О роли режиссера в создании циркового представления - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О роли режиссера в создании циркового представления. 

Беседу с заслуженным артистом Молдавской ССР ВСЕВОЛОДОМ ГЕОРГИЕВИЧЕМ ХЕРЦЕМ, возглавляющим мастерскую по коллективам во Всесоюзной дирекции по подготовке новых произведений, было решено посвятить роли режиссера в создании представления. Однако по ходу разговора были затронуты и другие проблемы, не только творческие, но и организационные нравственные. Это понятно — все они взаимосвязаны.

Заслуженный артист Молдавской ССР ВСЕВОЛОД ХЕРЦ

Заслуженный артист Молдавской ССР ВСЕВОЛОД ХЕРЦ

Первый вопрос касался роли режиссера в подготовке программ.

Корр. В цирк съехались исполнители разных номеров, все они должны стать участниками одного представления. Что тут может и должен сделать режиссер, каковы его обязанности и права?

Херц. Что касается прав, то их у режиссера очень мало. Обязанность в такой ситуации — выстроить наилучшим образом программу и насколько возможно усовершенствовать номера. Разумеется, новые трюки не отрепетируешь, но можно изменить их последовательность, улучшить подходы к трюкам, переход от одного к другому. Бывает, что исполнитель, чтобы привлечь внимание зрителей, начинает с эффектного, сложного трюка, а потом — спад. Значит, требуется изменить композицию номера. Я бы так определил взаимоотношения исполнителя и режиссера. Артист, освоивший трюки,— это необработанный алмаз. Режиссер должен полнее раскрыть возможности исполнителя, отшлифовать драгоценный камень, чтобы брильянт засверкал всеми гранями, стал произведением искусства. Режиссер может очень многое: не только подчеркнуть достоинства артиста, но и скрыть его слабые стороны, если угодно, даже недостатки фигуры.

Корр. То, о чем вы говорите, касается подготовки номера. Но вторжение режиссера в готовый номер, видимо, имеет определенные границы?

Херц. Режиссер, внося свои коррективы в номер, добиваясь, чтобы ни в чем не нарушалось чувство меры и вкуса, должен быть осторожен, не разрушить первоначальный замысел, тут недопустимы бесцеремонность, произвол. Если ставится тематический, а тем более сюжетный спектакль, то в этом случае артисты должны подчиниться замыслу автора сценария и режиссера, проявить творческую широту, гибкость.

Корр. Вы считаете, что каждую программу должен ставить режиссер?

Херц. Больше того, я убежден, что каждую программу должна ставить постановочная группа во главе с режиссером. Такое положение, при котором номера съезжаются в цирк за день-два до премьеры, порочно. Куда годится — завтра премьера, а директор, волнуясь, выясняет, выслан ли багаж, какие номера квитанции, где задержались вагоны с животными. При таких условиях о какой серьезной режиссерской работе может идти речь?! Еще лет двадцать, а может быть, и тридцать назад требовалось покончить с такой практикой. Я убежден: каждая программа должна ставиться обстоятельно, к этому привлекаться сценарист, режиссер, художник, музыкальный редактор или композитор, балетмейстер. А когда постановочная группа завершит свой коллективный труд, программу принимает высокоавторитетная комиссия.

После того как программа принята, начинается ее демонстрация в цирках страны. Если признано, что программу отличают высокие идейные и художественные качества, ее показывают в Москве, Ленинграде, направляют за рубеж.

Корр. То, что вы предлагаете, сыграло бы положительную роль в развитии искусства манежа. На деле часто обстоит не так. В своей практике режиссера вы имели возможность участвовать в подготовке программы, которую можно считать образцом творческой, вдумчивой работы?

Херц. Да. Например, такой была подготовка программы Молдавского коллектива. Это было несколько лет назад. Приведу более поздний пример. Речь пойдет о тематической программе, постановщиком которой был народный артист СССР Владимир Волжанский. Вместе с ним серьезную работу вела постановочная группа, в которую входили и художник, и композитор, и балетмейстер. Каждый из них вносил свой вклад в создание интересного произведения. Тщательно подбирались номера программы, чтобы все они соответствовали общему замыслу, развивали основную тему представления. Репетиции проходили в городе Иванове, на родине мастера. Там состоялась и премьера.

Цирковая пантомима «Прометей» органично объединила различные жанры манежа, кроме того, элементы пантомимы, хореографии, звучащее слово. Основным остаются трюки эквилибра на канатах, уходящих под самый купол. Все выразительные средства служат созданию убедительного образа, раскрытию основной мысли. Пантомима воспевает силу разума и непреклонной воли, которые подчиняют стихию, ведут к открытиям и свершениям, прокладывают путь к звездам.

Пантомима «Прометей» и программа в целом, как известно, высоко оценены и зрителями, и специалистами, и прессой. Рецензенты называют цирковой спектакль «невиданным и прекрасным зрелищем», подчеркивают, что это пример того, как искусство цирка ярко и своеобразно решает большие темы, поднимается до философских обобщений.

Однако сегодня судьба всей программы и пантомимы «Прометей» вызывает тревогу. Не все, кто имеет отношение к произведению большого мастера, полностью осознают свою ответственность. Руководству Союзгосцирка следует проявить больше заботы о спектакле, связанном с именем Владимира Александровича Волжанского. Это наиболее значительное произведение, созданное в цирке за последнее время.

К сожалению, нередко коллективы, на подготовку которых было затрачено немало творческих усилий, средств, просуществовав недолго, распадаются. Об этом стоит вспомнить сейчас, когда формируются постоянные программы, в которые, по замыслу, должны войти все артисты цирка. Очень важно приложить максимум усилий, чтобы это были крепкие, действительно творческие постоянные коллективы.

Пагубно для коллектива, когда из него изымают номер, два, чтобы направить, например, в Москву. Нередко артисты этих номеров затем едут на гастроли за рубеж. Поскольку они оказались, так сказать, на виду, им быстрее повышают ставки. В результате у иных исполнителей складывается впечатление, что для тех, кто покидает коллективы, открываются особые возможности скорейшего достижения успехов. Надо, чтобы было наоборот: артисты должны быть убеждены, что работа в коллективе даст им явные преимущества.

Корр. Выступая за укрепление коллективов, постоянных программ, вы, видимо, считаете, что они имеют определенные преимущества?

Херц. Преимущества несомненные. Прежде всего, для подготовки постоянной программы не жалко затратить время, силы, средства. Немало и иных преимуществ. В связи с этим хочу сказать вот о чем. Когда я был артистом, то работа в передвижках часто приносила наибольшее удовлетворение, хотя там условия хуже, чем в стационарах. А дело в том, что программы для цирков-шапито формировались надолго — на весь летний сезон. Это создавало большие преимущества. Если приезжаешь для участия в сборной программе, то не знаешь, какой номер будет перед тобой, с какой репризой выйдет коверный. Наконец, куда поместят твой реквизит. Не удается как следует отрепетировать с оркестром, униформой, осветителями — некогда. На премьере ждешь накладок: не вовремя подадут реквизит, не тогда вступит оркестр. Это вызывает лишние волнения, нервозность. Представления идут, а программа еще окончательно не выстроена, переставляются номера. Через неделю все может быть в порядке, а мнение о программе у жителей города уже сложилось, и далеко не самое хорошее.

В цирке-шапито, для которого, как сказано, программа собирается на сезон, все выверено. Приезжаем в новый город, и никаких неожиданностей. Пролог отрепетирован, точно установлена очередность номеров, реприз коверных. При длительной совместной работе совершенствуются номера по советам более опытных коллег.

Корр. То, о чем вы говорили, весьма убедительно. Может быть, для примера вспомните какую-либо конкретную программу в передвижке, которая была удачно выстроена, отличалась немалыми достоинствами?

Херц. О какой же рассказать? Вспоминается та программа, премьера которой состоялась в Кишиневе. Было это довольно давно, в 1951 году. Тогда мне пришлось заниматься изготовлением и установкой шапито. Меня же назначили художественным руководителем программы. Коллектив сложился дружный. Вместе разрешали вопросы — и творческие и организационные. Выступало немало интересных артистов: дрессировщик хищников Антон Кличас, танцовщица на проволоке Вера Сербина, воздушные гимнасты Кузьменко, акробаты Амми, жонглеры Лихачевы, клоун-дрессировщик Леонид Мозговой. А я демонстрировал свой атлетический номер, кроме того, читал текст в прологе и эпилоге. Если требовалось — один артист помогал другому. Все думали об общем успехе. Это положительно сказывалось на художественных достоинствах программы. Разумеется, место каждого номера, каждой репризы клоунов было точно выверено.

Корр. Вы говорили, что в идеале каждую программу должна готовить постановочная группа во главе с режиссером. Но сейчас нередко сетуют на то, что режиссеров в системе Союзгосцирка мало, это тормозит развитие искусства манежа. Каково ваше мнение?

Херц. Дело не в этом. Режиссеров вполне достаточно. Пришла одаренная молодежь. Конечно, ей надо помогать, направлять, чему-то учить. Молодые режиссеры, как я убедился, способны многое сделать. Только в нашей мастерской по коллективам работают дипломированные режиссеры, которым по силам постановка постоянных программ, тематических представлений, спектаклей национальных коллективов.

Корр. Во Всесоюзной дирекции, в столичных цирках есть режиссеры, осуществляющие постановку программ. Видимо, в этой работе могут принять участие и режиссеры из других городов?

Херц. Несомненно. Например, в Киеве — Борис Заец, в Ленинграде — Алексей Сонин, в Новосибирске — Николай Тарасов, молодые режиссеры: Александр Калмыков — в Туле, Виктор Франке — в Днепропетровске, Петр Дубин-ский — в Одессе. Я уверен, что перечислил не всех. Если привлечь штатных режиссеров цирков и Дирекции, то серьезную подготовку постоянных программ можно завершить довольно быстро.

Однако важно и другое — кто возглавит постоянные программы. Каждая постоянная программа должна являться творческим организмом. Руководить ими должны люди, способный вести режиссерскую работу. Однако по положению коллективы возглавляют директора, то есть администраторы. По моему убеждению, во главе постоянных программ должны стоять художественные руководители, а у них в подчинении — администратор, завпост и т. д. Да и права художественному руководителю надо дать больше, чем сейчас имеет директор. При этих условиях будет более активно вестись творческая работа по совершенствованию всего представления и отдельных номеров.

Корр. К вашим предложениям, убежден, стоит прислушаться. Следующий вопрос касается молодых режиссеров. Вы подчеркнули, что их надо направлять, опекать, учить. Какие качества требуется прививать, воспитывать в режиссере?

Херц. Режиссер должен быть влюблен в свое искусство, быть трудолюбив. Само собой, должен быть профессионально хорошо подготовлен. И еще очень важно, чтобы он обладал богатой внутренней культурой. На мой взгляд, эти качества имеют решающее значение. Мы высоко ценим деятельность Георгия Семеновича Венецианова. Его общая культура помогала ему создавать интересные, оригинальные спектакли. Насколько мне известно, Арнольд Григорьевич Арнольд не имел диплома режиссера, но был высокообразованным человеком, хорошо знал искусство, им были созданы новаторские произведения в цирке.

Корр. Вы говорили, что в вашей мастерской, да и в других мастерских Дирекции трудится немало молодых режиссеров. Как им помогают совершенствоваться, кто опекает их?

Херц. Во Всесоюзной дирекции опекать режиссеров в первую очередь должны главные режиссеры творческих мастерских. Но тут — одна сложность. Главные режиссеры, возглавляющие мастерские, как и художественный руководитель всей Дирекции, получают личные планы, свою норму постановок. Нередко вместо того, чтобы направлять, творчески обогащать работу молодых режиссеров, они тратят силы, время, опыт на выполнение своих постановок, входящих в их норму. В работу подчиненных оказывается некогда глубоко вникнуть, тем более поехать в другой город, посмотреть репетиции и т. д. А ведь план мастерской, я убежден, должен быть планом ее руководителя, а выполнение его — главной заботой. Он должен иметь возможность щедро отдавать знания, опыт, силы и время режиссерам мастерской, помогать им, учить, наконец, воспитывать их.

Кстати, последнее очень важно. Ведь звание режиссера ко многому обязывает. Режиссер — проводник культуры, носитель передовых идей — должен быть духовно богатым, любить искусство и людей, для которых творит.

Артистом, режиссером надо становиться по призванию. Однако встречаются исполнители, которые, судя по всему, пришли в цирк в поисках некой романтики, легкой жизни. А ведь профессия артиста — это прежде всего упорный, повседневный труд. Искусству надо посвящать себя целиком, отдаваться ему полностью. Недопустимо, когда артист стер грим и тут же забыл, что он творец прекрасного.

Если вернуться к проблеме воспитания молодежи, то хочу напомнить: сильнее,чем слова, воздействует пример. Пример отношения к творчеству, к своим обязанностям; к товарищам должны показывать режиссеры, ведущие мастера, наставники, ветераны. Но, к сожалению, так оказывается не всегда. Не каждый, кто занимает ведущее положение в цирке, может служить примером.

Мы обязаны оценивать деятельность режиссера, артиста не только по тому, чего он достиг на манеже, а учитывать его общественное лицо, моральный облик. Иначе смещаются представления, каким должен быть деятель искусства.

Корр. Начали мы разговор о задачах режиссера в создании представления, а вот заговорили о нравственных качествах режиссера, о воспитании молодых исполнителей.

Херц. Это закономерно. Во-первых, как я говорил, для успешной работы режиссера важны его нравственный облик, его интеллигентность, воспитанность. Во-вторых, молодежь — наше будущее, наша надежда. Поэтому мы, люди старшего поколения, близко принимаем к сердцу проблемы воспитания молодежи. Мы хотим, чтобы она развивала славные традиции нашего искусства, приумножала достигнутое старшими поколениями, всячески поддерживала славу нашего цирка, как лучшего в мире.

Деятелям цирка сейчас предъявляются все более высокие требования, это обусловливается возросшей культурой зрителей, тем как, расширился их кругозор. Мы не можем сейчас показывать произведения, не освещенные мыслью и чувствами, наскоро собранные программы. Представление на манеже должно быть художественным произведением, совершенным по форме, несущим высокую идею. Для этого каждую цирковую программу должна готовить постановочная группа. Сейчас это очень важно для успешного развития советского циркового искусства.

Беседу вел К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования