказывается полной, уносит ее с манежа. Есть и другие трюки с собаками, но своеобразие выступлению придают в основном те, в которых четвероногие артисты становятся как бы полноправными партнерами жонглера.
Имя Григора Григоряна встречалось 8 рецензиях на программы Армянского коллектива, когда ом был только организован. Сейчас Григорян выступает один. У тех, кто еще но видел его выступление, может возникнуть сомнение; а много ли сделает один исполнитель на канате? Ведь в групповых номерах мы видели такие разнообразные трюки. По канату движутся живые колонны из двух, из трех человек, артисты переносят партнеров на коромыслах, на досках, которые удерживают на головах, совершаются прыжки с плеч одного на плечи другого. А тут — один исполнитель. Григорян доказывает своим выступлением, что, владея мастерством, можно и сольный номер на канате сделать интересным.
А мастерство у артиста высокое. Начать с того, что Григорян поднимается на аппарат по наклонному канату уверенно и спокойно. Совершает несколько пробежек без шеста-балансера. Потом артист ставит ноги в медный таз и своеобразными движениями, этакими мелкими прыжками продвигается по канату. О таком традиционном у восточных канатоходцев трюке приходилось немало читать, но так ли часто сейчас демонстрируют его у нас в цирке?
Артист проезжает по канату на моноцикле. Пожалуй, самый впечатляющий трюк — с лестницей. На проволоку опускают лестницу в виде трапеции, ступеньки на ней параллельны канату. Проволоку отцепляют, артисту каким-то чудом удается установить ее на канате в равновесии. Затем он осторожно поднимается по ступенькам, и так же осторожно опускается, и только снимает ногу с последней ступени — как лестница валится вниз.
Далее — более темпераментная часть выступления. Артист совершает прыжки, седамы, танцует лезгинку. Может возникнуть вопрос: не нарушено ли в номере стилевое единство? Такой вопрос имеет основания. Можно подумать над композицией номера, над характером трюков. Но главное — виртуозное мастерство артиста, оно позволяет ему показать, какого совершенства можно достичь в любимом деле, как велики возможности человека.
Вроде бы уж много сказано о номерах одной программы, но хочется хотя бы упомянуть о выступлении молодежи, которая не скоро дождется отдельного выступления печати.
Самый юный участник программы — Григорий Попович. Ему 14 лет. Вместе с родителями он переезжал из цирка в цирк, осваивая разные жанры манежа. Летом прошлого года он дебютировал с номером «Эквилибрист на вольностоящай лестнице». Трюки эквилибра у Поповича сочетаются с жонглированием. Начинает он свое выступление с того, что носком ноги подбрасывает лежащие на ковре шарики один за другим (их шесть) и начинает жонглировать ими.
Потом выносят лестницу. Попович поднимается на нее, спускается, снова поднимается, жонглирует на ней, все это время удерживает ее в вертикальном положении и, кажется, без особых усилий. Выносят вторую лестницу, на ее стойках сверху — маленькие площадки, иа них и встает ногами Григорий, вся лестница теперь под ним. В этом положении, сохраняя баланс, он жонглирует тремя булавами, пятью кольцами. Прыгая с лестницы на манеж, исполняет сальто.
Знатоки утверждают, что через несколько лет Попович ничем не будет уступать лучшим жонглерам нашего цирка. Но и сейчас его номер привлекает внимание. В шортах, в белой рубашке Григорий держится свободно и в то же время со скромностью, которую определяет его возраст. Выступление его освещено увлеченностью юности, радостью открытия своих сил и возможностей.
И еще «молодой» номер. Его исполнительницы Вера Шуина и Любовь Чиркова пришли в цирк из художественной самодеятельности. Что же привлекает в их «Акробатическом этюде»? Они сумели добиться органических переходов от трюка к трюку, которые исполняют легко и мягко.
Описание отдельных трюков в данном случае не нарисует полной картины выступлений этого дуэта, не раскроет те образы, которые стремятся создать артистки. Лишь чтобы дать представление, чего они достигли в акробатике, сообщу: верхняя демонстрирует стойку на голове нижней на двух руках, на одной, нижняя а шпагате удерживает верхнюю а стойке «руки в руки». Специалисты утверждают, что номер еще сыроват. Разумеется, молодым артисткам есть над чем работать. Они внимательно выслушивают советы мастеров арены, с которыми оказываются в одном цирке. И, конечно же, им было бы полезно встретиться с опытным и внимательным режиссером. Однако хорошо уже то, что молодые артистки в какой-то мере определили свой стиль, стараются поинтереснее выстроить трюковые комбинации. Для качала этого немало.
Заканчивали программу акробаты с батутом Ступины. Аппарат их — не только батут, но и своеобразное ренское колесо-качалка, заменяющая им подкидную доску. С помощью необычного аппарата артисты демонстрируют интересные трюки. На страницах журнала уже не раз упоминался номер Ступиных, но он заслуживает, по-моему, отдельного обстоятельного разговора.
Возвращаясь к началу статьи, к мысли о том, каким же номерам можно посвящать статьи, рецензии, заметки, хочется напомнить, что успеху представления способствуют не только выдающиеся аттракционы с рекордными трюками, но и другие номера программ, которые исполняют влюбленные в свое искусство энтузиасты арены, и молодые и ветераны.
К. ГАНЕШИН
оставить комментарий