В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Первое знакомство

На экзамене в Государственном училище циркового и эстрадного искусства обычно сидят гости — мастера и ушедшие на отдых ветераны манежа.

И, пожалуй, нет для выпускников лучших зрителей. Зрителей строгих и доброжелательных. Это не снисходительная, всепрощающая доброжелательность, которая порой оборачивается потом бедою для юного артиста. Это добрый взгляд людей многоопытных, хорошо знающих, что впереди всегда будет нелегко, а оттого и строгих. Ведь речь идет об искусстве. И если ты, как говорят в цирке, завалил трюк, от волнения не так сегодня сделал, тебе простят, коли пришел ты на экзамен не пустой, накопил умение и мастерство и есть в тебе силы и возможности идти дальше.

Вместе с учениками сдают экзамены их педагоги и режиссеры. Вот судьба! Если артист цирка за всю свою творческую жизнь создает один-два, ну, три номера, то педагоги и режиссеры училища — а чаще всего они в едином лице — дебютируют каждый год. Каким же нужно обладать опытом, какой творческой наполненностью и фантазией! Тем более учитывая то, что далеко не каждый год им в руки попадают будущие Карандаш или Волжанский. А ведь задача стоит перед ними самая что ни на есть трудная — пополнение рядов лучшего в мире цирка.

Думается, что выпуск училища- и нынешнего года принес нашему цирку ряд интересных и перспективных номеров и исполнителей.
Режиссер-педагог  Леонид Петлицкий и педагог Надежда Петлицкая привели на экзамен учеников лишь одного своего номера, зато весьма примечательного. Их питомцы Галина и Александр Мако-вей, Константин Липкан и Юрий Александров показали уверенное владение очень сложными трюками на переходных лестницах. Так, например, Александр Ма-ковей и Константин Липкан по расположенным рядом переходным лестницам несут на лбу высокие перши, на вершинах которых Юрий Александров стоит в копфштейне, а Галина Маковей исполняет стойку на руках. В финале номера Галина и Юрий на вершинах лобовых першей жонглируют горящими факелами. Причем, не только индивидуально, но и совершают взаимную перекидку.

Очень сильный номер, хотя и не лишен недостатков, прежде всего режиссерского характера. Одновременное исполнение трюков обеими парами явно идет в ущерб зрительскому впечатлению от их работы. Сейчас довольно широко распространено увлечение синхронным исполнением. Это хорошо только в том случае, на мой взгляд, если трюки партнеров одинаковы. Тогда синхронность сама по себе становится достижением не менее сложным и ярким, чем трюки. Вспомните синхронное катание и прыжки наших прославленных фигуристов Ирины Родниной и Алексея Уланова. В номере же, о котором идет речь, получается так: скажем, Галина стоит на пуантах на голове нижнего, несущего ее по переходной лестнице, а Юрий в это же время исполняет стойку на руках на голове своего нижнего — и уловить сразу все эти детали, уверяем вас, способен только профессионал, но не зритель. Зритель многое теряет, пока вникнет в существо номера.

Однако недостаток этот легко устраним и никак не умаляет тех больших достижений, с которыми пришли молодые артисты к порогу самостоятельной творческой жизни.

И верится, что они будут еще расти и расти. А мы посоветовали бы им раньше всего обратить внимание на актерское мастерство... Про таких как Константин Липкан в цирке обычно говорят: «Хороший работник». Он в самом деле обладает отличным чувством баланса, легко, без напряжения исполняет свою роль нижнего. Не мучается сам, а стало быть и зрителей не мучает. Но вот делает он все как-то чересчур всерьез. Ему бы улыбнуться своей милой партнерше, пообщаться с ней, да и со зрительным залом тоже — тогда бы его работа получила большую привлекательность.

Когда в конце спектакля вручали дипломы и была произнесена фамилия Липкана, товарищи — выпускники и студенты других курсов — встретили его с особой теплотой, продолжительными аплодисментами. Видимо, хороший он парень. Вот зритель и должен почувствовать хотя бы частицу его души...

Я так подробно остановился на этом номере, потому что он в самом деле заслуживает внимания. И можно не сомневаться, что весьма скоро он будет пользоваться успехом. Как ждет успех номер силовых акробатов Александра Маковея и Юрия Александрова!

Да, это те же самые Маковей и Александров из номера «Переходные лестницы»! Удивительно одаренные артисты! Их второй номер, созданный под руководством режиссера-педагога Семена Лахтермана, уже сейчас смело можно поставить в ряд с лучшими номерами партерной акробатики.

