О жанре — «психологические опыты»
Что же это такой за жанр — «психологические опыты», и так ли молод его возраст?
Рождение его приписывают Мессингу. Я был довольно хорошо знаком с Вольфом Григорьевичем и его первым антрепренером Михаилом Абрамовичем Сервером, начавшим работать с Мессингом в 1939 году в освобожденных районах Западной Белоруссии (Брест, Гродно), но никто из них никогда не утверждал, что именно он «крестный отец» названию. Не знали ничего о происхождении наименования «психологические опыты» и Михаил Куни, Анна Арго...
Возникло загадочное название не на подмостках эстрады, а в таинственных глубинах кабинетов. Когда-то какой-то ученый от искусства придумал наименование жанру и закрепился этот ярлык сначала в памяти окружающих, затем официально, на бумаге.
А теперь попробуем докопаться до возраста этого «молодого жанра». Так вот, приемы, используемые им, были теми «тайными сокровенными знаниями», которые применяли жрецы Древнего Египта, а впоследствии — служители всевозможных религиозных культов, оказывая психологическое и моральное давление на массы.
Прошли века, но и сейчас ореолом мистики, хотя и трансформированной, приспособленной к дню сегодняшнему, окружают обладателей этого «знания», приписывают им деяния сверхъестественные, таинственные.
В разные века по-разному назывались «наделенные сокровенным», но не менялась цель их деятельности — благодаря обману возвыситься, обогатиться, подчинить в своих корыстных интересах слабого, легковерного. Парализовать его волю, подавить как человека-индивидуума, навязав ему свое мышление, свою идеологию!
Из чего состоит арсенал «таинств»? В нем есть элементы, показывающие действительные возможности демонстратора, которые он развил благодаря определенным тренировкам. Это могут быть феноменальная память, феноменальный счет и т. д.
Элементы, связанные с наблюдательностью, знанием анатомии, общей психологии, знанием особенностей мышления, владением определенными кодами: чтение мыслей, всевозможные приемы бесконтактной передачи мыслей на расстояние, идеомоторика, мнемотехника...
В «тайном арсенале» есть и приемы, в основе которых — натренированность определенной группы мышц. Это — опознание предлагаемых предметов без помощи зрения, чтение всевозможных текстов с завязанными глазами. Есть тут и приемы, связанные с реакцией на слова, тональность произношения. Даже опытные специалисты-медики часто путают их с так называемым «гипнозом»...
Арсеналом «тайных знаний» обычно владеют люди неординарные, имеющие склонность к самосовершенствованию, самопознанию, наделенные логическим и аналитическим складом ума и творческой интуицией.
Пример тому — актерская работа Мессинга. Кто бывал на его программах, вероятно, помнит, что платки, которыми члены находящейся на сцене комиссии завязывали артисту глаза, собирались в зрительном зале.
Однажды, задержав приготовленный комиссией многократно сложенный платок (четыре уже были повязаны и закрывали глаза), Вольф Григорьевич громко сказал: «Подождите завязывать! Дайте мне этот платок». Платок отдали Мессингу. Тот некоторое время молча подержал его в руках, затем, не форсируя голос, торжественно и как бы печально заговорил: «Женщина, которая дала этот платок, больна...» Зал затаил дыхание, образовалась абсолютная тишина. Включаясь в настроение зрителей, Мессинг сделал долгую паузу, отдалил платок на расстояние вытянутых в сторону зала рук и еще тише сказал: «Больна уже давно». В зале прошелестело: «Ох! Все правда!» Снова пауза. Постепенно повышая голос, Вольф Григорьевич торжественно, как заклинание, начал говорить: «После того, как платок побывал в моих руках, у этой женщины больше не будет болеть голова! Передайте платок хозяйке». Вы бы видели, что творилось в зале!
После представления мы не выдержали, дружно набросились на Мессинга с вопросами: «Как вы узнали?» Вольф Григорьевич долго отнекивался, посмеивался, уверяя, что, дескать, благодаря своему всемогуществу... и, наконец, упрекнул — почему мы такие бестолковые и не можем осмыслить ситуацию сами.
Все оказалось очень просто. Когда начали завязывать очередной платок, Мессинг уловил запах лекарства, а дальше... А дальше то, что мы видели сами — умение мгновенно сориентироваться, создать нужную обстановку и обыграть предмет. То есть талантливая актерская импровизация.
Но вернемся к нашей теме. Если работа фокусника или иллюзиониста почти всегда отличается иронией, легкостью подачи номеров, то работа «психологического» жанра строится на искусственном нагнетании таинственности, утверждении у публики убежденности в исключительности артиста, в наличии у него «особых» способностей.
Такая маска облегчает работу артиста, но не учитывает социальных потребностей. Поэтому так много сейчас нареканий к подобным программам, много споров о праве существования жанра на подмостках эстрады.
Что можно сказать по этому поводу? Жанр «психологические опыты» существовать на нашей эстраде не должен!
Но жанр «зрелищно-иллюстративной информации», а это и есть правильное наименование того, чем занимаются исполнители, не только имеет право на жизнь, он просто необходим. У этого действительно нового жанра большое будущее, большие перспективы. Это и есть та новая форма в культурно-просветительной работе, которую все так долго ищут. Только жанру «зрелищно-иллюстративной информации» нужна кооперация искусства с наукой.
Поясню свою мысль. Сейчас много пишут, много говорят о перестройке — производственной, социальной, духовной. Мы с удовольствием читаем, комментируем прочитанное и с еще большим удовольствием остаемся в том инертном состоянии, к которому привыкли, которое выработали годами.
Мы часто бываем флегматичны, когда речь идет об общественном, и очень активны и даже агрессивны, если что-то касается нас лично — будь-то место на пляже или очередь за кружкой кваса. А ведь никакая перестройка не сможет осуществиться, если мы срочно не начнем перестраивать свою собственную психологию, где главенствующим должно быть не наше, личное, а общественное!
Есть много методик, разработок, помогающих человеку перестроиться, совершенствовать себя, раскрыть свои скрытые резервы, способности, возможности. Но нет хорошей рекламы этим разработкам. Традиционные средства популяризации (информация в печати, лекции) не всегда доходчивы и эффективны. Именно иллюстративности, зрелищности не достает традиционным лекциям.
Ученые могут создать блестящую методику, но пропагандировать ее, доводить до масс должны те, для которых работа с аудиторией — профессия, у которой есть своя специфика.
Тридцать два человека работают с такими программами, и только семь из них имеют официальные совместные разрешения Министерства культуры и Министерства здравоохранения СССР.
Двадцать пять работают на нелегальном положении, спрятаны в различных концертных организациях под различными «подпольными кличками» — артист разговорного жанра, артист спортивного жанра и т. д.
Я уже говорил, что исполнители, выступающие с программами «психологических опытов», не ординарные люди. Они много знают, много умеют, много могут. Но не все, увы, используют свои способности в благородных, просветительных целях. Многие лечат, не имея на то ни морального, ни юридического права, но получая гонорары, в сотни раз превышающие скромную ставку «артиста оригинального жанра». Многие несут с подмост-
ков эстрады мистические представления о мире, утверждают образ «сверхчеловека», наделенного «божественным даром». Некоторые выдают себя вообще черт знает за кого — суггестологов, экстрасенсов, метапсихологов и даже флюидологов, спиритов. Читаешь афиши, смотришь, что вытворяют на сцене подобные «чудесники», и создается впечатление, что времена мракобесия вновь наступили.
Пусть у вас, уважаемый читатель, не создастся превратное мнение, что, дескать, работают в этом оригинальном жанре только одни проходимцы и используют они секреты своего жанра только корысти ради.
Коммунисты, люди с высшим образованием, с творческим мышлением и твердыми материалистическими убеждениями — вот здоровое ядро его. И нужно как можно активнее, рациональнее использовать в просветительных целях творческие возможности, талант этих исполнителей.
ГЕННАДИИ ВАСЬКО
оставить комментарий