Памяти Юрия Владимировича Дурова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Памяти Юрия Владимировича Дурова

Юрий Владимирович ДуровКогда люди произносят слова «дедушка Дуров», их глаза теплеют и на лицах появляется улыбка. Это имя окружено легендами, веселыми и грустными историями, но, кроме того, оно заучит, как позывной далекого детства.

Собственно «дедушка» был не один. Замечательную цирковую династию основали две брате Дуровых. Но в памяти людей их имена слились в одно — «дедушка Дуров». Одни брат умер в 1916 году, другой — в 1934-м. Но дедушка Дуров жив не только в памяти пожилых людей. Ведь и сегодняшние дети, отправляясь в цирк, радостно говорили;

— Мы идем к дедушке Дурову!

И не арене цирка ребят встречал дедушке Дуров, окруженный множеством четвероногих артистов. И вот оборвалась жизнь одного из носителей высокого звания «Дедушки Дурове». Ушел из жизни замечательный друг детей, народный артист Советского Союза Юрий Владимирович Дуров. Продолжатель удивительного искусстве, продолжатель традиции, продолжатель династии Дуровых. А еще совсем недавно:

— На арене — Юрий Дуров!

Итак, на арене цирка — народный артист Советского Союза Юрий Владимирович Дуров! Звучит музыке. Вспыхивают лучи прожекторов, и он оказывается в центре усыпанного опилками круге в традиционном «дуровском» костюме с жабо. И происходит то, что никогда не перестает удивлять и радовать людей: звери начинают понимать людской язык, а человек понимает звериный.

Выступление Дурова всегда было похоже на игру, не забавную игру, в которую вместе с человеком играют слоны и собаки, морские львы и петухи. Ощущение игры — одна из главных черт дуровского стиля — определяется «доброй дрессировкой», большим талантом артисте, его умением не силой и угрозой заставить животное делать свой трюк, а пробудить в нем тягу к игре.

И еще одна черта дуровского стиля, идущее от первых «дедушек» Дуровых — публицистичность, злободневность, потребность увязать выступление не цирке с жизнью. Старые Дуровы, которых не случайно называли неродными шутами, но только развлекали публику, но и превращали арену цирке в трибуну, с которой бичевали жизненный уклад дореволюционной России. А пожилые люди нашего времени хорошо помнят, как в годы Великой Отечественной войны внук Владимира Леонидовича Дурова — Юрий Владимирович Дуров выезжал на манеж на тройке и произносил взволнованно яркий, патриотический монолог, написанный Сергеем Михалковым. В те дни, нарушая давние традиции, артист сиял с себя старый дуровский костюм и надел русский национальный.

Сравнительно недавно Юрий Дуров выступил со стихотворным монологом, написанным Юрием Благовым, в честь собаки. На манеже, высвеченная лучом прожектора, сидит прекрасная овчарка, а Юрий Владимирович говорит о собаке, ее роли в жизни человеке, он призывает относиться к ней, как к верному другу. Этот гуманистический призыв артиста-трибуна ие может не дойти до сердец людей, особенно горячо его воспринимают юные зрители. Жаль, что немногие артисты следуют славной дуровской традиции и но используют цирковую арену для пропаганды важных вопросов морали и этики.

Я был в гостях у Юрия Владимировиче незадолго до его смерти — 4 февраля. На этот раз — не на манеже, а дома, в московской квартире артисте. У дверей меня встретили три маленьких болонки. Одна из них встала на задние лапы, я наклонился к ней. Она лизнула меня в шоку. И срезу потеплел незнакомый дом...

Юрий Владимирович лежал в постели. Он уже был тяжко болен. Собачки прыгнули не одеяло. Они ие покидали своего друге даже здесь. Маленькие, проворные, ласковые, они как бы пришли ив помощь, чтобы в разговоре легче было представить себе Юрия Владимировича на арене, за его обычным занятием.

— В первый раз я снялся я кино, когда мне было семь лет, — неожиданно сказал хозяин доме. — А моя сегодняшняя роль в кино — Черчилль в кино эпопее «Освобождение», Должен признаться, что я юные годы я собирался «изменить» Дуровым и стать драматическим артистом. Но ничего не вышло. Кровь предков!..

Юрий Владимирович улыбался, я понимающе кивал. Я-то знал, что это за кровь! Знал не по отцу, с которым лично был мало знаком, в по дочери — Наталии Дуровой, Наталии Юрьевне. С Наташей мы старые друзья. Она кончила Литературный институт. Написала несколько очень хороших книг. Была принята а члены Союза писателей. Я, кстати, ее рекомендовал в партию. Наташа интересно и талантливо занималась литературой и вдруг — в ней заговорила эта «кровь предков» — дуровская кровь. Наташа ушла в цирк. Она набрала себе четвероногих. двуногих и ластоногих артистов. Начале, как говорится, от нулевой отметки: сама создала труппу, сама поставила один номер, другой... Это была очень трудная работе. Трудная и опасная, требующая отдачи всего себя. Пришлось отложить недописанные рукописи.

Началась цирковая жизнь. Я несколько раз бывал в гостях у Наташи, а точнее — у ее зверей. Я присутствовал на репетициях и помогал ей кормить ее «ертистов». Я аидол, как она бежала на рынок и покупала свежую рыбу морским львом — Лелю и Весе... Ни сна, ни отдыхе. Вечные переезды. Вечные трудности с устройством зверей. И горе, большое человеческое горе, когда умирали животные—ее друзья и помощники. Но дуровская кровь сильнее и мужественная.

— Не пора ли вернуться к книгам!
— Поре... Вот только еще поработаю в цирке...

Такой разговор возникал у нес много рвз.

Итак, даже при своем недолгом личном знакомстве с Юрием Дуровым в знал, что такое дуровская кровь, и поэтому понимал замечательного артиста с полуслове. Узнать отца помогла мне дружба с дочерью.

Я расспрашивал Юрия Владимировича о его любимых животных. И он рассказывает мне о слонихе Лили, которая спасла ему жизнь. Рассказывает о морском льве Пашке:

— Какой талант! На сто морских львов — один такой балансер!..

Он продолжал:

— Я в своей работе полностью завишу от животного. От его дружбы, от ого настроения. От его таланта, наконец. Да, да, среди животных тоже встречаются таланты и бездари; лентяи и работяги... И, кроме того, очень важно безошибочно определить природные наклонности каждого данного животного. Трудная работа... Но прекрасная!

Потом мы говорили о методах дрессировки и сообща — тут мы полные единомышленники — ругали жестоких «укротителей»: искусство дрессировщика непременно должно строиться на добром фундаменте. Парадный разговор у нес не получался. Хотя настроение должно было быть парадным: Юрию Владимировичу Дурову только что заслуженно присвоили почетное звание народного артиста Советского Союза.

Парадный разговор не получался, да он и не был нужен. Говорили о жизни, о работе, о творческих планах. Вероятно, со стороны наш разговор мог показаться очень обыденным. Но когда мы распростились и я вышел из доме, меня долго еще не покидали мысли о «Наташином папе». То, что в разговоре казалось обыденным, теперь углублялось, увеличивалось в своем значении. Я возвращался со встречи с дедушкой Дуровым, о которой, может быть, мечтал с самого детства. Жаль только, что эта встрече была последней.

Цирк осиротел...

Ушел из жизни замечательный друг детей, артист редкого дарования. Но память о нем люди будут хранить вместе с воспоминаниями о собственном детстве...

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования