От фокусов к образу - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

От фокусов к образу

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЕВСКИЙЕсли бы редактору Москонцерта предложили включить в составляемую им программу, скажем, три номера иллю­зии, то последовал бы ответ: «Что вы? Такое однообразие зрите­лей отпугнет!»

A если в концерте пять или даже шесть выступлений иллюзионистов? И такая программа уже год существует, называется
«От фокуса к фокусу», смотрится c интересом, привлекает зрителей. Она была создана самими артистами. Ее задумал иллюзионист Александр Василевский. Он нашел преданных единомышленников. Василевский — автор текста конферанса, выполняет
они функции режиссера. Со временем y программы появился свой, как его называют товарищи, директор. Артист Григорий
Гляс на общественных началах выполняет обязанности администратора: подбирает площадку, заботится o рекламе и т. д.

На фото. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЕВСКИЙ


Что же обеспечивает успех программы c однородными по жанру номерами? Видимо, то, что каждый номер своеобразен,
не похож на остальные. Пусть и в одном, и в другом, и в третьем неожиданно появляются предметы, a легкие платочки сами завязываются и сами развязываются — это не создает однообразия, если на сцене артисты, создающие выразительные образы.
То, что номера иллюзии оказалось возможным объединить, говорит об успешном развитии этого жанра, о том, что мы вид не просто манипуляцию и хитроумные аппараты, а артистов своим лицом, со своим творческим почерком.

Вспоминаю давний случай. Мне предстояло несколько р посмотреть программу, в которой участвовал известный иллюзионист. Его выступление я видел уже не раз, более того, зная секреты большинства его фокусов. Опасался — не будет скучновато. O казалось — нет. Ведь встреча c настоящим произведением искусства, будь то литература, драма, эстрада, может повторяться и каждый раз впечатлять. Мы перечитываем книги, идем в музей, чтобы еще раз посмотреть картины мастеров. Если говорить об эстраде, то ее почитатели, пусть много pаз, слышавшие выступления популярных певцов, Зная большинство их песен, готовы еще и еще раз увлеченно слушать. Bстречи c искусством всегда волнуют, приносят новые впечатления.

B программе «От фокуса к фокусу» участвуют лауреат Международного конкурса Александр Василевский и Тамара Василевская, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады, Вероника Малиновская и Константин Зайцев, заслуженный артист РСФСР Сергей Русанов и Татьяна Леман, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване Владимир Руднев и Лариса Рубцова, молодые исполнители Ирина и Владимир Тишковы.

ВЛАДИМИР РУДНЕВНа фото. ВЛАДИМИР РУДНЕВ

Все это опытные артисты. Пожалуй, только Тишковым еще недостает актерских навыков. Трюки у них разного характера. На столе кубики, в каждый из которых не поместить что-ли значительное. Артисты передвигают кубики, потом складывают их вместе и извлекают из них милого пушистого пуделя. Друг фокус: Владимир Тишков помешает партнершу в ящик-шкаф, закрывает дверцу, а затем рассекает ящик на части стальными пластинами, сдвигает его среднюю часть в сторону. Однако наносит никакого вреда партнерше. Молодые артисты стремят преподнести номер живо, установить общение друг c другом. Они не пользуются словом, поэтому важны жесты, мимика.

Их жесты оказываются маловыразительными, условными. Им еще предстоит накапливать мастерство.

Милая, забавная сценка c учеником Малиновской и Зайцева, Старательный ученик готов помочь своей наставнице, но то и дело попадает впросак. B его руках исчезает клетка c птичкой  все прекрасно. Он неловко оборачивается, и все видят, что клетка висит y него на спине. Полный конфуз. Впрочем, Как клетка оказалась прицепленной к воротнику пиджака? Такие вот несуразности и мнимые разоблачения в номере продолжаются.

Пожалуй, в центре программы выступления Василевских. У них интересныe трюки. Взмах шалью-скатертью — и появля­ется стеклянная ваза c плавающими рыбками, из нее выплескивается вода. движение второй шалью — и появляется вторая ваза c рыбками. Фигурирует неиссякаемый кувшин. Кажется, из него вылита все, но ведра продолжают наполняться.

Примечательно — все фокусы служат созданию образа.

Заслуженная артистка РСФСР МАРИHА ДОНСКАЯ и ЕВГЕНИЯ ДОНСКАЯНа фото. Заслуженная артистка РСФСР МАРИHА ДОНСКАЯ и ЕВГЕНИЯ ДОНСКАЯ

C улыбкой артисты разыгрывают сценки, отражающие дела жи­тейские. Василевский в образе супруга, старающегося утвердить свою независимость, Его партнерша — жена, непременно кон­тролирующая каждый шаг мужа, направляющая его. Чтобы до­биться независимости, наш герой прибегает к различным хит­ростям. Например, из неиссякаемого кувшина льется вино, и в каждое ведерко — своего сорта. Но неутомимая супруга пре­рывает это занятие, тут же демонстрируя всем, что ведра абсо­лютно пусты. Супругу не разрешено курить, даже отобрали спички. Он пользуется воображаемыми — коробок не виден, лишь слышно, как в нем пересыпаются спички. И от этих неви­димых спичек закуривает сигарету, c удовольствием затягивается. Правда, сигарету у него тут же отнимают. Он переключается на иные занятия, чтобы как-то утвердить свою независимость...

На протяжении всего номера артист беседует со зрителями: делится своим соображениями, ищет сочувствия, дает советы.

У Руднева иная манера: он выступaет этаким умельцем, затейником, котоpый удивляет, увлекает, забавляет. Артист спускается в зал, приглашает зрителей на сцену, чтобы они помогли, проверили, проследили, отгадали. Это своеобразная игра, в которой участвуют зрители. Надо отметить, что y Руднева весьма широкий трюковой арсенал. Он может обновлять испол­няемые трюки от представления к представлению, варьировать их в зависимости от аудитории.

«Концертные шутки» — так называется номер Леман и Русанова. У них фокусы-шутки. Поднятые со сцены рассыпанные платки у них склеиваются, срастаются в цветистое покрывало, Как быв лоскутное одеяло. Но один платок поднять забыли, a без него — а покрывале квадратное отверстие.

A вот артист берет из рук партнерши роскошный веер из перьев, который y него оказывается общипанным, потрепанным. Возвращенный артистке, веер приобретает первоначальный вид. B «Концертных шутках» подкупают взаимоотношения партнеров, предельная учтивость, галантность, сегодня, может быть, даже излишне чопорная, в то же время трогательная, вызывающая уважение. Партнер хитрит не для того, чтобы обмануть даму, a чтобы не огорчить, не обеспокоить ее. A она опекает своего партнера отнюдь не для того, чтобы утвердить свое превосход­ство, a проявляя заботу о нем. B финале кавалер столь сильно желает доставить приятное даме, что в его руках один за другим ниоткуда возникают роскошные букеты цветов.

ТАТЬЯНА ЛЕМАН u заслуженный артист РСФСР СЕРГЕЙ РУCАКОВ.Своеобразен и номер Юлия Рубанова, который нередко включают в программу.

На фото. ТАТЬЯНА ЛЕМАН u заслуженный артист РСФСР СЕРГЕЙ РУCАКОВ.  Фото A. ШИБАНОВА

Ведя речь o значении образа, общении партнеров, следует, видимо, подчеркнуть: неверно представлять, что в каких-то слу­чаях отсутствие оригинальных иллюзионных трюков можно ком­пенсировать, например, шутливыми репликами или забавными диалогами. Конечно же, в выступлениях иллюзиониста должны быть неожиданные превращения, изобретательно преподнесен­ные трюки. Однако, выйдя на сцену, артист любого жанра должен создать художественный образ, предстать в определенном харак­тере.

B программу «От фокуса к фокусу» кроме иллюзионных включены и другие номера мастерской оригинальных жанров Москонцерта, в которых есть неожиданный поворот, нечто вызы­вающее удивление y зрителей.

Свои миниатюры c куклами показывают вентрологи заслу­женная артистка РСФСР Мария Донская и ее дочь Евгения. Ар­тисты беседуют со своими куклами, и куклы непринужденно по­дают реплики, напевают.

B программе номер мнемотехники. Артисты Юлия Цай и Григорий Гляс предлагают зрителям задумать фамилии извест­ных писателей, художников, артистов, ученых, борцов за мир. Артист спускается со сцены в зал. Ему тихо сообщают фамилии или пишут на листках бумаги. Он просит партнершу отгадать. Юлия Цай громко называет имена деятелей искусства, науки, общественных деятелей, коротко характеризует их, приводит их высказывания, цитирует стихи, если речь идет o поэте.

A вот на освещенном экране появляются силуэты известных литераторов, артистов и тут же звучат их голоса. Таков удиви­тельный номер пародиста Юрия Филимонова и Александра Горячева, который без всяких ухищрений, руками создает выра­зительные профили-силуэты известных нам людей.

Перевоплощаясь в различных персонажей, не произнося ни слова, без реквизита артист весьма эксцентрично изображает, как художник создает картину, хирург проводит операцию, скри­пач дает концерт. Все это демонстрирует мим Анатолий Елиза­ров.

В программу включаются и номера других исполнителей оригинальных жанров, например, звукоподражателей, жонгле­ров, акробатов-эксцентриков.

Все выступления связывает воедино конферанс. Александр Василевский беседует со зрителями то серьезно, то шутливо. Им найден доверительный тон разговора. Неискушенные зрители убеждены, что концерт ведет профессиональный конферансье, и бывают приятно поражены, когда оказывается, что он, кроме того, иллюзионист.

Конферанс Василевсиого, объединяя номера, знакомит собравшихся c участниками концерта, причем опять же то серьезно, то c юмором. Василевский вступает в непринужденные беседы c исполнителями, задает им вопросы. Таким образом знакомит зрителей c какими-то сторонами творчества артистов, их отно­шением к искусству, к жизни, c их замыслами, это помогает создать атмосферу большей доверительности, раскованности. Обращаясь к зрителям, Василевский как бы делает их участни­ками происходящего на сцене. Часто контакт c залом строится в шутливой форме. Порой объектом шуток становится лицо, якобы присутствующее на концерте.

Например, Тамара Василевская сообщает, что в зале находит­ся ее знакомая.  Александр Василевский вызывается предсказать ей будущее. Картинно сосредоточившись, он самозабвенно заво­дит речь о том, что она встретит красивого, умного молодого человека и долгие годы будет счастлива c ним. Тут следует вопрос партнерши: «A как к этому отнесется ее муж?» Предсказатель крайне сконфужен, доносится его шепот: «Что же не предупре­дила?» звучит смех в зале. Такой открытый прием саморазобла­чения всегда подкупает зрителя.

В общении со зрителями очень важен такт, точно выверенный тон, характер шуток. Как отмечалось, активно общается со зрителями Руднев. Само по себе это заслуживает одобрения. Но некоторые моменты меня смутили. Артист вызывает на сцену зрителя, просит его сложить пальцы таким образом, чтобы удер­жать шарики. Когда человек старательно выполняет требование, артист приподнимает его руку и многозначительно замечает: «Хорошо берет!» Кто-то в зале хихикает. «Подопытный» зритель натянуто улыбается — что берет? Что за намек?

Или такое. На сцене две девушки. Одна за удачный ответ получает от артиста конфетку. Вопрос ко второй девушке. Она отвечает то же самое. Руднев иронично комментирует: «Тоже конфетку захотелось!» B зале смеются. Над чем? Над тем, как сконфужена девушка, а поднималась она на сцену не за конфеткой. Самое ли лучшее веселить публику, ставя кого-то из зри­телей в неловкое положение? Говорят, что эти шутки Руднева уже возникали на эстраде, и прежде не вызывали возражения.

Но время идет, зрители меняются. Пусть концерт создает хорошее настроение у всех зрителей до единого.

То, что в выступлении иллюзионистов много шуток, юмора, закономерно. Сейчас фокусники не выступают в облике этаких магов, чародеев, творящих чудеса c помощью потусторонней силы. Их манeра часто иронична, в каких-то случаях лирична. Но что примечательно — программа «От фокуса к фокусу» не только развлекает, но и духовно обогащает. Номера иллюзиони­стов, удивляя, поражая, раскрывают определенные человеческие характеры, человеческие взаимоотношения.

Программа эта, или, как считают ее участники, творческий коллектив, возглавляемый Василевским, заслуживает внимания. A внимания к нему проявляется маловато. Может быть, причина та, что к созданию этой программы не имеют отношения руко­водители Москонцерта, на нее не были затрачены крупные сум­мы? Поэтому некому ее опекать, никто, кроме участников, не заинтересован в ее осуществлении.

Если стремиться к тому, чтобы эстрадные концерты были разнообразными, то программа «От фокуса к фокусу» именно такова. Напомню, она успешно демонстрируется уже более года.

A много ли программ просуществовало так долго?

Разумеется, не все здесь безукоризненно. Наверное, что-то можно улучшить. Главное —что эта программа на эстраде примечательное явление и, безусловно, заслуживает и внимания и поддержки.
 

К. ГАНЕШИН

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования