В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Почему его назвали цирком

 

Действительно, почему? Кое-кому вопрос может показаться наивным, достойным разве что снисходительной улыбки. Да кто же этого не знает? Еще с детских лет полюбилось нам романтичное и веселое искусство. Еще со школьной скамьи известно, что цирки были в Древнем Риме. Еще...

Пожалуй, и все. Скуден ответ и неточен. Бывает, что простейшие сведения, полученные в детстве, а зрелом возрасте принимаются как аксиома. Хотя издавна существует золотое правило: все подвергай сомнению. Но сомнения, видимо, из-за магического влияния, аксиоматических истин мало кого одолевали. Да и откуда им взяться, если справочные издания безапелляционно утверждают, что цирк берет начало в Древнем Риме, что цирк в переводе с латинского — круг, что так называют представления гимнастические, акробатические и т. д. Все это есть в современном цирке, потому он так и назван.

Просто? Да, но... Но очень уж далеко от истины. И противоречиво. Чтобы убедиться, достаточно взглянуть на изображения древних амфитеатров и цирков. Гигантские сооружения имели форму не круга, а... эллипса. Даже в Колизее, сохранившемся до наших дней амфитеатре, арена — эллипс (длина — 85 метров, ширина — 53). Вот так цирк! Как же так? Неужто древние, слывшие хорошими геометрами, не видели разницы между кругом и эллипсом? Трудно в это поверить.

Первым из советских исследователей на наивность и нелепость постановки знака равенства между римскими цирками и современными указал заслуженный деятель искусств РСФСР Евгений Михайлович Кузнецов лет сорок назад. Вопрос казался ему настолько ясным, что аргументы он счел излишними. Они же из-за возрастающей путаницы — необходимы, важны для практики сегодняшнего цирка, для определения магистральных путей его развития.

За поиски доказательств я взялся уже после смерти Е. М. Кузнецова. Рассказ о многолетнем исследовании, в ходе которого приходилось отрекаться от казавшихся азбучными истин и утверждать новые, интересный сам по себе, выходит за рамки данной статьи. В ней — лишь конечный результат.

В древних цирках — эллипсовидная арена, в современных — круглый манеж. Арена (в переводе с латинского — песок, тот самый песок, которым щедро засыпались кровавые лужи, остававшиеся после смертельных поединков гладиаторов) имела в длину несколько десятков, а то и сотен метров, диаметр манежа — тринадцать метров. Манеж — смесь чернозема, глины и опилок, утрамбованная копытами лошадей и засыпанная слоем опилок так, что он чуть-чуть возвышается к барьеру. Итак, полнейшее различие и в форме, и в размере, и в материале основной производственной площадки. Случайно ли оно? Нет. Предопределено главным — назначением площадок.

Арены Древнего Рима служили для бегов колесниц, боев гладиаторов, сражений с хищниками, грандиозных пантомим на мифологические (и не всегда пристойные) сюжеты. К искусству цирка это даже с самыми большими натяжками никак отнести нельзя. Манеж же возник как площадка для верховой езды. Различие в существенном — в содержании представлений.

Между ц;грком древним и современным, хроме созвучия названий, нет ни единой точки соприкосновения. Но созвучие еще не аргумент. Этимологический анализ послужил первой ступенькой к истине. Оказались напрасными сомнения в математических познаниях древних. Словом «цирк* они определяли любую фигуру без углов. Вот почему сооружения и с эллипсовидной ареной называли цирками. И еще потому, что у этого слова было второе значение — зрелище, площадка для выступлений. Это позже даст повод так назвать искусство, пронизанное дразнящим ароматом риска.

Корни основных жанров берут начало в глубине веков. Минут столетия, пока растения, собранные в букет, распустятся пышным цветом под одной крышей. Процесс становления циркового искусства аналогичен становлению балета, оперы. Наши далекие предки в танцах и песнях рассказывали о всем, что их волновало. Но как самостоятельные виды искусства со своими специфическими особенностями родились в Италии: балет — лишь в XV веке, а опера в XVI. Родились, когда для этого созрели благоприятные экономические и культурные условия.

Для цирка условия эти появились значительно позже — в последней трети XVIII века. Впрочем, при рождении его нарекли иначе. Первый в мире стационарный цирк назвали «Школой верховой езды». И это действительно была школа, в которой английский наездник Филипп Астлей с товарищами обучал желающих верховой езде. Кроме учеников собирались и зеваки, привлеченные занимательным зрелищем. Вскоре из сопутствующего оно станет главным. О смещении акцента свидетельствует новое название, появившееся спустя почти четырнадцать лет после первого на фронтонах зданий: в Лондоне — «Амфитеатр Астлея», в Париже — «Амфитеатр предместья Тампль» (древнегреческое слово «амфитеатр» означает — зрелище со всех сторон). Как видим, теперь уже на первый план выдвигается зрелищная сторона, а не обучение верховой езде.

Когда парижское здание в 1793 году прибрал к рукам офранцузившийся итальянец Антонио Франкони, он начертал новое название: Амфитеатр Франкони. Иные предприятия подобного рода именовали театрами силы и ловкости, конными театрами.

История почти сорокалетних поисков звучного имени новорожденному — еще одно весомое доказательство отсутствия родственных связей между цирками Древнего Рима и современными. Коль цирк как явление искусства существовал. то какой смысл искать для его потомка новое имя? Какой резон переименовывать цирк в амфитеатр? Очевидно, стоявшие у истоков нового искусства не видели ничего общего между своим творением и тем, что было в древнем мире.

Косвенным виновником рождения нового названия был Наполеон. Как и другие монархи, он повел наступление на демократические зрелища. Эдиктом от 8 июня 1806 года разрешил именовать театром только «высокие» искусства. Маленькие театрики, посещавшиеся трудящимся людом, должны были или прекратить существование, или найти иное имя. В затруднительное положение попали и братья Лоренцо и Энрико Франкони, которым отец передал в собственность амфитеатр.

Они выстроили новое монументальное здание, в котором, кстати, впервые был отдельный ход с улицы на галерку. Братья были ловкими наездниками, акробатами, способными дрессировщиками, удачливыми администраторами. Им не терпелось начать гастроли в новом здании. Но как назвать его? От имени многое зависит. В годы повального увлечения античностью им пришла счастливая мысль назвать свое предприятие, где состязаются атлеты и наездники, акробаты и дрессировщики.—Олимпийским цирком братьев Франкони. Он распахнул двери 28 декабря 1807 года.

Звонкое и величавое название ведущего стационара, удачливость братьев, которую связывали с умело найденным именем, привели к тому, что все, даже кочующие конно-акробатические труппы, стали именовать себя цирками. Так имя собственное, данное парижскому стационару, превратилось в нарицательное. Вот как цирк стал цирком.

И. ЧЕРНЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100