О житье-бытье скоморошьем - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О житье-бытье скоморошьем

Сам шут Балакирев, верно, плакал, рассказывая эту во многом грустную бывальщину. И торжествовал и сме­ялся, восхищаясь талантом и находчивостью русских скоморохов.

От родственников шута Балакирева и ус­лышал эту правдивую легенду круп­нейший знаток народных русских обычаев а сказаний И. Л. Сахаров. Тот поведал ее М. И. Пыляеву, авто­ру замечательных книг о русской ста­рине. Потом рассказывали ее про­фессор С. К. Шамбинаго и знамени­тый дядя Гиляй. С их-то слов и напи­сал эту бывальщину о скоморохах Борис Привалов *.

*Борис Привалов, Петрушка — душа скоморошья. Бывальщина. М..  Детгиз, 1963.

Грозный окрик «Батогов захотел!» да цепи в сырой холодной яме были нередкой «наградой» веселому пле­мени скоморохов. И когда Б. Прива­лов пишет, как всю полюбившуюся читателю ватагу смельчака и мудре­ца Потихони преследует и убивает разъяренный воевода, то нельзя и этому не поверить. Спасся только Петрушка, посланный Потихоней на выручку томящихся в подвалах боя­рина Безобразова скоморохов другой ватаги, да утек во время схватки медведь Михаила.Петрушка проявил такую находчи­вость, что сумел выкупить скоморо­хов... за княжеские же деньги. И ког­да князю удалось схватить Петрушку, казнь была придумана свирепейшая — затравить медведем. Да медведем-то этим оказался пойманный в лесу друг Михаила, который помог обрести Петрушке свободу. Этот эпизод и со­ставляет ядро легенды, передавав­шейся из уст а уста в течение сто­летий.

Сколько ни старалась церковная и мирская власть своими жестокими указами уничтожать веселье на Руси, но любовь народная да неистребимая любовь к своему искусству были спа­сительными для скоморохов многие века. Быт скомороший передан Б. Приваловым сочно и ярко. И какое-то особое, прямо-таки исследователь­ское пристрастие проявил автор к творческой кухне скоморохов. Но есть в книжке и досаднейший недо­статок — почти полное отсутствие юмора. И это в книге о скоморохах! И написанной писателем-юмористом! Просто обидно и за скоморохов, и за автора, и за читателя. Не по-скоморошьи, вяло развивается действие в первой половине бывальщины, да мешает чересчур прямолинейное де­ление на «беленьких» скоморохов и «черненьких» бояр да купцов.

Но появление такой книжки нельзя не приветствовать. Пусть она бу­дет первой ласточкой. А за ней поя­вятся не только легенды, но и вся история скоморохов, столь славно потрудившихся на Руси во славу рус­ского искусства. Ведь эти многочи­сленные древнерусские «эстрадники», борцы и страдальцы, были не только зачинателями многих искусств, но, главное, — хранителями тех исконно народных традиций, которые безу­спешно истребляла церковь и кото­рые столь пышным цветом расцвели в творчестве великих корифеев рус­ского искусства XIX века. И забывать скоморохов не след.
 

Н. СВЕРЧКОВ

Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования