Перестройка циркового «конвейера» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Перестройка циркового «конвейера»

В Союзгосцирке из существующих ныне номеров и аттракционов сейчас создаются стабильные программы и постоянно действующие коллективы.

Корреспондент А. ГУРОВИЧ обратился к начальнику производственно-эксплуатационного управления Союзгосцирка Р. ВЕТРОВУ и попросил рассказать нашим читателям о том, как происходит перестройка так называемого циркового «конвейера».

В цирковой среде сейчас живо, я бы даже сказал, горячо обсуждается вопрос о создании стабильных, с постоянным творческим составом, программ и коллективов. Вопрос этот, казалось бы, не нов. Опыт создания постоянных коллективов имеет уже достаточно протяженную историю. И если в ранние 20-е годы объединение артистов в кооперативные цирки, в добровольные самоуправляющиеся товарищества, работавшие на паях, было вызвано просто жизненной необходимостью, являлось подчас единственной возможностью сохранить себя в цирковом искусстве, то уже в 30-е годы создание коллективов имело иные задачи, диктовалось иными целями.

Сложившаяся к тому времени система «конвейера», когда отдельные номера и аттракционы посылаются в различные цирки на одну программу, стала обнаруживать при все более повышающихся требованиях к искусству арены свои негативные стороны.

Основой циркового представления, как бы затейливо, изобретательно и ярко оно ни было поставлено, является номер. Из номеров создается красочная мозаика спектакля. Именно забота о цельности представления, единстве спектакля стала той программной эстетической линией, которая привела наш цирк к выдающимся успехам на мировой арене. При таком подходе художественная самостоятельность любого, даже самого сильного номера не носит абсолютный характер. Однако не трудно понять: чем ярче и разнообразней мозаичные кубики, из которых складывается общая картина, тем больше возможностей для ее создания. А вот при укоренившейся практике «конвейера» возникла определенная обособленность номеров, их, если так можно выразиться, творческая одинокость. Они при такой системе гастролей в известной мере предоставлены самим себе. Я имею в виду творческую сторону. В самом деле, сегодня номер работает, скажем, в Туле с одними артистами, через полтора-два месяца в Куйбышеве — с другими. Причем вливается в программу чаще всего с ходу, порой через единственную репетицию.

Все это сказывается на судьбе номера. Неплохо начав, многие номера в результате такой практики скоро теряют свои творческие кондиции, приучаются довольствоваться малым, объяснять свой неуспех превходящими моментами. Появляется этакая «примиренческая» философия: не получилось в этом городе — повезет в следующем... А с коллегами-артистами по программе, свидетелями неуспеха, когда еще свидимся!..

Разумеется, подобная практика пагубно сказывается и на самих представлениях. Особенно в премьерные дни, когда едва успеваю собрать труппу, съезжающуюся из разных городов, наскоро приклеить стандартный парад-пролог и вовремя начать гастроли. Я, конечно, несколько сгущаю краски. Иначе откуда бы взяться тем великолепным достижениям, которыми славен наш цирк. Но я сознательно сосредоточил внимание на некоторых негативных сторонах дела, ибо все мы хотим видеть советский цирк еще более творчески дееспособным и зрелым, стать свидетелями новых принципиальных его достижений. А потому важно знать недостатки, то, что мешает двигаться вперед. И в связи с этим снова вернусь на минуту к истории вопроса.

Так вот, еще в 30-е годы с целью усиления творческой активности артистов, повышения их ответственности за свое искусство был организован ряд коллективов, работа в которых заслужила самые лестные отзывы. Помимо того, что там шло постоянное совершенствование номеров (ибо надо же было держать марку коллектива и, как говорится, не ударить лицом в грязь перед товарищами и коллегами!) еще и велась работа по созданию пантомим и тематических спектаклей. Заметными вехами в истории советского цирка стали созданные в те годы такие постановки, как тематический спектакль «Теплоход «Веселый» (коллектив под руководством заслуженного артиста РСФСР Владимира Эйжена), пантомима «Конек-горбунок» (коллектив под руководством Александра Ширая) и ряд других крупных работ.

Тогда же, в 30-е годы, возник и успешно стал выступать первый национальный коллектив — Узбекский.

Творческая практика коллективов несомненно свидетельствовала о прогрессивном характере этой формы работы.

И в последующие годы создавались коллективы, отмеченные полнокровным творчеством, интересными поисками, добивавшиеся ярких успехов. Однако срок жизни коллективов оказывался небольшим. В каждом конкретном случае были свои причины распада содружества мастеров. Но была и общая. Если можно так выразиться, отдельные коллективы тонули в море самостоятельно работавших номеров и аттракционов. Это обстоятельство и сыграло свою роль в разрушении в конечном счете творческих союзов. Но сама идея работы в коллективе оказалась столь привлекательна, а преимущества во многих отношениях так очевидны, что стабильные содружества, несмотря ни на какие скептические сомнения части артистов, продолжали возникать, вплоть до самого последнего времени. В качестве наиболее удачных примеров дней нынешних назову хотя бы «Украинский национальный коллектив» (руководитель — народный артист УССР Владимир Шевченко) и коллектив «Я работаю клоуном» (руководитель — народный артист РСФСР Андрей Николаев). Отмечу существенную деталь. Оба названных коллектива были целиком направлены в ответственные зарубежные поездки, которые провели весьма успешно.

Приведенные выше факты говорят, что система циркового «конвейера», когда дивертисментные программы составляются из отдельных номеров и аттракционов, перестала теперь удовлетворять как с творческой, так и с производственной стороны, не отвечает полностью настоятельным требованиям времени, в определенной мере мешает дальнейшему развитию циркового искусства. Поэтому Союзгосцирком было принято решение о переводе циркового «конвейера» на работу стабильными программами и коллективами. Конечно, сразу и механически сделать это нельзя. Полная перестройка «конвейера» займет, очевидно, два-три года. Предстоит из 1308 номеров и аттракционов создать 78 постоянно действующих стабильных программ. Именно создать. Это хочется подчеркнуть.

На бумаге этого не сделаешь. Приказом не ограничишься. Комиссия производственно-эксплуатационного управления и художественного отдела Союзгосцирка, занимающаяся этой проблемой, прекрасно понимает сложность и ответственность стоящей задачи и не торопится действовать в приказном порядке. Ведь приходится учитывать множество факторов и сталкиваться с неучтенными ранее обстоятельствами. Так, например, составляя стабильные программы, комиссия стремилась, чтобы все они были разножанровыми по номерам и более или менее сбалансированными по качеству. А когда стали анализировать художественно-творческое состояние вновь образованных программ, обнаружили их жанровую однородность. Причина — существующая диспропорция жанров в системе конвейера. О ней, казалось бы, знали, много говорили, но она как бы укрывалась в системе конвейера. А теперь обнаружилась с непреложной очевидностью.

Вообще проделанная уже работа по созданию стабильных программ многое выявила и позволила наметить четкую перспективу в дальнейшей работе.

Создавая стабильную программу, мы не сразу закрепляли состав работающих в ней мастеров, а сначала присматривались — сложилась ли программа с художественной точки зрения? И по ходу работы, в процессе гастрольной практики вносили коррективы. Конечно, учитываются при этом и творческая совместимость артистов, и родственные узы, играющие в цирке спокон века большую роль, да и просто желания мастеров совместно трудиться, их дружеские союзы, создающие Благотворный климат в коллективе.

Уже составлены таким образом 65 программ. Но мы не считаем, что работа по их стабилизации завершена, предстоит еще многое сделать в них, поправить. Да и вообще каждый коллектив мыслится творческим организмом, а значит, в нем постоянно будет вестись работа как по повышению уровня мастерства входящих в него номеров, так и по созданию разнообразных представлений, крупных сценических форм, что позволит направлять коллективы целиком и в ведущие цирки страны и в зарубежные поездки.

Стабилизация конвейера позволит вести целенаправленную подготовку номеров исходя из конкретных нужд каждой программы, избавит от самотека, и тем самым постепенно будет ликвидирована диспропорция в жанрах, от которой сейчас страдают буквально все представления. Появится возможность и более конкретной работы над репертуаром, ибо он будет создаваться с учетом творческих данных определенного коллектива.

Стабилизация конвейера поможет упорядочить и производственную деятельность, сделать ее более четкой. Мы сможем конкретней заняться экономикой программ — точно рассчитать их стоимость. Сюда войдет и количество животных и стоимость их кормления, а также количество багажа и реквизита. Но вначале будет произведена наконец точная инвентарицация, определено количество багажа в номерах, целесообразность того или иного реквизита. А все ненужное, лишнее списано. Ибо, что греха таить, многие артисты годами, если не сказать, десятилетиями возят с собой реквизит и даже животных, с которыми не работают.

Все это даст экономию в транспортных расходах в несколько сотен тысяч рублей. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о производственно-экономической целесообразности стабилизации конвейера.

Однако вернемся к творческой стороне дела и отметим такой существенный, на наш взгляд, момент. Из всего вышеизложенного, думается, видно, что при стабилизации конвейера творческие усилия артистов значительно более точно будут скорректированы, направлены, к тому же еще и сопряжены с творческой работой коллег. Надо ли говорить, что это пойдет только на благо общему делу.

Конечно, задуманное и осуществляемое на практике еще далеко не идеально совпадают. Но всякое новое дело требует и времени, и веры в него, и немалых усилий для преодоления инерции старого. Начинать всегда нелегко. Но начинать надо — время настоятельно требует этого.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования