О творческих коллективах Союзгосцирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О творческих коллективах Союзгосцирка

В шестом номере журнала были опубликованы статьи Ю. Дмитриева «Коллективы и проблемы творчества» и Р. Ветрова «Начинать всегда не легко», в которых рассказывается о создании цирковых коллективов. Разговор на эту тему продолжает артист цирка В. Аверьянов.

В Союзгосцирке сформированы коллективы и постоянно действующие программы. Мне лично кажется: такая форма работы нам сегодня необходима. В коллективе больше возможностей для творчества, легче подготовить спектакль — для взрослых и для детей, более активно можно вести партийную, комсомольскую и профсоюзную работу.

Словом, коллектив — это хорошо. Об этом и пишет Р. Ветров в статье «Начинать всегда не легко». А профессор Ю. Дмитриев, отмечая положительные стороны такого объединения артистов в творческие труппы, тем не менее предостерегает нас: в былые годы коллективы распадались через несколько лет после создания. Как же избежать этого, как сделать, чтобы труд и средства, затраченные на формирование этих трупп, не пропадали даром? И почему все-таки они так быстро прекращали свое существование?

Думаю, ошибка заключалась в том, что сложную организационную и творческую проблему решали одним махом, не считаясь с тем, что поспешность уже не раз приводила к отрицательным результатам. Начинали сразу с приказов, на опыт и практику старейших мастеров манежа не опирались, к их мнениям и просьбам не прислушивались. А когда артисты-ветераны пытались что-то подсказать, посоветовать, их предложения в расчет не принимались. Коллективы создавались наспех. Формировались не по убеждению — необходимо собрать творческих единомышленников, а по принципу: «Стерпятся, слюбятся».

Нас, артистов, естественно, волнует, почему каждый раз к созданию коллективов подходили столь формально. И почему бы не начать, предположим, с «Положения о коллективах», которое руководители номеров и аттракционов предварительно обсудят. Лишь после окончательной доработки такое «Положение» должно быть принято и стать законом.

А теперь несколько слов о правах и обязанностях артистов. Нам нередко приходится слышать: «Обязан поехать в такой-то город!», «Обязан отгулять отпуск тогда-то», «Обязан начать выступления такого-то», «Обязан с минимальным количеством багажа...».  И ни одного раза никто из артистов не получил такого рода уведомления: «Вам обязаны в короткий срок сшить новые костюмы», «Вам должны заказать новую, более современную музыку», «Вам срочно изготавливается новый реквизит».

Такого, действительно, еще не было. Но хочется верить, коллективы для того и создаются, чтобы подобное отношение к делу стало реальностью.

Артистам необходим документ, регламентирующий их права и обязанности. Артисты должны знать точно: через сколько лет их номера периодически будут переоформляться, кто станет их режиссером, кто балетмейстером, кто художником, кто в Союзгосцирке будет их курировать, за каким постановочным цирком их закрепят, сколько денег будет ежегодно отпускаться на коллектив. И еще десятки непраздных вопросов, на которые аппарат Союзгосцирка оперативно давал бы убедительные и профессионально обоснованные ответы. Все перечисленные пункты должны найти определенное место в «Положении о коллективах».

Можно это претворить в жизнь? Вполне. Но при условии, что взгляды на коллективы коренным образом изменятся и у артистов и у работников Союзгосцирка.

Повторяю: свежи в памяти примеры, когда коллективы, не окупив затрат, распадались. Чтобы подобное не повторилось, хорошо бы, последовав совету Ю. Дмитриева, создать вначале ряд действительно творчески сильных коллективов. И в них вложить весь накопленный опыт, сделать из них образец, на который захотят равняться другие.

Как мы знаем, сейчас созданы постоянно действующие программы. Это пока не стабильные коллективы, им еще предстоит в них перерасти. И потому первым «опытным образцам» совершенно необходим успех. Он явится наглядной агитацией, артисты смогут воочию убедиться насколько интереснее, продуктивнее работать в таких труппах и сами попросятся в коллективы.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу о том, как до недавнего времени планировались наши маршруты. Артист мог в один и тот же город приехать через год или даже на следующий год, а в других не выступить ни разу до самой пенсии. Мы, например, не выступали более чем в двадцати цирках нашей страны, а в других бывали так часто, что зрители выучили наш номер наизусть. Выигрывает от этого публика? Наверное, нет. Она просто перестает посещать представления.

Может быть трудно уследить за передвижениями одного номера, а с целой программой дело будет обстоять лучше? Прослежу на конкретном примере. Несколько лет назад мы заканчивали работу в Ставрополе, из Союзгосцирка поступило распоряжение: всю программу направить в Запорожье. В Ставрополе с нами гастролировал аттракцион «Дрессированные обезьяны-гамадрилы Тамары Шатировой». В Запорожье в то время находился Юрий Дуров. В следующем городе ему предстояло начать выступления дней через двадцать, поэтому его животные тоже оставались в Запорожье. А раз животные остаются, значит обезьянам Шатировой разместиться негде. Шатирова, беспокоясь за судьбу питомцев, заблаговременно попросила направить ее в другой цирк с более свободным помещением. Вот тут-то отдел формирования Союзгосцирка не проявил нужной гибкости, оставив в силе свое первоначальное решение. Вагоны с обезьянами прибыли, но разместить их Шатировой так и не удалось. Ее животные около месяца просидели в железнодорожном вагоне и в конце концов аттракцион Шатировой все же переправили в другой город. А ведь подобное отношение к артистам вредит общему делу, наносит не только материальный, но и моральный ущерб.

Или другой пример. Чечено-Ингушетия готовилась торжественно встретить два юбилея: 200-летие добровольного присоединения к России и 60-летие образования СССР. Цирк готовился рапортовать юбилейной постановкой «Сказание о земле вайнахов». Программа была утверждена за полгода, но тем не менее гастроли начались без коверных и недоставало шести (!) номеров.

Где же гарантия, что с переходом на рельсы стабильных коллективов что-то изменится? Ведь до сих пор такие срывы происходили постоянно. Директора поэтому стараются вывешивать афиши и плакаты уже после премьер. То же самое практикуется и с программками. На вопрос:

«Почему так поздно рекламируете?» — следует ответ: «Нас так часто подводят, что приходится страховаться. Нельзя же постоянно обманывать зрителей, это подрывает авторитет цирка».

Я подробно остановился на этих фактах, чтобы стало понятно: взаимоотношения коллективов с отделом формирования нужно строить, как мне думается, на основе взаимных обязательств. Видится это примерно так.

В конце года (учтя ошибки прошлых разнарядок) руководители коллективов, ознакомившись с сезонным маршрутом, заключают договор, в котором указано, что отдел формирования обязуется не нарушать сроков работы в тех городах, которые перечислены в разнарядке. Заодно оговаривается и месяц отпускного периода. Коллектив же, в лице своего руководителя, обязуется начинать гастроли в указанных городах в точно установленные сроки и провести все спектакли на высоком идейно-художественном уровне. Такой документ придаст определенный авторитет коллективу, именно это будет отличать его от обычной сборной программы.

Думая о создании нового коллектива, в первую очередь надо подумать о том, кто его возглавит. Творческий руководитель должен быть лидером коллектива, а стать им может только человек, авторитет которого опирается на прочный фундамент его опыта и знаний, включая способность и умение жить жизнью коллектива, его радостями и его горестями.

И еще. Коллективы должны быть сильны прежде всего своей политической зрелостью, своим ясным пониманием целей и задач, которые перед ними поставили партия и народ. Партком Союзгосцирка должен вести большую пропагандистскую и разъяснительную работу и среди артистов и среди работников аппарата. Если до сознания каждого дойдет, что коллективы — это новый производственный этап и новый нравственный рубеж, то и отношение к коллективам станет совсем иным.

Если все будет на этот раз учтено, то, поверьте мне, работать в коллективах будет и почетно, и авторитетно, и ответственно, и интересно.

ВАЛЕРИЙ АВЕРЬЯНОВ, артист цирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования