Ослепительная фея. Рассказ цирковой артистки
Мы, девушки, освоили в цирке много «мужских» трюков, но женственность от этого нас не покинула.
Я танцую на проволоке, и мой поклонник Виктор влюбился в меня именно за женственность. Он мне сам об этом сказал. И признался, что пленила я его еще на плакате. (А на цирковых плакатах мы выглядим или гораздо лучше или гораздо хуже. Я получаюсь не очень...)
— Вы сами не понимаете, Леночка, — не уставал говорить Виктор, — насколько вы хороши! Вы — ослепительная фея, которая безмятежно парит над нами, смертными, словно бы и не чувствуя земного притяжения...
Конечно, мне это приятно было слушать. Хотя насчет земного притяжения Виктор неправ. Именно с ним я это притяжение и почувствовала... Вероятно, в жизни каждой цирковой девушки наступает момент, когда ей хочется раз и навсегда бросить свой беспокойный и неустроенный мир, забиться на кухню, надеть передник и терпеливо ждать по вечерам прихода своего повелителя.
Виктор был очень внимателен ко мне, умел предугадать каждое мое желание, а ведь таким отношением мы не очень избалованы... Со дня на день я ждала, что Виктор сделает мне предложение, и со страхом чувствовала, что не сумею ему отказать. У него солидная работа, живет на одном месте. «Мне придется уйти из цирка, — думала я. — Первое время это будет мукой, а потом незаметно войду в роль хозяйки дома, и ослепительная фея станет лишь изредка появляться во время сна».
И вот наступил день, когда Виктор сделал мне предложение. Это совпало с моим последний выступлением в городе. Дальше предстоял, согласно разнарядке, долгий и нелегкий переезд. Я сказала Виктору, что люблю его (и это была правда), но что сразу бросить цирк не смогу (и это тоже была правда). Словом, должна подумать. Виктор ответил, что на немедленном решении не настаивает и готов ждать столько времени, сколько я сочту необходимым.
Пока же мы условились, что завтра торжественно отобедаем. До этого у нас совместные обеды не получались: когда Виктор приходил с работы, мне было уже поздно садиться за стол. Но трест, в котором Виктор работал инженером, находился возле цирка, и мы во время перерыва иногда забегали в кафе. Теперь же препятствий на пути к обеду не было, и мы запланировали пойти в лучший в городе ресторан. После окончания гастролей мне полагался день на упаковку. В цирке упаковка тоже рабочий день, притом не самый легкий, если учесть, какая прорва вещей нас сопровождает и сколь громоздок цирковой реквизит. И вот я рано утром пришла в цирк, чтобы покончить с упаковкой задолго до нашего торжественного обеда.
Я люблю это время, когда на тускло освещенном манеже репетируют лошади и в цирке особенно остро пахнет конюшней. Цирк просыпается рано, а иногда и вовсе не спит: после вечернего представления манеж занимают репетицион-ники, а чуть ли не с рассвета на него выводят лошадей. Расположившись в закулисном коридорчике, я принесла свой реквизит и уселась прямо на полу. Надев черную спецовку, стала протирать проволоку мазутом и перемазалась вскоре до самых ушей. Впрочем, в коридорчике было темновато и никто меня там не видел.
Я долго возилась с проволокой и думала, неужели делаю это в последний раз? Неужели я брошу мою тоненькую, упругую тропиночку, по которой прошла чуть ли не по всему Союзу и дважды — за границей. К сожалению, в этой программе не работали мои заветные подружки, с которыми я могла бы посоветоваться. Я была словно в тумане... И вдруг я услышала, нет, вернее, почувствовала шаги Виктора. У него была тяжелая поступь, и шаги гулко раздавались в пустом коридоре. Он шел в сторону кулис.
Моим первым желанием было броситься к нему навстречу, но, вспомнив свой вид, мало напоминающий ослепительную фею, я осталась на полу. А Виктор, щурясь после дневного света, шел прямо на меня.
— Вы Лену не видели? — обратился он ко мне.
Я замерла, ожидая, что даже в этой полутьме он поймет, почувствует, не сможет не почувствовать, что перед ним я и есть... Но Виктор продолжал невозмутимо ждать ответа. Тогда я резко указала рукой на конюшню, и он, неопределенно хмыкнув, пошел дальше, наткнувшись на кого-то из униформистов.
— Лены здесь нет?
— Нет.
— А мне какая-то грымза показала в эту сторону...
При слове «грымза» я похолодела и еле разобрала слова униформиста, который предложил Виктору поискать меня в буфете. Вскоре на лестнице, ведущей в буфет, раздались тяжелые шаги... А я все еще не могла прийти в себя. Ничего особенного вроде бы и не произошло, но мне стало обидно до беспамятства — и из-за того, что он меня не узнал, а главное, из-за противного слова «грымза»... Когда я услышала, как Виктор, сердито топоча, возвращается из буфета, я опрометью кинулась к осветительной будке и спряталась в ней. А потом я снова взяла в свои черные-пречерные руки скользкую от мазута проволоку, прижала ее к самому сердцу и заревела.
Наконец, немного успокоившись, я попыталась разобраться в происшедшем. И постепенно мне стало ясно, что Виктор любит не меня, а ослепительную фею, которая танцует на проволоке. «Москва — разная, — подумала я по ассоциации. — Для приезжего — это Лужники, Третьяковка, Большой театр, а для москвича, кроме того, — продовольственный магазин, автобусная остановка, счета за газ... Так и цирк. Для публики — это праздник, музыка, сверкающие огни, а для нас, кроме того, — распаковка, мазут, переезды...
Когда Виктор смотрит на меня снизу вверх — он восхищается, а когда сверху вниз — не узнает! Пускай сейчас это произошло случайно, но потом войдет в привычку. И если, скажем, певица, бросив театр, всегда сможет продемонстрировать свое искусство на дому, то я ведь не в состоянии натягивать в квартире проволоку, чтобы вновь превратиться для Виктора в «ослепительную фею»... Я медленно подошла к телефону, набрала номер и деревянным голосом сказала:
— Виктор Васильевич, закажите, пожалуйста, сегодня обед на одного.
Он и тут меня не узнал:
— Кто говорит?
Тогда своим обычным голосом я отчеканила:
— Это говорит грымза!
И повесила трубку... Конечно, может быть, я поступила слишком по-женски... Но ведь он и полюбил меня за женственность... Как бы то ни было, я до сих пор работаю в цирке.
Юрий Благов
Журнал Советский цирк. Март 1966 г.
оставить комментарий