Поиски новых красок
В печати неоднократно говорилось, что наши эстетики и искусствоведы в своих работах допускают порой серьезную ошибку.
При решении проблемы новаторства они ограничиваются анализом содержания, а изменения, происшедшие в художественной форме, ими игнорируются. Подобная однобокость в исследовании художественных произведений делает критику малоэффективной и не способной содействовать плодотворному развитию нашего искусства. Раскрыть новаторство содержания — еще не означает решение проблемы. Она будет решена лишь в том случае, если наряду с характеристикой содержания будут всесторонне изучены и показаны также специфические художественные принципы выражения этого содержания. Авторы небольших газетных рецензий и авторы, пишущие о цирке фундаментальные научные труды, должны всегда стремиться к полному раскрытию новаторства содержания и формы в их диалектическом единстве.
В прошлом году московский зритель восторженно аплодировал исключительной отваге и мужеству В. Запашного, выступавшего с новым аттракционом — «Среди хищников». Многочисленные рецензии отмечали великолепное мастерство молодого дрессировщика, его подлинно гуманное отношение к животным, исключительное разнообразие трюкового репертуара, высокий темп работы, частые переходы от серьезных трюков, требующих предельного внимания и сосредоточенности, к легким, окрашенным юмором. Однако секрет успеха объясняется не только замечательной дрессурой и перечисленными выше положительными моментами, но и тем, что артист сделал смелую попытку разрушить многие условности жанра. В его номере вы не увидите ни одного трюка, который бы напоминал традиционную «пирамидную» работу с хищниками. Здесь все, начиная с выезда В. Запашного верхом на льве и кончая стремительным полетом черной пантеры через арену на гимнастической трапеции, отмечено печатью оригинальности, свежести и новизны. Вместе с тем вас ни на минуту не покидает ощущение, что все показанное на манеже артистом вы уже где-то видели. А тот, кто следит за художественным процессом в нашем цирке, не может не заметить в трюках, исполняемых хищниками В. Запашного, аналогию с традиционными трюками в номерах с другими дрессированными животными.
Кто, например, не помнит знаменитого дуровского «зайца-барабанщика», который с редким «воодушевлением» выбивал дробь на коже барабана? Эту роль в аттракционе с блеском исполняет дрессированная рысь. А кто не видел забавных болонок и фокстерьеров, ловко бегающих по арене на задних лапках или с азартом прыгающих друг через друга, точно они играют в чехарду? Все эти и многие другие трюки, заимствованные из репертуара номеров с различными дрессированными животными, впервые стали исполнять хищники. И я нисколько не удивлюсь, если вскоре услышу, что тигр В. Запашного стал ходить на передних лапах или делать головокружительное сальто-мортале.
Суть новаторства В. Запашного заключается в том, что он решительно преодолел всякие схемы, довлеющие над жанром. Его аттракцион может служить еще одной яркой иллюстрацией к важнейшему тезису марксистско-ленинской эстетики: подлинное новаторство является продолжением и развитием богатых традиций искусства. Действительно, выступления Запашного воспринимаются как явление совершенно новое по замыслу и по характеру используемых выразительных средств, но в то же время они тесно связаны с живыми традициями циркового искусства.
Анализируя и теоретически осмысляя многочисленные примеры художественной практики, нетрудно установить одну очень важную особенность, характерную для творческих исканий большинства артистов советского цирка. А именно: в своих неустанных поисках нового содержания и новой оригинальной формы они чаще всего обращаются к органичному объединению средств выразительности и художественных приемов различных жанров. Эту тенденцию к «жанровому синтезу» легко можно проследить в творчестве наших мастеров арены. Не так давно считалось, что жонглер должен только подбрасывать и ловить предметы, балансировать, а акробатика и эквилибристика не имеют к нему никакого отношения. Но выдающиеся жонглеры В. и А. Кисс смело нарушили условность традиционной формы и виртуозное жонглирование в своем номере органически сплетают с элементами эквилибристики, акробатики, антипода. Каждый созданный ими трюк — новое слово в традиционном жанре. Их трюки — результат не только огромнейшего мастерства, но и непрестанной творческой мысли, поиска.
Отмеченная тенденция к жанровому синтезу не является самоцелью или каким-либо формалистическим псевдоноваторством. Общеизвестно, что истоки новаторства лежат не в художественной форме, а в самой жизни. Именно преобразованная советским человеком действительность, которую художник, поэт, артист призваны правдиво отражать в своих произведениях, является огромной животворной силой, заставляющей искать новые краски, новые формы. Сегодня для артиста цирка выразительные возможности одного жанра уже стали ограниченными и тесными. А поэтому стремление показать своего современника более прекрасным, одухотворенным и вызвало необходимость использования в номерах различных художественных приемов, объединения жанров.
Наряду с этим в цирке еще есть много приверженцев старой, изжившей себя теории «чистоты жанра». Они ревниво охраняют каждый номер от использования в нем художественных приемов, заимствованных из других жанров. По их мнению, акробат не должен применять в своей работе средства художественной выразительности жонглера и наоборот. Любое жанровое смешение ими предается решительному осуждению. Интересно и то, что требование узкой специализации артиста преподносится под знаком борьбы с однообразием в цирковых спектаклях. Они считают, что строгое, бескомпромиссное разделение номеров с сохранением их первородной чистоты способно решить эту актуальную проблему.
Попробуем разобраться в этом вопросе. Предположим, что сторонникам этой теории удалось организовать цирковую программу, состоящую из произведений, в которых строго соблюдена жанровая чистота, Бесспорно, она будет очень разнохарактерной и интересной. Но тут возникает вопрос: много ли можно создать таких дивертисментных программ? Ответ ясен. Не более двух-трех, так как остальные, по причине ограниченного числа жанров в цирке, неминуемо повторят содержанием и формой первые. Поэтому достигнуть многообразия цирковых представлений подобным образом невозможно.
Подлинное решение проблемы — не в сохранении чистоты номеров, а в жанровом синтезе, благодаря которому артист может с наибольшей яркостью проявить свою индивидуальность, своеобразие своей творческой манеры. А так как сочетание разножанровых элементов может быть различным по своему характеру, то и многообразие стилей, творческих манер и почерков неисчерпаемо. Об этом красноречиво свидетельствует живая практика искусства. Так, еще в 1917 году знаменитому русскому клоуну В. Е. Лазаренко удалось добиться органичного единства между острым сатирическим словом и акробатикой. По выражению Ю. А. Дмитриева, «В. Лазаренко искал в своих номерах плакатную, публицистическую выразительность, стремясь к тому, чтобы трюки как бы заменяли рисунок плаката, а словесная шутка — подпись к этому рисунку».
Можно еще и еще называть имена артистов, применяющих в своем творчестве принципы жанрового синтеза, — их много. И даже те произведения, которые сегодня уже относят к цирковой классике, прошли через горнило синтеза жанров.
Возьмем, например, номер «жокеев-наездников». Арсенал выразительных средств родоначальников этого жанра был крайне ограниченным. Трюки их современному зрителю показались бы примитивными. Они представляли собой несколько усложненную вольтижировку и напоминали упражнения спортсмена на гимнастическом «коне». Первоначально у жокеев прыжковая акробатика отсутствовала. Только в дальнейшем, в поисках нового, они начали обогащать репертуар акробатическими трюками. Современный же номер жокеев уже нельзя представить без исполнения наездниками сложных акробатических прыжков. И не случайно сегодня жокеев справедливо зовут «конными акробатами». Этот гармоничный синтез искусства наездников и акробатики, происшедший в результате закономерного развития жанра, лишний раз подтверждает то, что опора на традиции — не повторение, а развитие на основе накопленного опыта. Любой синтез, в какой бы области художественного творчества он ни происходил, всегда предполагает согласованность разнородных элементов, композиционное единство всего произведения. Это единство необходимо и в цирковом номере, соединившем в себе элементы различных жанровых форм. Оно выражается главным образом в том, что среди различных выразительных средств выделяется одно, которое служит композиционным центром, формирующим и объединяющим все остальные. Иными словами, все произведения, построенные на жанровом синтезе, обязательно должны сохранять жанровую определенность.
Выше уже отмечалось великолепное выступление В. и А. Кисс, в котором жонглирование занимает доминирующее положение. Оно и является в номере композиционным стержнем, объединяющим все остальные в одно гармоничное целое. Конечно, путь смешения различных жанровых форм сложен, требует от артиста универсализма, высокого профессионального мастерства, подлинного творчества, чтобы разнородные элементы были органично соединены в цельную единую форму. История западноевропейского и русского цирков знает немало примеров, когда артисты абсолютно не заботились о сохранении жанровой определенности и композиционной цельности номера и механически соединяли разнородные трюки. Например, от традиционного жонглирования артист без всякой связи мог перейти к показу иллюзионного искусства, а затем — к демонстрации акробатических и эквилибристических трюков.
Подобная разобщенность и рыхлость композиции обедняли содержание и разрушали форму произведения. Поэтому артисты, которые решали механически соединять разнородные трюки, не могли создать ничего нового. Их номера получили очень верное определение — «меланж акт». «Меланж акт» — типичное порождение капиталистического цирка. Теоретической основой его была буржуазная теория «свободы творчества», проповедующая анархистское своеволие и индивидуалистический произвол в художественном творчестве.
Через несколько секунд артистки поднимутся со льда манежа под купол цирка (Ансамбль «Цирк на льду»)
Цирковое искусство по-настоящему становится сильным и обретает широкое дыхание тогда, когда оно не замыкается в своей специфике, а плодотворно использует богатую палитру других видов искусств. Выразительные средства хореографии, живописи, скульптуры, кино все чаще и охотнее берутся на вооружение деятелями цирка. Их применяют сегодня и в отдельных номерах и в больших сюжетных представлениях.
В прошлом году Центральной студией циркового искусства было создано первое в мире представление «Цирк на льду», в котором великолепное искусство акробатов, жонглеров, эквилибристов, дрессировщиков, гимнастов, клоунов, музыкальных эксцентриков органично соединено и плодотворно соседствует с выразительной пластикой хореографии и изящным, грациозным мастерством фигурного катания на льду.
Тот, кто следит за творческой жизнью цирка, не может не заметить, что сейчас там происходят сложные и интересные процессы, характер и направленность которых дают полное право утверждать, что советское цирковое искусство находится на правильном пути. Не единицы и не десятки, а сотни мастеров арены ищут новые формы, чтобы с наибольшей глубиной и яркостью прославлять в создаваемых образах физическую и духовную красоту человека, чтобы нести с манежа высокие идеи и чувства, воодушевляющие советских людей на новые подвиги во имя коммунизма.
В. КОШКИН, артист цирка
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий