По большому счету
Гастроли в Москве Белорусского циркового коллектива — событие значительное. Поэтому и не хочется отделываться дежурными фразами о достижениях в успехе.

Хотя и достижения имеются и успех был. Но коллектив сейчас находится на том уровне, когда о нем необходимо повести серьезный творческий разговор.

Кот-наездник из номера «Дрессированные собаки» А. Польди
Друзья. Дрессировщик Иван Кудрявцев и его медведь Гоша
Фото Е. САВАЛОВА и А.РЯЗАНЦЕВА
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ
Первое из них относится к Московскому цирку. В информационном бюллетене Агентства печати «Новости» (№ 1) помещено интервью с директором цирка Л. Асановым. В нем сказано, что на протяжении текущего сезона в Москве пройдут гастроли: Международного цирка, французского цирка, цирка из ФРГ и итальянского цирка. Что же касается советских артистов, то им отводятся две программы, одна из них — это гастроли белорусского коллектива и вторая — смотр новых номеров. Всячески приветствуя международные культурные обмены, нельзя не посетовать, что Московский цирк в этом сезоне так мало уделяет внимания советским артистам, для которых выступление в столице и подлинный стимул и возможность получить разностороннюю творческую помощь.
С другой стороны, само понятие «творческий коллектив» заключает утверждение некоего союза художников-единомышленников. Коллектив — это не просто собрание случайных номеров, но организация, помогающая идейно-творческому росту каждого из своих членов. Вот почему нельзя в коллективе, даже для московских гастролей, заменять одни номера другими, с тем, чтобы после гастролей он снова возвратился к прежнему состоянию. Так творческого единства, духа коллективизма не воспитаешь. Другое дело, если какие-то артисты отстают от общего уровня, не хотят или не могут совершенствоваться. Тогда их надо заменять, но так, чтобы вновь приходящие делались бы полноправными и постоянными участниками творческого содружества.
Белорусский коллектив в том виде, в котором он выступал в Москве, располагает рядом отличных номеров и своеобразным аттракционом. Программа хорошо поставлена, идет в темпе, с «нервом», нашел в ней свое место клоун, он оригинален, не похож на своих коллег. Эффектно оформление: иовер и задник, на которых со вкусом использованы народные орнаменты. Костюмы артистов соединяют цирковую парадность и элегантность (художник А. Судакевич). Пролог: в костюмах, танцах (балетмейстеры П. Гродницкий и Б. Максимович), стихах, поднесении хлеба-соли несет качества белорусского национального искусства. И в то же время неожиданное, прямо-таки волшебное появление балетной группы на арене — это фокус, превращающий пролог в произведение циркового искусства.
Непринужденна и легко ведет программу А. Нелнпович, в его мгновенная, на глазах у зрителей трансформация в атлета—это подлинная и отличная находка. Короче говоря, мы увидели в исполнении Белорусского коллектива не программу, собранную из случайных номеров, а хорошо организованное и поставленное представление (сценарий и режиссура Д. Вуроса и А. Шага). Но кому же не известно, что в цирковом представлении главное — зто номера, то есть отдельные, законченные, композиционно решенные выступления одного или нескольких артистов.
ОТЛИЧНЫЕ НОМЕРА
Среди них на первое место, пожалуй, следует лостаяить номер И. Кудрявцева и его питомца — бурого медведя Гошу. За время последних выступлений в Мосиве Гоша еще подрос и стал теперь гигантским, матерым зверем. А работает по-прежнему замечательно. Это чудо-зверь: ездящий на самокате, велосипеде, мотоциклете, кувыркающийся вперед и боком, ходящий на задних и передних лапах, упражняющийся на двух, параллельных брусьях, демонстрирующий антипод, то есть стремительно вращающий, лежа на спине, задними лапами бревно и с двух сторон горящий факел и даже играющий с дрессировщиком в чехарду. И все это он делает, кажется, по собственной воле или во всяком случае по дружеской договоренности ее своим воспитателем. Кудрявцев всего-то «вооружен» красной ленточной. Он часто и не подходит к медведю, и кажется, что тот все делает сам. Добавим еще, что номер пронизан юмором, очень смешно, когда медведь, исполнив упражнение, отдает публике честь или когда он требует за работу награду в виде сахара, обыскивая карманы Кудрявцева.
Так же хороша дрессировщица собак А. Польди. Правда, трюки, ею показываемые, в своем большинстве не новы. Но зато как они исполняются! Здесь среди четвероногих соблюдается самая строгая дисциплина и в то же время присутствует, если так можно сказать, непринужденность. Кажется, что все собаки работают с удовольствием, что они стремятся размять свои мышцы, поразить зрителей достижениями. И какой в номере искрометный темп! И сколько смеха! Вот кошка стоит на собаке, скачущей по барьеру, а другая кошка, сидя я пролетке, «управляет» тройкой собак. Собаки прыгают через барьеры и сквозь бочонок, делают сальто-мортале и боковые кульбиты, образуют длинную очередь: встают на задние лапы, а передние кладут на плечи соседки. А артистка! Мы даже не замечаем, как она посылает собак исполнять трюки. В такт музыки, красивая, нарядная, веселая ходит она, слегка приподняв плечи, чуть-чуть дразнящей пружинистой походкой. И кажется волшебницей среди своих забавных и очань симпатичных четвероногих друзей. Номер, изобретенный А. Вязовым и под его руководством демонстрируемый, появляется на московской арене не впервые. И всегда он смотрится с удовольствием. В номере обаятелен молодой гимнаст, выполняющий роль ловнтора. Эффектен трюк, когда, казалось бы, наглухо закрепленная трапеция вдруг начинает раскачиваться, неся на себе и ловнтора и еще одну гимнастку, которую он держит в руках. Но, конечно, премьер в номере сам Вязов. Нелепый человек, одетый в шаржированную форму моряка, он прыгает с рамкн и, кажется, должен попасть в руки к ловитору. Но... камнем летит вниз. И когда от земли остается всего полтора-два метра, при помощи резинового амортизатора, прикрепленного одним концом к поясу артиста, а другим к гимнастическому аппарату, взлетает вверх. И потом повторяет этот, становящийся уже комическим, трюк несколько раз, каждый раз падая из нового положения. В финале номера Вязов, скользя вниз по канату, попадает прямо в подготовленные для него широкие штаны. Героика и юмор — ведь в этом весь цирк. И мы прощаем Вязову то, что он, стоя еще на арене, пользуется штампованными приемами игры, ради той высокой зксцентричности, которую он демонстрирует в воздухе.
Номер Нелиповича — образец театрализованной физкультуры. Вот именно так свободно и непринужденно должны были обходиться с тяжестями легендарные силачи. И мы в детстве, мечтая о силе (а кто из мальчишек не хочет быть сильным!), тоже представляли себя вот такими богатырями с плечами косая сажень и рельефными мускулами, легко поднимающими и бросающими вверх непомерные тяжести. Впрочем, не надо думать, что артист просто играет силача. Металлическая тумба, которую он сам при помощи подкидной доски подбрасывает, а затем ловит на плечи, достаточно тяжела. Этот трюк без весьма основательной тренировки не исполнит ни один, даже самый прославленный атлет. И металлические ядра, вылетающие из катапульты, далеко не просто ловить на шею. Менее выразительным показалось упражнение с двумя палицами, здесь у Нелиповича явно не хватает стремительности, темпа. Можно было бы назвать отличным номер жонглеров на высоких одноколесных велосипедах, его демонстрируют 3. Кеменова, Р. Мойсеенко, Я и Н. Польди. Но здесь не удался финал. Нельзя кончить номер даже эффектным трюком одного участника, в то время как трое других бездействуют и потом начинают раскланиваться с публикой. А в остальном номер и своеобразен и труден. Перекидываться шестью булавами и одновременно балансировать на одноколесных велосипедах — дело совсем не простое. Особенно хорош в номере совсем молодой Ян Польди, он соединяет в своем выступлении высокую технику жонглирования, эквилибристику, музыкальность, ритмичность и актерскую выразительность.
ТРЮКАЧИ ПОБЕЖДАЮТ АРТИСТОВ
В цирке существует понятие — трюкач, так говорят о тех, кто исполняет сложные трюки. Но это еще не самый большой комплимент. А вот когда говорят — артист, то тем самым признают, что исполнитель достиг высот своего искусства. Акробаты с подкидной доской трое Карповых демонстрируют великолепные трюки, и номер их оригинален: отбивающие доску сами же и ловят взлетающего вверх партнера. Иные из трюков следует определить как рекордные, например, подброшенный доской акробат в воздухе проделывает двойное сальто-мортале, а в это время два партнера, отбившие доску, обегают вокруг нее, скрещивают руки, и на эту площадку из четырех рук приходит их товарищ. Не случайно публика не просто аплодирует, а скандирует после исполнения описанного трюка. Трюки исполняются легко, непринужденно, как говорят в цирке — чисто. И композиционно номер построен правильно. И все-таки... он еще вырос бы во много раз, существуй между исполнителями актерские взаимоотношения. Если в игре артистов присутствовали бы восторг, может быть покровительство, увлечение — гамма человечесних чувств. Добьются этого Карповы — и их иомер сразу поднимется до уровня мирового класса.
В еще большей мере этого артистического начала не хватает Л. Волчку и А. Прохорову. Акробатические падения, или как их называют в цирке — каскады, они производят отлично. Но нельзя же просто падать. В конце концов, это даже неприятно, когда со всего размаха и с большой высоты взрослый человек шлепается на спину.
Надо же как-то актерски оправдать эти падения, найти, если угодно, логику падений. Без этого номер кажется и грубоватым и не очень выразительным. Брат и сестра Л. и Л. Кривых — высшая школа верховой езды. Кони под музыку исполняют различные движения, а зрителям кажется, что они танцуют. Кривых добились хороших достижений, сидят на лошадях уверенно н красиво. Но номер приводится как своеобразное соревнование, в котором каждый участник хочет выйти победителем. Тогда почему же так мало у исполнителей азарта, увлеченности соревнованием, которые обязательно захватят и нас, зрителей! Об этом стоит подумать.

Иллюзионист Анатолий Шаг
Жонглеры на высоких моноциклах Польди
Иллюзионный аттракцион А. Шага
В двадцатые годы нашего века на московской арене японцы Якобоио впервые продемонстрировали так называемый «японский кульбит», это когда один акробат медленно кувыркается, а другой в это время на руках передвигается по его тепу. Тогда это казалось верхом акробатических достижений. И ато действительно очень трудно. Сегодня молодые акробаты Ю. Сомов и В. Стыкан, нет, не повторяют трюк, они, так сказать, берут его за основу и демонстрируют такое чудо акробатического искусства, что, право, то, что делали Якобоно, кажется примитивным. Но при этом Сомов и Стыкан так увлечены работой, что забывают расцветить свое выступление улыбками, игрой. А ведь цирк не только трудное, но и веселое искусство. То же самое следует сказать отцу и сыну Г. и Н. Горловым. Их номер отличается рядом больших достижений. Так, акробат стоит на голове на специальной тумбе, не держится при этом руками, а второй акробат стоит на голове у него на подошвах. Здорово! И много в номере свежего, изобретенного. Своеобразно само соединение жонглирования ногами с акробатикой и эквилибристикой. Но Горловым тоже чуть-чуть не хватает игры, актерских взаимоотношений, а значит, и выразительности.
Те номера, о которых здесь говорилась, отличаются первоклассной работой. Но если цирк — искусство (а зто так), тогда необходимы еще умение создавать образы, актерская игра. Вот здесь-то и нужна помощь режиссера.
ЗА ЧИСТОТУ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА
Речь идет не о том, чтобы запретить акробатам жонглировать, в фокусникам — прибегать к помощи клоунады. Наоборот, соединение в одном номере качеств различных жанров обогащает цирк. И в этом смысле Г. и Л. Отливаник, включившие в свой номер музыку и жонглирование, поступили правильно. Вообще эти артисты — молодцы, они придумали большое число своеобразных, чисто цирковых музыкальных инструментов и придали своему выступлению ярко выраженную эксцентричность. Их номер не похож ни на один другой — важное достоинство. Но не кажется ли самим артистам, что у них существует разрыв между исполняемой музыкой и создаваемыми образами! С одной стороны, играются популярные советские песни. И это, разумеется, хорошо. Но Г. Отливаник в смокинге, в цилиндре по моде XIX столетия, со всегда испуганным и неулыбающимся лицом кажется перенесенным из кинокомедии, поставленной на заре киноискусства. Конечно, может быть и такой сценический образ, но тогда должна быть подобрана и соответствующая музыка. Или же, наоборот, отдавая примат музыке, следует задуматься о сценическом образе. Невозможно себе представить концертного исполнителя, выходящего на эстраду в русской рубахе и сапогах и исполняющего арии из итальянских опер. Тут будет очевидное несоответствие между формой и содержанием. Присутствует оно и в очень своеобразном и ярком номере Отливаников.
Теперь о главном номере программы — о ее аттракционе, об иллюзионных миниатюрах А. Шага. Прежде всего, почему миниатюры! Как раз большинство демонстрируемых фокусов по-цирковому масштабны, и это очень хорошо. Шаг предлагает нашему вниманию ряд новых «чудес», он охотно включает в свой номер юмор и даже буффонаду. Держится он на манеже свободно и артистично, хорошо разговаривает. Словом, это мастер своего дела, человек творческий и ищущий. Некоторые его фокусы наверняка запомнится публике. Лучшим из них показался тот, в котором зритель нормальных габаритов превращается в «волшебном» котле в лилипута, в потом возвращается в прежнее состояние. Эффектны фокусы с кошкой, становящейся то белой, то черной, и с платком, превращаемым в прозрачном аппарате, на наших глазах, в кофту. Но некоторые фокусы заставляют задуматься в плане их цирковой сущности. Прежде всего, что такое цирковой (и эстрадный) фокус? Своеобразная загадка. Зритель недоумевает, как это иллюзионисту в одно мгновение удалось перекрасить кошку? И эта-то загадка и представляет главный интерес. Во время выступления Шага цирк на очень короткое количество секунд погружается в темноту, и когда свет вспыхивает, арена покрыта золотыми колосьями. Еще одна мгновенная вырубка света, и теперь при свете арена превратилась в цветущий сад. Эффектно это? Да, очень. Но каждому ясно, что и «колосья» и «яблони» заряжены в специально постеленный пол. Дилетант не разберется в сложной механике фокуса, профессионал поразится его техническому совершенству, но принцип фокуса очевиден для всех — здесь загадки нет. Поэтому названные трюки феерические, но не иллюзионные. Может один такой номер — феерия существовать во всей системе наших цирков! Вероятно. Но один — не больше. Едва ли это путь нашего цирка или даже путь иллюзионного жанра. С другой стороны, разыгрывается сценка в комбинате бытового обслуживания, в финале которой директора рвут на части. Трюк сам по себе интересный, но за массой бытовых подробностей он в значительной мере теряется. И вообще сугубо бытовая сцена противоречит в основе своей законам условного циркового искусства, да и всему выполненному в цирковой традиции номеру Шага. Так же как противоречат феерическим эффектам, подтанцовки и стихи. Все это не прибавляет ни современности, ни злободневности, а только затушевывает блеск и великолепие номера.
Повторяю, номер Шага, и в том числе его феерические эффекты, заслуживает большого внимания. Он не стандартен и интересен. Тем более следует задуматься над тем, чтобы он непрерывно совершенствовался.
ГЛАВНЫЙ КОМИК
Это В. Колобов. При организации Белорусского циркового коллектива известный театровед А. Бутаков писал, что в роли клоуна хотелось бы видеть потомка героя белорусского фольклора Нестерки. Кажется, Колобов решает эту задачу. Он ловок, обаятелен, любое дело спорится в его руках. Смотришь на этого молодого человека, выступающего без грима, без парика, в костюме, который потом можно увидеть на улице, и видишь — он и акробат, и балансер, и недурно играет на балалайке и на баяне. Колобов пародирует номера, но каждый раз находя свои приемы, свой аспект пародии. Не обращающийся к злободневным шуткам, он в то же время — современный клоун по всему своему облику, по манере поведения. Он избегает грубости, пошлости, в нем нет ничего от унизительности буржуазной клоунады. Это образ положительного клоуна. Хорошо, что таких становится все больше.
Может быть, только хотелось бы еще больше юмора, того, чтобы зрители хотя бы в двух-трех случаях засмеялись очень громко и от всей души. Чаще Колобов использует комедийные положения, чем средства сценической игры, но найти и использовать эти положения — тоже задача трудная, требующая и таланта и умения.
ПОСЛЕДНИЕ КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Алексеевы — труппа акробатов-прыгунов. В ней хороша артистка, делающая флик-фляки на протяжении полутора кругов арены. И еще один акробат, делающий флик-фляки прямо через маиеж и кончающий свою комбинацию флик-фляком через барьер арены. А в общем прыгуны не сильные. И не только потому, что в номере нет виртуозных прыжков, а еще и потому, что прыжки делаются невыразительно, грубо, не школьно. Убежден, что эти артисты мало репетируют и систематически нарушают режим, который для представителей физкультурных жанров установлен.
Воздушные гимнасты А. Данилова и П. Марьянков демонстрируют свои достижения на своеобразном аппарате — зто два перпендикулярно земле натянутых каната. Жаль, что здесь совсем мало подлинно сильных трюков. Первый — это вход пообезьяньи руками и ногами по канату вверх и второй — то, как артист, вися на одной руке, забрасывает резким рывком за эту руку свое тело. И так он делает несколько раз. Но дело не только в трюках, недостает синхронности, когда упражнения делаются совместно, номер не уложен в музыку, артисты производят много лишних движений, засоряющих номер. А ведь, кажется, артисты работают вместе и на одном аппарате около двадцати лет. Значит, они недостаточно репетируют, не добиваются того, чтобы номер был отделан до малейших деталей.
ФИНАЛ
В статье сделаны замечания, но ведь речь идет о творческом, развивающемся коллективе. Философы говорят: хорошее — враг лучшего. Вот и хочется, чтобы хороший коллектив стал бы еще лучшим, чтобы при следующем приезде в Москву каждый номер стал бы в нем образцовым и по трюкам и по артистическому мастерству.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий