В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О премьере в Уфимском цирке

Минувшей осенью мне довелось побывать на премьере Уфимского цирка...

Уфа — город больших расстояний, она тянется из конца в конце на десятки километров, и для многих поездка в цирк сопряжена с дальней дорогой. К тому же и погода в день открытия нового сезона была скверной: невелика радость возвращаться домой после представления под холодным и моросящим дождем.

И тем не менее, зрительный зал в этот вечер был полон — ни одного свободного кресла. Оказалось, что билеты проданы не только на сегодня, но и на десять дней вперед. Уже по этому можно было судить о популярности цирка в городе, о том, что уфимцы любят его и охотно посещают.

Такая популярность не пришла, надо полагать, сама собой. Местные журналисты рассказывали, как много делает коллектив стационара во главе с его директором, заслуженным работником культуры Башкирской АССР Дмитрием Васильевичем Бондаренко для организации и привлечения зрителей. На кассу здесь надеются, но и сами, как говорится, не плошают: значительная часть билетов распространяется на предприятиях и в учреждениях. Так, заведено, что о всех цирковых новостях регулярно сообщают газеты, радио... Вот и сегодня, кстати, в день открытия сезона, подробную информацию о премьере со снимками ее участников опубликовала «Вечерняя Уфа».

Примечателен и такой факт: примерно четверть всех зрителей, которые бывают в здешнем цирке, жители близлежащих сел. Совсем недавно, на одном из заключительных представлений предыдущей программы, артисты и работники стационара торжественно чествовали хлеборобов Кармаскалинского района, которые первыми выполнили план сдачи зерна государству. Здесь никогда не упускают возможности сказать с манежа доброе приветственное слово, обращенное к пришедшим на спектакль передовикам промышленности, мастерам высоких урожаев, ветеранам Великой Отечественной войны.

Заинтересованное, неказенное отношение к делу сказывается в большом и малом. Насколько мне известно, никто не обязывает администрацию цирка устраивать в фойе нечто вроде зимнего сада, да еще населять его всякой живностью. Такой вечнозеленый сад создан в уфимском стационаре. За стеклом аквариумов — диковинные рыбки, меж ветвей щебечут щеглы, чижи, канарейки. Перед началом представления и в антракте юных уфимцев, что называется, не оттащишь от клеток, в которых живут бельчонок Васек и попугай Петрушка. Вроде бы незначительно все это — есть в фойе цирка бельчонок или нет бельчонка, но ведь даже такой скромный «живой уголок» делает, наверное, свое доброе и полезное дело, воспитывая в ребячьих сердцах интерес и любовь к родной природе.

Вернемся, однако, к премьере. Прошла она хорошо, празднично, зрители покидали цирк в приподнятом радостном настроении. Были и цветы артистам, и поздравления участников программы после спектакля, и та ни с чем не сравнимая атмосфера счастливых тревог и волнений за кулисами, которая всегда сопутствует премьере.

Не будет преувеличением сказать, что первый вечер нового сезона стал вечером триумфального успеха молодых и теперь уже достаточно известных клоунов Валерия Серебрякова и Станислава Щукина. Не берусь судить, какую роль сыграло в этом широкое рекламирование артистов, как «единственных обладателей медалей Парижского цирка «Буглион». Думаю, что отнюдь не решающую, хотя для рекламы это, может быть, и неплохо. Убежден, что и без зазывной ссылки на парижские медали успех Серебрякова и Щукина в программе нисколько бы не приуменьшился.

Они очень смешные — в этом, мне кажется, главное. Смешные без назойливого стремления рассмешить зрителей, без нарочитого комикования, за которым скрывается обычно неуверенность исполнителей в своих «смехотворческих»» силах и возможностях. Смешные не столько тем, что они делают по ходу реприз и сценок, сколько тем, как это делается.

Последний раз я видел Серебрякова и Щукина два или три года назад. И было приятно убедиться на уфимской премьере, что заметно прибавив за это время в мастерстве, они нисколько не растеряли, не утратили непосредственности своей исполнительской манеры, не приглушили той искренности и веры в происходящее на манеже, которые обратили на себя внимание еще при первых шагах этого оригинального клоунского дуэта. Все, что играют Серебряков и Щукин, очень точно «пригнано» к характерам их забавных героев; исполняемые ими интермедии и сценки — это, по существу, единый нескончаемый конфликт между одним комическим персонажем и другим. И потому, наверное, так радостно встречает зал каждое появление клоунов: люди как бы заранее настраиваются на смешное, веселое зрелище. И не обманываются в своих ожиданиях!

Тепло приняли уфимцы и воздушный полет «Галактика» под руководством Владимира Мяловского. Выпущенный более десяти лет назад из стен Государственного училища циркового и эстрадного искусства, номер претерпел с тех пор некоторые перемены в творческом составе. Но «Галактика» осталась «Галактикой» — эффектной и красивой, одухотворенной романтикой преодоления высоты и пространства.

Вряд ли есть смысл перечислять всех участников представления, хотя многие из них, как, например, воздушная гимнастка, заслуженная артистка РСФСР Галина Петринская, акробаты с шестом Валентина Кирюшкина, Станислав Макаров и Виктор Титов, гимнастка на трапеции Рамануэла Калужевичутс и другие, оставили хорошее впечатление. Цель настоящих заметок иная —разобраться в досадных просчетах и недостатках программы, поговорить о том, почему премьера Уфимского цирка при всех ее достоинствах оказалась все же менее интересной, чем она могла бы и, главное, должна была быть.

Цирковой спектакль, как известно, начинается с пролога. В данном случае роль пролога была тем более велика и ответственна, что представление посвящалось 60-летию Великого Октября.

В Уфимском цирке, как и во многих других стационарах, нот своего режиссера, поэтому постановка пролога была возложена Союзгосцирком на одного из участников воздушного полета «Галактика». Возложена на том основании, что он недавно заочно окончил режиссерское отделение ГИТИСа, и ему, как говорится, карты в руки.

Выпускник ГИТИСа ( я позволю себе не называть его фамилии) явно но справился с порученным делом: пролог получился бледным, невыразительным, банальным. Перед началом представления заметались над погруженным в темноту манежем лучи прожекторов, прозвучала песня, а затем из-за форганга вышли участники программы, которые, дружно подняв руки, приветствовали публику.

Парад-пролог циркового спектакля... Не хочется повторяться и в сотый раз говорить о том, сколь велико его значение в любом цирковом представлении и тем более праздничном, юбилейном. О том, что нельзя ставить его наспех, кое-как, по принципу «и так сойдет», О том, наконец, что цирковой парад-пролог должен решаться посредством циркового действия, а не вокально-декламационных «прослоек». В нем могут, естественно, быть и стихи, и песни, и танцевальные сцены, но в нем обязательно должен присутствовать цирк, его специфика, присущие ему средства художественной выразительности.

Мне вспоминается в этой связи парад-пролог, который предварял программу «Конный цирк», поставленную в свое время на манеже тульского стационара. Уже с тех самых минут, когда оркестр взрывался огневыми кавалерийскими ритмами, когда по ярко освещенной арене проносилась с бубенцами и гармошкой тройка, скакали в сумасшедших аллюрах всадники, — уже с тех самых минут зрителей властно охватывало и переполняло ощущение праздничности, радостного и полнозвучного циркового спектакля.

Можно ли винить участника воздушного полета «Галактика» в том, что он не сумел подготовить мало-мальски интересный оригинальный пролог. Мне думается, нет. Ведь он, к слову сказать, и программу-то выстроил не лучшим образом, расположив по соседству номера, которым не следовало стоять рядом. Видимо, диплом ГИТИСа еще не гарантия того, что артист обладает режиссерским дарованием и склонностью к постановочной работе. Скорее, нужно пожалеть о том, что из Москвы не был командирован профессиональный опытный режиссер, который бы смог поставить пролог, достойный юбилейной программы. Понимаю, что куда проще «предписать» молодому выпускнику ГИТИСа принять на себя обязанности режиссера, но ведь «проще» далеко не всегда бывает «лучше».

Еще более, чем невыразительность пролога, удивил крайне непродуманный жанровый подбор программы. Среди десяти номеров представления оказалось четыре  воздушных — «Галактика», Г. Петринская, Р. Калужевичуте и корд-де-парель Светланы Бадакиной, к тому же еще и клоун С. Щукин выступил со своей традиционной выходной репризой «Полет на воздушных шарах». Не говоря худого слова ни об одном из этих номеров, трудно тем не менее нати хоть какое-то оправдание такого «воздушного перебора».

Перенасыщенная «воздухом» программа весьма скромно представляла другие жанры. Так, в жанре дрессировки, едва пи не самом привлекательном в цирке, выступала одна-единствениая Анна Язловская, вышедшая на арену с небольшой группой собачек. Правда, позже я узнал, что в представлении должна участвовать Л. Разуваева с дрессированными обезьянами, однако в день премьеры обезьян на манеже не было, а была телеграмма на столе директора цирка, извещающая о том, что Л. Разуваева выезжает в Уфу из Херсона. Горько шутить по этому поводу, но, право же, в «живом уголке» на втором этаже цирка был в день открытия сезона более разнообразный подбор животных, чем на манеже...

Убежден, что многое, о чем я здесь пишу, было исправлено и улучшено в ходе последующей работы программы. Директор цирка Д. Бондаренко рассказывал после спектакля, как они собираются своими силами обогатить и перестроить пролог, точнее расставить номера внутри представления. Из Херсона в Уфу, надо полагать, добралась, наконец, Л. Разуваева с группой потешных макак-резусов. Работники уфимского стационара даже приняли решение срочно «приодеть» дрессировщицу собачек А. Язловскую, которая вышла на премьерный манеж в костюме, напоминающем репетиционный комбинезон. (Кто, к слову говоря, отвечает, кто следит за состоянием гардероба цирковых исполнителей? Как могло случиться, что у артистки «конвейера», приехавшей а Уфу, не оказалось «выходного» платья?)

Многое, повторяю, наверняка было исправлено и улучшено в ходе последующей работы программы. Но как же быть с теми 2210-ю зрителями, которые смотрели представление в день премьеры? Де, они ушли со спектакля в радостном приподнятом настроении, потому что любят цирк, но ведь их радость была бы несравнимо большей, не окажись в программе столько шероховатостей и просчетов. Не слишком ли терпимо относимся мы порой к представлениям, не тронутым режиссерской рукой, к артистам, которые по своей или по чьей-либо еще неорганизованности и нерасторопности опаздывают к началу премьеры?!

Мы часто и с полным на то основанием говорим, что наши зрители очень любят цирк. Это обязывает работников циркового искусства предельно ответственно относиться к каждому представлению, к каждой встрече с публикой, будь то в Москве или Новосибирске, Уфе или Саратове, Ташкенте или Волгограде. На любовь надо отвечать любовью!

НИК. КРИВЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100