Одиссея Марины Маяцкой - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 09:58 | 26.12.2019

Одиссея Марины Маяцкой

Одиссея Марины МаяцкойБез малого четверть века короткая реплика афиш «Сегодня в цирке аттракцион «Шар смелости» неизменно вызывала интерес тысяч и тысяч почитателей цирка во всех уголках нашей страны. Путь, пройденный заслуженными артистами РСФСР Петром Никифоровичем и Надеждой Романовной Маяцкими, — яркая страница летописи советского цирка.

Почти пятнадцать лет назад в аттракционе «Шар смелости» вместе с родителями стала выступаю их дочь Марино-Совсем недавно Марине Маяцкая вынесло на суд зрителей новую работу, где она представлена в необычном для нее амплуа — дрессировщицы гепардов и черных терьеров.

Гепард впервые был показан нашим зрителям около сорока лет назад Юрием Дуровым. Непродолжительное время гепард участвовал в аттракционе Виктора Тихонова «Зубры и тигры». Но до сих пор самостоятельного значения работа с этими животными в цирке не имела. Черные терьеры, кажется, и вовсе нс демонстрировались на наших манежах. Оттого новая работа молодой дрессировщицы представляется одновременно приятной и заслуживающей внимание новинкой.

Первый вопрос, заданный при встрече с Мариной Маяцкой: «Как готовился новый аттракцион?»

Ответ: О, это целая история, история долгая и непростая...

Осенью 1974 года режиссерская коллегия Союзгосцирка утвердила сценарий на двух исполнителей (мать и дочь) «Львы и мотогонщицы». Предполагалось следующее. Многим запомнился и полюбился мультфильм «Каникулы Бонифация». Развивая сюжет фильма средствами цирка, предложенный аттракцион обещал стать второй серией приключений полюбившегося героя. Со временем можно было бы создать и третью, и четвертую, целый сериал «циркового Бонифация». Жизнь распорядилась иначе.

12 января 1975 года в Красноярском цирке случилось непоправимое. Двухтонная полусфера шара, в которой находились Надежда Романовна и Марина, неожиданно рухнула на манеж.

Сегодня мать и дочь с некоторой шутливостью вспоминают случившееся. А четыре года назад врачи не давали гарантий Марине, что она когда-либо вообще встанет на ноги.

Марино просит не писать об этом и на минуту замолкает. Потом добавляет: «Скажите только о Зое Сергеевне Мироновой, моей спасительнице. Зоя Сергеевна — удивительной души человек, просто героическая женщина! Никто не верил, что я «стану — одна она. Собрала меня буквально по частям и выходила. Жизни моей не хватит, чтобы ее отблагодарить. Много нас таких у нее».

Начинать сначала... Год провели Маяцкие в больнице. Марина заново училась ходить. Мысли не допускала расстаться с цирком. Жизнь победила. Затянулись раны, зажили ушибы, срослись переломы и смещения. Улеглись тревоги. Осталась только запись в трудовой книжке — инвалид третьей группы.

Тягостным было возвращение. Кое-кто из тогдашней администрации не очень-то ласково принял артистку: «Нам инвалиды не нужны, подыскивайте другую работу» Марина не сразу нашлась с ответом...

Она родилась в цирке, в нем выросла, нашла место в жизни. В цирке обрела призвание. Уйти проще, труднее было не сдаться, выстоять наперекор любым невзгодам. Марина не отступила. Иначе быть и не могло — такие уж они упрямые и, в высоком понимании слова, мужественные эти «дети цирка». Начались поиски жанра, в котором артистка смогла бы работать.

Марина вспоминает: «Физкультурно-акробатические жанры отпали сами собой. О дрессировке львов нечего и думать — запретили категорически. Прощай, милый Бонифаций. Что же оставалось? Иллюзионный номер? Нет, это не для меня, ведь был Бонифаций. И не спроста!»

Не скажешь, что решение пришло случайно. Понадобились кропотливые поиски и дипломатические задатки, чтобы убедить руководство разрешить работать с гепардами. Немаловажную роль сыграл авторитет знаменитого немецкого зоолога Альфреда-Эдмунда Брэма. В книге «Иллюстрированная жизнь животных» Брэм утверждал, что «Гепард — своеобразный приспособительный тип животного из семейства кошачьих». Характер этого хищника «мягкий и добродушный».

После долгих колебаний режиссерская коллегия утвердила сценарий «Дрессированные гепарды» с шестью животными.

Гепарды давно значатся в «Красной книге», и существует лишь одна возможность их приобретения — по специальному разрешению «Международного Союза Охраны Природы», «Службы Выживания» или в зарубежных зоопарках на валюту. И то и другое достаточно сложно, поэтому существуют жесткие рамки условий приобретения — без права выбраковки, то есть, без право отбора животных по «способностям» и «характеру».

Марина стажировалась дважды. Сперва в аттракционе со львами Бориса Денисова, затем у Энгелины Рогальской постигала секреты дрессировки собак.

В августе 1977 года нз Голландии пришло сразу пять восьмимесячных животных — случай в практике зоопарков крайне редкий- Нужно заметить, что в этом возрасте гепарды, как правило, переносят мучительное заболевание — кишечный энтерит. Перенесет — выживет, нет — погибает. Выдержал только один. Остальные четверо погибли.

В октябре Марина получила второго гепарда. И вдруг через некоторое время молния из Москвы: «Срочно получите трех гепардов». Казалось, судьба улыбнулась артистке. Три брата родились в Амстердамском зоопарке. Рослые, здоровые, они выросли вместе, а потому проблема «свода» животных в одной клетке уже была решено. Удача прямо-таки редкая. Гепардов могло бы стать пять.

Но Марина из трех получила только одного. Двух отправили в другой аттракцион. А Маяцкой опять пришлось ждать...

В феврале 1978 года она получила четвертого гепарда (а он мог быть шестым!), которого в шутку окрестила «кот в мешке». Тут читатель пусть простит мне небольшое отступление.

В посылочном отделении аэропорта Шереметьево всегда многолюдно. Сюда прибывает импортное оборудование со всех концов света. Огромные ящики, маленькие посылки, увесистые бандероли в ярких обертках. И среди них в наскоро сколоченном ящике с маленьким отверстием для доступа воздуха — животное из «Красной Книги»... Служащая аэропорта протягивает карандаш оторопевшей дрессировщице: «Распишитесь в накладной».

...Понадобилось восемь месяцев, чтобы вылечить зарубежного «гостя» от тяжелого недуга, полученного в дороге. Такой он оказался хворый, этот «кот в мошке».

Все же хочется верить, что в ближайшем будущем компетентный специалист вылетит, скажем, в Гаагу или Штутгарт, где проследит за погрузкой животных, поместит их в специально изготовленную клетку, будет сопровождать перелет, не полагаясь на счастливую случайность. Рачительный хозяин так и поступает: не экономит на пуговицах к дорогому костюму.

И вот наконец Маяцкая вошла о клетку, где сидело три гепарда и четыре черных терьера. Марина пояснила почему терьеры: «В художественном отделе разделяли мои опасения, что с тремя животными аттракцион не создашь. И помогли. Посоветовали приобрести собак».

...В отблеске бледно-голубых прожекторов, будто из лунного свечения возникают очертания старинной парковой ограды. Откуда-то сверху струится прозрачная мелодия вальса, навевая радужные грезы. Сказочный парк оживает. На ажурные постаменты причудливой вязи один за другим с царственной неторопливостью взбираются гепарды. Вальсируют. Искрящийся серпантин вальса кружит очаровательную фею Грез, окутанную тончайшим шелковым плащом. Едва заметное движение руки — и черные огромные мохнатые терьеры, как доблестные рыцари, неслышно ступают за своей повелительницей. Танец удивительной грации и достоинства. Все вокруг внемлет и повинуется сказочной фее. Волшебство!.. Стихают звуки музыки, танцующие замирают.

Ничего этого в новом произведении Маяцкой нет», — возразят мне. И все-таки есть! Есть поэтическое очарование бесфан-фарного начала, есть грация и нежность исполнительницы, есть обаяние актрисы, под власть дарования которой мы попадаем.

Актриса Маяцкая! Она предстает перед нами именно в таком качестве. Зрительское внимание концентрируется не столько на экзотических животных, сколько на их доброй и мудрой повелительнице. Благодаря мастерству актрисы в бессюжетной по сути дрессировке убедительное звучание обретает идея любви человека к «братьям нашим меньшим». Несмотря на технические сложности Марина Маяцкая не позволяет себе забыть о создаваемом образе, разрушить органику действия. Счастлив тот артист, которому это удается. Маяцкая из их числа.

Вот она завершает темповые прыжки через кольцо с терьером Сильвой, а гепард Бой высоким прыжком перескакивает через застывшего африканского красавца Пушка. Смена темпа — от быстрого к медленному. Дрессировщица переходит к бревну и ложится, удерживая равновесно на спине. Отдыхает. Только что резвившийся Бой неторопливо восходит на рядом стоящую тумбу, затем аккуратно, даже бережно перешагивает через живое препятствие. Сложность простого на первый взгляд трюка состоит а том, что у гепарда когти, в отличие от иных хищников, невтяжные, то есть не убираются внутрь лап. Бою ничего нс стоит «слегка забыться», он может не выйти из предыдущего возбужденного состояния и случайно задеть дрессировщицу острой, как бритва, лапой. Тем более что в этот момент Марина даже не смотрит на шагающего через нее гепарда. Она откидывает голову назад в сильном прогибе, полностью доверяя своему питомцу. Доверие, ласка, любовь — вот что движет актрисой на протяжении всей работы с хищниками. А еще смелость и риск, без которых цирк немыслим.

Марина Маяцкая прекрасно сложена и, избрав открытый костюм, не боится подчеркивать стройность фигуры.

Брэм был прав, когда отмечал добродушный нрав гепардов, но он не ошибся, причислив их к отряду хищников. Внешняя незащищенность налагает на актрису и другую ответственность. Безукоризненная ее пластика пронизана четким ритмическим рисунком современной хореографии.

Диапазон выразительных средств Маяцкой достаточно широк и многопланов — от экспрессии испанских танцев до статуарности балетных поз. Причем животные, сохраняя первозданную привлекательность, оказываются втянутыми 8 замысловатый хоровод. Хореографические миниатюры сменяются забавными игровыми сценками, которые придают выступлению раскованность и динамику. Интересен по-своему финал аттракциона — стремительный бег гепардов и терьеров. Достаточно сказать, что гепарды — самые быстрые из живущих на земле млекопитающих. Их скорость на коротких отрезках (до 500 м ) достигает ста десяти километров в час.

Мне случилось однажды наблюдать репетицию на которой один из гепардов настолько заразился бегом по кругу, что сумел, как говорят мотоциклисты-трековики, «выйти на вертикаль» и пулей промчался по прутьям клетки, достигнув в какой-то момент скоростных пределов. Что и говорить, зрелище бесподобное! Марина пояснила, что такой «куража посещает гепардов до обидного редко, но она все же накопила некоторый опыт и в дальнейшем надеется закрепить трюк и включить в номер.

Можно и дальше описывать фрагменты и сценки, которые разыгрывает Марина Маяцкая со своими воспитанниками. Но цирк надо смотреть.

Однако, думается, будет полезным не оставаться слепо восторженным почитателем несомненного таланта актрисы и высказать некоторые замечания в адрес ее новой работы. К сожалению, некоторые из использованных трюков чересчур знакомы. Например «веревочка». Дрессировщица идет медленным широким шагом, а между ее ног терьер описывает синусоиду. Или, скажем, трюк, когда дрессировщица прыгает с собакой через скакалку. Куда проще перечесть по пальцам номера дрессировки, где этих трюков нет, чем сделать обратное. Уверен: бессмысленно и дальше тиражировать подобные «перлы».

И еще. Более гибкого и оригинального построения оставляет желать работа начинающего режиссера В. Тищенко. У Маяцкой завидный кладезь резервов, с ней, на мой взгляд, можно и нужно работать широко, с размахом.

Теперь о музыке. Профессиональная аранжировка знакомых музыкальных тем, созданных композитором В. Лебедевым, увы, не получает адекватного оркестрового звучания.

И, наконец, оптико-световые эффекты. Тут стоит поискать, дабы зрители еще глубже прониклись атмосферой данного зрелища.

Пожеланиям, смею надеяться, не долго оставаться пожеланиями. В конце концов суть дела не в них. Хочется выделить главное: притягательность выступления Марины Маяцкой заключена в неповторимой природе дарования самой актрисы, воистину умеющей привлечь внимание зрительного зала и завоевать ого симпатии.

ВЛАДИМИР СЕРГУНИН

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования