В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Павел Брюн и своей работе в цирке

 
 

Павел БрюнТри года в цирковой студии в Измайлово (1988-1991) - это очень важный кусок моей жизни. Да и не только моей, как мне думается.

Именно тогда, при поддержке А.Д Калмыкова (в то время - директора студии в Измайлово), Вале Гнеушеву дали открыть Экспериментальную мастерскую.
В 1988 году закончилось моё пятилетнее приключение с АРСЕНАЛОМ А.Козлова (о котором, наверное, стоит поговорить отдельно).
И вот, в августе 1988 года я предложил Вале создать некий "тандем", поскольку тогда стало ясно, что вдвоем с Валентином мы можем очень многое. Он к тому времени уже очень здорово проявился на горизонтах современного цирка (достаточно вспомнить "Красного Арлекина" В.Царькова). Я же - пообкрутился и пообломался на ниве музыкальной и сценической. Плюс к этому, нас связывала наша alma mater - Театр Гедрюса Мацкявичюса и юность, бурно и плодотворно проведенная в этом театре.
Мое предложение о создании "тандема" базировалось на парадигме партнерства, которой я придерживаюсь и поныне, и которая для меня состоит в следующем: партнеры (в любом деле!) должны не дублировать, а компенсировать друг друга.
Валентин знал и умел то, чего не знал и не умел я. И наоборот: многое из моих навыков и способностей не было дано Вале. Все основания для создания продуктивного дуэта были налицо. И в августе 1988 года мы начали то, что (скажу без ложной скромности!) по сей день во многом формирует эстетику и философию современного циркового номера, причем не только в нашей стране.
Наша метода состояла в том, что любой артист, приходящий к нам в мастерскую для создания номера, вне зависимости от жанра, поступал в "полную обработку" и физически, и эстетически, и идеологически. То, что Вы называете "джаз-классом" - на самом деле было горнилом этой обработки. Судите сами: каждое утро, часов эдак в 7 (опоздания не терпелись!) я начинал занятие с группой, в которой рядом стояли и "нижние из першей", и турнисты, и гимнастки-художницы, и пловчиха-синхронистка, и гимнаст на ремнях, и клоуны, и жонглеры, и эквилибристы, и иллюзионисты, а позднее - очень даже известные ныне артисты театра и кино.
И если сравнивать этот кворум с джазом, то вполне можно сказать, что в нашей Мастерской существовал недюжинной величины и качества "big-band". Хотя, повторюсь: понятие "джаз" можно использовать в контексте нашей тогдашней работы только в смысле метафорическом и с большими оговорками.
Утро начиналось с двух часов работы в классе, причем - самой разнообразной. В методу входили и пантомима, и архаичный модерн, и степ, и перкуссия, и контактная импровизация. И - что очень важно - в нашей мастерской ЖИЛА МУЗЫКА самая фантастическая, которую в ту пору (да и сейчас) в цирке особо-то и не услышишь. Хорошо помню, как для занятий ритмикой, я пригласил в Студию Алексея Гагарина, выдающегося джазового барабанщика, с которым мы не один год отработали вместе в АРСЕНАЛЕ, и которого многие меломаны помнят практически по всем серьезным ансамблям 70-90х г.г, от ансамбля Айзенштадта и Оркестра О.Лундстрема, до АРСЕНАЛА, от КАДАНСА до АВТОГРАФА. И те незатейливые ритмические рисунки, которые я давал нашим студентам на уроках степа, они прорабатывали не с танцором-инструктором, а с супер-барабанщиком. Я привожу этот пример с тем, чтобы мой читатель понял следующее: мы руководствовались тогда такими вещами, как нестандартный подход к стандартным (казалось бы!) дисциплинам, и ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, доведенный, порой, до "абсурда".
После двух часов изнурительной, но плодотворной работы в зале, мы переходили к репетициям номеров, которая продолжалась и в манеже, и за манежем, и в том же зале (для тех, кому это позволял жанр и формат). И этот конвейер работал до глубокой ночи. Шесть дней в неделю. Круглый год. Без отпусков и каникул.
Помимо того, что я верховодил утром в классе, в мои "обязанности" входила и функция хореографа создаваемых номеров. Хотя, я отношусь к себе, как к "хореографу" - с большим скепсисом. Хореограф - работа совсем другая, по сравнению с той, которой я занимался в Студии (и в последствие - в Cirque du Soleil). То что делал я можно, наверное, назвать работой "стилиста-идеолога". Я скорее учил людей ДУМАТЬ и СЛУШАТЬ, чем выполнять какие-либо движения. Именно развитие мышления и качественного взаимодействия были и остаются моими прерогативами в работе с артистами. А уж биомеханическое воплощение этих составляющих я теперь предпочитаю отдавать именно ХОРЕОГРАФАМ, которые разбираются в этом - куда получше, чем я. Теперь в мои задачи входит НАЙТИ ПРАВИЛЬНОГО ХОРЕОГРАФА (что, как мне кажется, мне неплохо удалось в шоу "A New Day", которое мы делали в Лас Вегасе с Селин Дион в 2001-2001 гг с Франко Драгоне. Но это так, отступление...)
Не скрою, многие из приходивших к нам в Мастерскую, не выдерживал такого напора с нашей стороны, и уходили. Но к уходившим я отношусь с куда большим уважением, чем к тем, кто оставался ПРИТВОРИВШИСЬ (а были и такие. Чего уж скрывать-то? Люди...)
Чтобы не быть голословным - скажу (а некоторым читателям - напомню), что менее, чем за два года, нашими руками были созданы такие номера, как:


"Эквилибристы на першах" и "Акробаты на палках" п.р. Н.Земскова (Царствие ему Небесное!)
"Гимнасты на турниках "Перезвоны" п.р. А.Льва (в последствие В.Лунина)
"Жонглер на шаре" Ю.Борзыкин и Е.Ларкина
"Эквилибрист с белой крысой" Г.Чижов
"Демон" (гимнаст на ремнях) В.Кехаял
"Ангел" (гимнаст на ремнях) А.Стрельцов
"Клоунский дуэт" Г.Чижов-О.Лебедянская
"Эквилибр" А.Стыкан-Е.Федотова

И многое другое, что в 1991 году легло в основу того спектакля, который мы с Валентином повезли в США, и не куда-нибудь, а на Бродвей, в театр Дж.Гершвина.

 

Когда на нашем с Валентином горизонте возник американский продюсер Стив Либер, мы (как и весь российский цирковой мир) прекрасно знали, кто он такой. Еще бы! После более, чем десяти лет "железного занавеса" и эмбарго на советских гастролеров, Стив был первым, кто вывез в США и Канаду программу Советского цирка. Программа, которую он сформировал и откатал в Северной Америке была невероятно сильной. Достаточно сказать лишь о воздушном полете "Журавли" Вилли Головко и Джигитах Чечено-Ингушетии "Горская легенда" Тамерлана Нугзарова, Суматранских тиграх Николая Павленко и многих других номерах, составляющих действительно Золотой фонд Российского цирка, чтобы понять, что это был невероятный дивертисмент.
Успешно откатав эту программу почти год по Штатам и Канаде, Стив Либер повторил свой опыт, но уже с частично переукомплектованной программой, и, что интересно - минуя Союзгосцирк, в партнерстве с КЗД "Москва" Иосифа Кобзона. И - опять успех (и гораздо лучшая оплата труда для артистов).
Не буду перечислять все последующие демарши Стива Либера в отношении российского цирка, равно, как и прочие приключения русского цирка в Америке, но скажу очень важную вещь: параллельно с успешными гастролями Союзгосцирка, на рубеже 80-90х гг. в Штатах начал довольно-таки громко и отчетливо звучать Цирк дю Солей.
Для Ги Лалиберте, видевшего те программы русского цирка многократно, воздушный полет "Журавли" стал фетишем на всю жизнь.
Наши же артисты тоже обратили внимание на ретивых, но неопытных канадцев и посетили их тогда еще очень наивное (в смысле циркового мастерства и технологии) шоу.
Появление Стива Либера в нашей Мастерской было логическим продолжением его сотрудничества с Россией. Он понял, что помимо традиционного цирка, Америка с удовольствием и радостью принимает и альтернативные формы подачи, предложенные уже Цирком дю Солей. И в том, что делали мы с Валентином, он небезосновательно увидел зерно, которое можно было взрастить до полноценного конкурентноспособного продукта, который можно было адресовать новой, более молодой и менее консервативно-настроенной американской публике, и противопоставить Цирку дю Солей.
Прошло уже без малого двадцать лет с того времени, но мне до сих пор не просто вспоминать, говорить, и, тем более - писать об этом проекте.
Не знаю, в силу каких причин, но Стив Либер был уверен, что самым подходящим местом для проката спектакля, сделанного Валентином Гнеушевым, будет именно Нью Йорк, именно Бродвей.
Естественно, предложение войти на Бродвей тогда молодому и энергичному режиссеру, каковым был Валя, стало как раз таким предложением, от которого он не смог отказаться. Да и не то, что не смог - не захотел!
Оснований не доверять Стиву Либеру у нас тогда не было, да и быть не могло. Мы ничего не знали ни об Америке вообще, ни о Бродвее - в частности.
К тому времени мы с Валентином пару раз (1989, 1990) побывали в Канаде, куда нас приглашал Ги Лалиберте, дабы познакомить нас со своим цирком. Мы видели сильные и слабые стороны Цирка дю Солей. И, по молодости лет и по горячности, обращали излишне много внимания на наше собственное превосходство во многих отношениях, при этом не придавая значения тем аспектам, в которых Цирк дю Солей был и остается несравненно сильнее своих конкурентов. Я говорю о способности режиссера Франко Драгоне и других создателей Цирка дю Солей делать спектакли практически "из ничего" (в ремесленном смысле). Из практически несостоятельных номеров (за единичными исключениями!) получались спектакли, становившиеся настоящими хитами. Также, я говорю, например, о супер-интеллигентной маркетинговой машине, которую они к тому времени уже запустили на всю катушку.
Наш последний с Валентином визит в Канаду, на премьеру незабвенного шоу Цирка дю Солей "Nouvelle Experience" во многом приоткрыл мне глаза на некоторые неучтенные моменты в нашей работе по созданию полноценного спектакля.
Валентин же, в то же самое время, был погружен в переговоры со Стивом Либером, и даже мне, ближайшему другу и партнеру, было тогда сложно достучаться до него, дабы поделиться своими соображениями и опасениями.
С одной стороны, Валя был измучен гонениями, которым подвергал его Союзгосцирк на протяжении многих лет. С другой - он видел "яркий свет в конце тоннеля" именно в том, что предлагал Стив Либер.
Но порой, этот "свет" ослепляет настолько, что мы не отдаем себе отчета в том, что это свет локомотива, летящего нам навстречу. Забегая вперед, скажу, что так оно и было в нашем с Валентином случае.

 
 
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100