Фамилия одного из опытных и авторитетных педагогов и режиссеров училища Николая Баумана стоит в программе выпускного представления под четырьмя номерами разных жанров. Завидный диапазон творчества! Однако, мне думается, что удача сопутствовала ему лишь при создании двух номеров.

Номер акробатов-прыгунов с подкидной доской и ловиторкой можно поместить в любую программу, и он придется ко двору.
В нем радует не только то, что акробаты уверенно демонстрируют всевозможные сальто, пируэты, бланши, твисты, строят колонны, а девушка исполняет двойное сальто на колонну — наш цирк приучил зрителя к высоким техническим достижениям даже у начинающих артистов. Больше всего радует в этом номере атмосфера свободы, уверенности, легкости, игры и цельности всего того, что делают исполнители. А такая неожиданная режиссерская находка, как сальто в плечи ловитору, придает особую удаль номеру. Бесспорно украшает его Галина Мусина, обладающая не только сильной акробатической подготовкой, но и несомненным артистизмом.

В тройном эквилибре, исполняемом Тофиком Ахундовым, Татьяной Ивануш-киной и Виктором Сегедой, естественно, иная тональность, иной стиль. Но и здесь режиссерский акцент сделан не на силовых элементах, не на сложности, а скорее изяществе исполнения, в сущности, довольно замысловатых и действительно сложных трюков. В доказательство приведем хотя бы такой пример. В финале номера Ахундов и Сегеда, исполняя на параллельных пьедесталах на тонких тростях стойки на одной руке, другой крутят веревочку, через которую грациозно прыгает флик-фляками Таня Иванушкина.

Часто номера в жанре эквилибристики, даже хорошие, страдают затянуто-стью, некоторой натуженностью. Здесь же и исполнители и режиссер счастливо избежали этого. Номер получился динамичным и упругим.

А вот когда в номере эквилибриста на моноциклах были лишь придуманы трюки, но не проявлено к ним особое режиссерское отношение, получилось пусто и скучновато, хотя Николай Писка-жев вполне профессионально владеет жанром.

Светлана Лисиненко и Сергей Нечаев показали интересную работу на воздушной рамке. Здесь трудно отличиться. Хотя бы потому, что есть высокий эталон — несколько лет зрители и специалисты восхищались необычайно смелой, искрометной работой в этом жанре Эллы Ан-зорге и Виктора Голикова (сейчас артисты создали самостоятельные номера). Однако воспитанники режиссера-педагога Валентина Глазырина показывают уверенное и тоже не робкое мастерство. Главным достоинством их работы является то, что трюки свои в воздухе они исполняют на большом отрыве друг от друга. Позволю себе лишь одно частное замечание. Сергей поднимается на рамку по лестнице. А было бы куда лучше, если бы он, демонстрируя свои атлетические возможности, поднимался, скажем, на руках по канату. Да и номер тогда начинался бы сразу, без паузы, как и положено — с момента появления артистов на манеже.

Ученик режиссера-педагога Фирса Земцева — Виталий Мельников несомненно одаренный артист. Он и жонглер, и эквилибрист, и эксцентрик. Чувствуется, что он все быстро схватывает. Но, к сожалению, наряду с полученными добрыми уроками мастерства, Виталий «нахватался» и старых штампов, чужих черт поведения, не раз виденного. А потому его собственное поведение на манеже выглядит несколько развязным, лишенным культуры. Зато другого ученика Земцева, которого он готовил вместе с режиссером Владиславом Шпаком, жонглера Иосифа Петросяна отличает подлинная артистическая культура, удивительная органичность, пластика и музыкальность. Замечательно то, что он ни на кого не похож, идет своим собственным путем. И надо быть благодарным его педагогам, которые тактично, не насилуя его творческой натуры, помогли ей раскрыться в своеобразном номере.

Вместе с нашими ребятами училище успешно окончила группа студентов из Болгарии — И. Томов, П. Ботев, Н. Димчев. Среди них особо выделяется акробатической подготовленностью и артистизмом соло-прыгун Иван Томов (режиссер-педагог С. Лахтерман).
Какие бы интересные номера в программе ни были, значительная часть зрительского внимания всегда отдана коверному клоуну. Это естественно. Однако первое появление Анатолия Марчевско-го проходит малозаметно. Во время пауз между номерами он ничем особенно — ни внешним обликом, ни походкой — не выделяется среди униформистов и готовящих к выступлению свой аппарат артистов. Кто он? Видимо, один из них. Чтобы так начинать, или, как говорят в театре, начинать с нуля, надо очень много нести в себе, накопить опыта и мастерства.

Ничего этого Анатолий Марчевский, конечно, не успел. И поэтому его репризы выглядят пока лишь ученическими этюдами и тут же бесследно уходят из памяти зрителей. Одна реприза, вторая, третья... жонглирование, эквилибристика на катушках... моноцикл... Вот здорово! И не просто отлично катается, но еще и прекрасно разыграл неумеющего кататься. И словно что-то зажглось в нем. Отличный эксцентрический этюд, отличное владение моноциклом. Но клоун? Клоун — это целый мир, по-своему увиденный. Анатолию Марчевскому до настоящего клоуна еще дальняя дорога. Однако его педагог Юрий Белов верит в него и не собирается в дальнейшем оставлять без внимания.

Уже осязаемых отличных результатов Юрий Белов добился со своими коллегами на эстрадном отделении. Оба выпускных курса, дневной и вечерний, произвели хорошее впечатление. И хотя ведущая концерт Татьяна Садофьева объявила, что зрители увидят лишь учебные работы, среди них было несколько почти совсем готовых номеров.

Кстати, о Садофьевой. Она владеет словом, одарена актерской органикой, и ее пребывание на сцене предельно естественно и убедительно. Как убедительно в смысле актерского решения и умения все то, что делает ее партнер по «Рассказу об эстраде» Роман Казаков.

По изобретательно инсценированному Юрием Беловым и хорошо, с увлечением разыгранному выпускниками рассказу И. Бабеля «Иисусов грех» можно судить, какую добротную актерскую подготовку получили будущие мастера эстрады. Особенно ярко в этой сценке проявили себя все та же Садофьеаа и Юрий Чернов.

Номер Виктора Минаева (режиссер Владислав Шпак) и по стилистике, и по костюму, и по элементам клишника в нем возвращает нас к старому цирку. Я не считаю, что это плохо. Но только нужно, на мой взгляд, чтобы к тому, что демонстрирует исполнитель, было бы ярче проявлено современное отношение. Тем более что речь идет об эксцентрическом эквилибре. А данные, и актерские и технические, у Виктора Минаева отличные.

Номер Валерия Морозова и Микола-са Орбакаса «Камерный певец и его аккомпаниатор», созданный ими под руководством Юрия Белова и Владислава Шпака, даже жалко описывать, чтобы не испортить впечатления от него. Сюжет номера прост. Певец никак не может начать петь из-за строптивого аккомпаниатора и старается в то же время сгладить перед публикой впечатление от их размолвки. Все это разыгрывается без единого слова. Валерий обладает незаурядной мимикой, ярким эксцентрическим дарованием. Интересно, что если он в гриме, в стилизованном костюме, то Ми-колас в обычной черной паре, без единой черточки грима. Это не мешает ему однако играть также сочно, точнейшим образом, быть достойным партнером. Тут можно сказать только одно: молодец!

В конце концов примиренные они делают то, ради чего появились на сцене: звучит романс (у Морозова превосходные вокальные данные), сопровождающийся в финале неожиданным эксцентрическим ходом. Яркая, интересная работа.

Если в «Камерном певце» эксцентриада как бы открытая, размашистая, то в сценке «Гномы и музыкант», исполненной Екатериной Троян, Валерием Морозовым и Анатолием Резниченко (режиссер Ю. Белов), все как бы помещено в уголок, приглушено. Это и понятно: ведь на сцене гномики — маленькие, милые существа. Какой он, гном? Кто же это знает! Никто, конечно. Но после .того, как я увидел Катю Троян, я знаю твердо — он вот такой! И так он говорит. И так движется. Она создала удивительный образ. Ее прихотливая пластика, голос долго не уходят из памяти. Исполненный очарования и своеобразного изящества номер. Номер отменного вкуса и такта.

Конечно, названными номерами и исполнителями, как цирковыми, так и эстрадными, не исчерпывается выпуск училища нынешнего года. Я рассказал лишь о некоторых, на мой взгляд, интересных. И знаю, раздадутся возгласы, что надо готовить больше оригинальных номеров, шире и смелее вести поиск и эксперимент. Надо, конечно. Но я видел, как сидят на экзамене мастера манежа и эстрады и радуются каждому новому дарованию, каждой даже маленькой удаче только вступающих еще в самостоятельную творческую жизнь юных артистов. А уж им-то известно, как не легко в искусстве сделать что-то новое, свое.

Анатолий Гурович

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100