«Переходная лестница» С. Лабецкого
В цирке обычно не регистрируют рекорды. Но они тем не менее имеются почти в любом цирковом жанре. Это — реальные результаты профессионального творческого соревнования мастеров советского манежа.
Номер «Переходная лестница» под руководством С. ЛАБЕЦКОГО. Фото В. ДАВЫДОВА
О рекордных достижениях в области эквилибра и расскажет эта заметка. Речь пойдет о представителях второго поколения мастеров советского цирка. Они давно уже покинули манеж, но трюки их никто не повторил.
Выступления на обычной, типа стремянки, «переходной лестнице» были в то время весьма распространенными. Казалось, уже все творческие резервы здесь исчерпаны. Но в 50-е годы нашелся новатор, который создал совершенно оригинальный трюковой репертуар. Профессионалы признавали его рекордным.
Мастером этим оказался С. Лабецкий, руководитель номера «Переходная лестница», в составе которого работали его жена Евдокия, их сын Юрий, мальчик двенадцати лет, и партнер Н. Манский.
Номер этот особо не рекламировался, и зрители не очень-то оживлялись, когда униформисты устанавливали на манеже аппаратуру. Завсегдатаи даже констатировали с досадой — опять лестница! — и равнодушно встречали эквилибристов в скромных белых костюмах, неторопливо появлявшихся из-за занавеса. Публика привычно ждала, что сначала девушка перенесет по лестнице мальчика, потом мужчина — своего партнера, а затем... Но ничего подобного нельзя было увидеть в номере под руководством С. Лабецкого.
Приковывал внимание уже первый трюк. Средний Н. Манский (кстати, он был выше нижнего С. Лабецкого) становился ногами ему на голову и брал мальчика на вытянутые руки. В таком положении Лабецкий переносил партнеров через лестницу, переносил быстро и без малейшего внешнего напряжения.
Во второй комбинации средний исполнял на голове нижнего копфштейн, а верхний стоял ногами на его ногах. Такой пирамиды не показывали акробаты еще и в партере, а ведь перенос через лестницу требовал безупречно четкого исполнения, так как лестница имела высоту около пяти метров. Даже мало разбирающиеся в тонкостях акробатики зрители награждали артистов шумными аплодисментами.
Следующая комбинация была еще сенсационней: Манский выжимал стойку на руках на голове нижнего, а Юрий Лабецкий становился в стойку на шее Майского. Когда нижний начинал восхождение по лестнице, средний переходил на одну руку (!) и так совершался весь переход через лестницу.
А сложность трюков все увеличивалась. Манский, стоя на плечах нижнего, держал на лбу перш, на руле которого верхний делал стойку. Зрители воочию убеждались, что и средний партнер обладает высочайшей техникой балансирования, да еще в таком сложном положении, как балансирование на плечах нижнего во время перехода последнего через лестницу.
А затем перш на лбу балансировал уже С. Лабецкий, Н. Манский выжимал стойку на венчающем перш руле, а на шее у него стоял верхний. И в этом положении партнеры вновь совершали переход через высокую лестницу!
В финале артисты показывали колонну из четырех — сложный акробатический трюк. Правда, не самый сложный в их репертуаре. Специалисты знают, что подобная колонна из четырех и без лестницы — трюк не простой, исполняется он только хорошими акробатами. А номер заканчивался именно так, потому что по неписанным режиссерским правилам считалось необходимым завершать выступление группы трюком, требовавшим участия всех исполнителей.
Еще одно обстоятельство не ускользало от взгляда внимательного зрителя. Обычно в номерах групповой акробатики нижний — это артист богатырского склада. Но С. Лабецкий, одетый в обычные брюки' и рубашку, скорее, отвечал традиционному представлению о верхнем партнере. И тем не менее он обладал большой силой и виртуозной техникой.
Лабецкий и его партнеры остались в истории нашего цирка как исполнители рекордных трюков.
Рассказав об этом, не могу не остановиться на такой проблеме. Все чаще, к сожалению, нам приходится наблюдать подмену интересного трюка сверхсложной аппаратурой. Артисты же, о которых шла речь выше, доказали, что и на традиционной «переходной лестнице» возможны открытия. А сейчас молодые исполнители порой жалуются, будто бы жанр их достиг «потолка». Тем самым оправдывается изготовление дорогостоящей аппаратуры, на которой затем исполняются старые трюки. А в цирке прежде всего нужна творческая фантазия, нужен труд, каждодневный и неустанный, нужен целенаправленный поиск нового. А замысловатый реквизит лишь тогда оправдывает себя, когда помогает усложнению трюковых комбинаций, а следовательно, и повышению мастерства.
АЛЕКСАНДР ШИРАЙ
оставить комментарий