В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О статье М. Запашного «Нужен научный подход»

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

В первом номере «Советской эстрады и цирка» за этот год была опубликована статья М. Запашного «Нужен научный подход». В ней автор подчеркивал, что искусство цирка должно развиваться по-научному. что наука призвана помогать не только достижению рекордов, но и правильному, четкому, красивому исполнению обычных трюков. И далее он писал: ...Нужны научные рекомендации и для организации тренировок, репетиций, наиболее разумного режима для артистов».

В заключение своей статьи М. Запашный выражал уверенность, что научный центр циркового искусства будет создан, необходимость этого диктуется самой жизнью. «Нам нужны труды, — утверждал автор, — по самым различным жанрам, предназначенные для учащихся ГУЦЭИ, для артистов-профессионалов и даже для молодых режиссеров. Цирковая наука нужна, надо сообща развивать ее».


ВОПРОС ПОДНЯТ СВОЕВРЕМЕННО

М. Запашный в своей статье «Нужен научный подход» справедливо утверждает, что методические рекомендации требуются артистам, выступающем в стационарах, но в еще большей степени они необходимы артистам групп "Цирк на сцене”. В системе Союзгосцирка более 50 таких передвижных коллективов. Если так называемый конвейер Союзгосцирка пополняется выпускниками ГУЦЭИ, номерами, подготовленными в Центральной студии циркового искусства, в постановочных цирках, то группы "Цирк на сцене", как правило готовят артистов сами из числа воспитанников самодеятельных коллективов.

Надо добавить, что в группах мало режиссеров, да и не все они имеют специальное образование, а срок подготовки номеров с новичками весьма непродолжительный, поэтому основную «цирковую академию» молодые артисты проходят во время гастрольных поездок. Учитывая это, понятно, как велика у них потребность в методической литературе, в специальных пособиях.

Нам представляется, что было бы весьма полезно немедля выпустить серию брошюр с методическими материалами по различным жанрам. Желательно, чтобы эти издания были снабжены схемами и фотографиями. Такие книги помогут молодым исполнителям совершенствовать свое мастерство.

Ф. БРИКУЛЬСКИЙ, директор Украинской группы «Цирк на сцене». Киев


ПОРА НАЧИНАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

Статья М. Запашного вызвала у нас много мыслей, некоторыми из них, мы хотели бы поделиться.

Для проведения любых исследований нужно научная база. В настоящее время ее у цирка нет, нет пока, как нам кажется, и никакой системы в изучении искусства манежа. Значит ли это, что все разговоры о науке в цирке заводить преждевременно? Наоборот. Уже сейчас должен быть организован координирующий центр по научным исследованиям. Мы посоветовали бы организовать его при ГУЦЭИ. где имеются возможности для постановки эксперимента, проверки его и внедрения в практику.

Научные исследования, обычно, складываются из трех фаз: изучения накопленного материала, изучения достижений по интересующему вопросу в смежных областях, и, наконец, научный поиск.

Веем этим и должен заниматься научный центр циркового искусства. Пусть никого не пугает название «центр». В самом начале это может быть группа специалистов цирка в какой-то мере на общественных началах. На наш взгляд, одной из первых задач этого центра должно быть создание коллективного труда, в котором подробно описывались бы достижения мастеров манежа отдельно по каждому жанру. Заметим сразу, что к этой работе нужно привлекать лучших специалистов цирка, в том числе и артистов, находящихся сейчас на пенсии.

При изучении достижений в смежных областях большую роль должны сыграть консультации инженеров, химиков, медиков. Искусство манежа любимо многими и у нас нет сомнений, что и отдельные специалисты и целые организации помогут цирку. М, Запашный, например, пишет, что при синтетическом покрытии манежа увеличилось количество травм у артистов. В настоящее время отечественная промышленность выпускает большой ассортимент синтетических материалов. Видимо, если подбором материала для манежа вместе с деятелями цирка займутся химики и врачи, то вопрос решится успешно и нужное покрытие будет найдено.
Наконец, третий этап — научный поиск Он возможен лишь после того, как будут накоплены необходимые материалы изучены достижения в смежных областях и непременно организована научная база (лаборатория, специальный научный отдел в Союзгосцирке).

В заключение нам хочется повторить — пора начинать действовать.

А. ГЛЕЗЕР, кандидат технических наук В. МАКОГОНОВ, инженер, Москва


АКТУАЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

У всех, кто занимается или просто увлечен цирковым искусством, не может не вызвать горячий интерес статья М. Запашного.

Минувшие годы отмечены некоторыми успехами цирковедения. Появилось несколько книг по теории и истории цирка. За последние десять-двадцать лет ощутимы достижения в акробатике, гимнастике, дрессуре, однако, на мой взгляд, разговорные жанры и клоунада до сих пор остаются наиболее слабым звеном. Так что ощущается острая необходимость в популярной литературе и в специальных трудах по теории клоунады. Впрочем нужен и авторитетный учебник по акробатике.

Запашный затрагивает весьма существенный вопрос о нормах выступлений. Некоторые жанры циркового искусства требуют от артиста огромных затрат энергии и большого психологического напряжения. Однако нормы выступлений одинаковы как для акробатов, так и для фокусников. Это неправильно. Для каждого жанра нужны определенные научно обоснованные нормы выступлений.

Вопросы, поднятые Запашным, актуальны. Сама жизнь подсказывает, что нужен научный цирковой центр, и тогда любимое народом искусство поднимется на еще более высокую ступень.

О. ЖУКОВ, артист Ленконцерта. Ленинград


УЧЕБНИКИ НЕОБХОДИМЫ

За последние годы среди молодежи особенно возрос интерес к цирковому искусству. Народные цирки и самодеятельные цирковые кружки создаются как в Дворцах культуры и клубах городов, так и в колхозах и совхозах. Только в нашем Краснодарском крае сейчас имеется 15 таких кружков.

Многие цирковые коллективы именуются студиями. Но уж коли это студии, то преподавание в них должно быть поставлено вполне профессионально, а для этого необходимы учебники по различным жанрам манежа, методическая литература, наглядные пособия. Были бы полезны фильмы о достижениях в основных цирковых жанрах.

Пока нам приходится обучать молодежь, опираясь лишь на собственный опыт, приобретенный в цирке или в спорте. Думаю, что не только я, но и все мои коллеги поддержат М. Запашного: пора создать научный центр, пора выпустить учебники и наглядные пособия. Пользоваться ими, помимо профессионалов, смогут участники и руководители самодеятельных цирковых коллективов.

И. ЧЕПУРНОЙ, руководитель народного цирка Дома культуры ЗИП. Краснодар


И НАМ НУЖНА ПОМОЩЬ

У нас в Воронеже во Дворце культуры имени В. И. Ленина создана самодеятельная цирковая студия. Мы имеем прекрасное помещение, хорошие костюмы. На областном смотре художественной самодеятельности наш коллектив получил диплом первой степени.

Главный недостаток нашей работы 8 том, что мы учим молодежь, полагаясь только на собственный опыт. Но ведь, работая о цирке, каждый из нас осваивал один-два жанра, а сейчас в нашей программе 20 номеров, и каждый номер нужно поставить, каждого участника обучить. Вот для этого мам совершенно необходимы учебники, о которых писал М, Запашный а также подробные рекомендации, как правильно сделать реквизит.

А. ПАЛЬЧИКОВ, руководитель цирковой студни Дворца культуры имени В. И. Ленина. Воронеж


ОРГАНИЗОВАТЬ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФОКУСОВ

Дорогая редакция! В вашем журнале (№ 10, 1971 г.) была опубликована, на мой взгляд, очень нужная заметка Генриха Голя «Волшебников надо организовать». Предложения Голя создать клуб волшебников и проводить фестивали иллюзионистов заслуживают серьезного внимания и поддержки. Уверен, что все любители иллюзионного жанра, а их очень много у нас в стране, будут согласны со мной. В организации такого клуба или общества, видимо, должен помнить участие отдел культуры ВЦСПС и Союзгосцирк. Разумеется, интересно знать мнение работников этих  учреждений.

В. Пантелеев, любитель-фокусник, участник флотской художественной самодеятельности Мурманская область

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100