О житье-бытье скоморошьем
Сам шут Балакирев, верно, плакал, рассказывая эту во многом грустную бывальщину. И торжествовал и смеялся, восхищаясь талантом и находчивостью русских скоморохов.
От родственников шута Балакирева и услышал эту правдивую легенду крупнейший знаток народных русских обычаев а сказаний И. Л. Сахаров. Тот поведал ее М. И. Пыляеву, автору замечательных книг о русской старине. Потом рассказывали ее профессор С. К. Шамбинаго и знаменитый дядя Гиляй. С их-то слов и написал эту бывальщину о скоморохах Борис Привалов *.
*Борис Привалов, Петрушка — душа скоморошья. Бывальщина. М.. Детгиз, 1963.
Грозный окрик «Батогов захотел!» да цепи в сырой холодной яме были нередкой «наградой» веселому племени скоморохов. И когда Б. Привалов пишет, как всю полюбившуюся читателю ватагу смельчака и мудреца Потихони преследует и убивает разъяренный воевода, то нельзя и этому не поверить. Спасся только Петрушка, посланный Потихоней на выручку томящихся в подвалах боярина Безобразова скоморохов другой ватаги, да утек во время схватки медведь Михаила.Петрушка проявил такую находчивость, что сумел выкупить скоморохов... за княжеские же деньги. И когда князю удалось схватить Петрушку, казнь была придумана свирепейшая — затравить медведем. Да медведем-то этим оказался пойманный в лесу друг Михаила, который помог обрести Петрушке свободу. Этот эпизод и составляет ядро легенды, передававшейся из уст а уста в течение столетий.
Сколько ни старалась церковная и мирская власть своими жестокими указами уничтожать веселье на Руси, но любовь народная да неистребимая любовь к своему искусству были спасительными для скоморохов многие века. Быт скомороший передан Б. Приваловым сочно и ярко. И какое-то особое, прямо-таки исследовательское пристрастие проявил автор к творческой кухне скоморохов. Но есть в книжке и досаднейший недостаток — почти полное отсутствие юмора. И это в книге о скоморохах! И написанной писателем-юмористом! Просто обидно и за скоморохов, и за автора, и за читателя. Не по-скоморошьи, вяло развивается действие в первой половине бывальщины, да мешает чересчур прямолинейное деление на «беленьких» скоморохов и «черненьких» бояр да купцов.
Но появление такой книжки нельзя не приветствовать. Пусть она будет первой ласточкой. А за ней появятся не только легенды, но и вся история скоморохов, столь славно потрудившихся на Руси во славу русского искусства. Ведь эти многочисленные древнерусские «эстрадники», борцы и страдальцы, были не только зачинателями многих искусств, но, главное, — хранителями тех исконно народных традиций, которые безуспешно истребляла церковь и которые столь пышным цветом расцвели в творчестве великих корифеев русского искусства XIX века. И забывать скоморохов не след.
Н. СВЕРЧКОВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий