Полезный разговор
За последнее время в нашем цирке появилось стремление к созданию крупных тематических представлений. К числу их следует отнести и клоунское обозрение «Лечение смехом», которое демонстрируется сейчас на манеже Московского цирка. Заглавную роль в нем играет народный артист РСФСР О. Попов.
Олег Попов в обозрении «Лечение смехом»
Новая постановка вызвала большой интерес у зрителей, многочисленные и различные отклики в печати. Она также привлекла внимание всех творческих работников цирка. Недавно на Художественном совете Союзгосцирка состоялось обсуждение постановки «Лечение смехом». В нем приняли участие артисты, режиссеры, художники, работники главка. Подробный анализ программы нового клоунского обозрения сделал главный режиссер художественного отдела Союзгосцирка заслуженный деятель искусств Лит. ССР Н. Барзилович.
— Советское цирковое искусство, непрерывно совершенствуясь и развиваясь, — сказал тов. Барзилович, — обогащается новыми разнообразными формами программ. Создание клоунского обозрения «Лечение смехом» является значительным событием. В этом спектакле режиссер поставил перед собой задачу — сделать программу от начала до конца пронизанную смехом, веселым юмором, в которой бы действия главного героя и все цирковые номера работали бы на раскрытие основной идеи — на осмеяние отдельных отрицательных явлений нашей действительности.
— В спектакле, — продолжает докладчик, — особенно в его последнем варианте много смеха. Это очень хорошо. Но обозрение имеет существенные недостатки. Сценарий носит следы рыхлости, иногда в нем отсутствует логика. Герой представления — Олег Попов — поставлен в такие условия, которые не помогают использовать главные особенности дарования артиста. Кроме того, существенным недостатком, на мой взгляд. является и то, что отдельные номера программы не объединены сквозным сюжетом. Значительно интереснее можно было бы построить парад-пролог, отказаться от некоторых неудачных эпизодов (танец скелетов).
После первых представлений режиссер и коллектив артистов внесли значительные изменения в постановку. Эту работу желательно продолжить, чтобы зритель мог увидеть законченное, полноценное художественное цирковое обозрение. Выступившие затем главный режиссер Ростовского цирка Е. Рябчуков и постоянный посетитель и знаток цирка генерал-майор А. Школьников заявили о том, что получили истинное наслаждение, побывав на представлении «Лечение смехом». Оба они сошлись в мнении, что в спектакле есть блестящие режиссерские находки, в программе участвуют прекрасные номера. Е. Рябчуков не согласился с замечанием Н. Барзиловича о том, что в представлении якобы отсутствует логика в сюжете. В заключение он сказал, что создатели спектакля сделали большое, полезное дело, и призвал творческих работников относиться бережно к росткам нового, к которым, по его мнению, принадлежит и обозрение «Лечение смехом».
Директор московской группы «Цирк на сцене» С. Эльдаров также отметил положительные стороны обозрения, которое он рассматривает как шаг вперед в поисках новых форм циркового спектакля.
— В то же время, — заметил тов. Эльдаров, — сценарий в первом варианте был недоработан. Не случайно поэтому режиссеру приходилось многое переделывать в процессе показа спектакля.
— Авторы сценария и постановщик, — сказал, анализируя обозрение, корреспондент газеты «Известия» М. Долгополов, — задумали создать цирковое представление со сквозным сюжетом. Но этого, к сожалению, не получилось. Не удалось найти такой драматургический ход, который бы объединил все номера программы.
Некоторое время тому назад в цирке ставились интересные пантомимы. Пришла пора возобновить старые интересные номера, которые когда-то украшали наш цирк. Выступивший главный редактор репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка А. Рождественский указал на необычность новой постановки в Московском цирке. Она не подходит под какие-то установившиеся жанровые штампы. Поэтому-то некоторые рецензенты, не найдя в ней обычных шаблонных решений, обрушили на нее свои критические дубинки. Дело не в названии жанра: обозрение это или нет. Главное в том, что на манеже идет хороший спектакль. Его тепло принимают зрители. Нужно вовремя поддержать это хорошее начинание.
— Клоунада — самый ответственный жанр в цирке, — заявил старейший цирковой комик заслуженный артист Грузинской ССР Л. Танти. — Очень хорошо, что в Московском цирке идет представление, посвященное смеху. Такого не было на старой арене. О. Попов и М. Местечкин создали очень оригинальный и увлекательный спектакль.
Анализируя образ, созданный в обозрении Олегом Поповым, старший инспектор — режиссер Союзгосцирка Г. Лебедев сказал, что в «Лечении смехом» артист показал только одну сторону своего дарования — сатирическую и тем самым несколько обеднил яркий жизнерадостный образ положительного комического героя. Заслуженный артист Молдавской ССР В. Херц говорил, что новая постановка — «Лечение смехом» — это отклик наших артистов на призыв партии создавать произведения, отвечающие возросшим требованиям нашего народа. «Лечение смехом» — нужная, смешная постановка.
— Очень хорошо, — сказал заместитель управляющего Союзгосцирком Н. Кондаков, — что постановщики обозрения прислушались к критическим замечаниям прессы и смело дорабатывают спектакль. Канва сюжета «Лечение смехом» не дает последовательности развития образов и событий,
В сценарии обозрения не было интересных реприз, самые смешные из них в спектакле — это те, которые исполнялись Поповым раньше. Сейчас мы имеем по сравнению с премьерой совершенно новое произведение, хотя текст его все же нуждается в улучшении.
— Я против того, чтобы цирк подменялся другими видами искусства, — продолжал тов. Кондаков. — Танец скелетов скорее произведение для мюзик-холла.
Затем слово взял главный режиссер Московского цирка заслуженный деятель искусств РСФСР М. Местечкин. Он поблагодарил за критику всех выступивших и рассказал о том, как готовилось обозрение. Первоначально предполагалось выпустить спектакль в Ярославском цирке и там доработать его во время демонстрации. Но в связи с тем, что реквизит не был своевременно изготовлен, обозрение пришлось готовить в Москве. Такое произведение коллективу пришлось ставить впервые. Разумеется, отсюда и недоработки, «Лечение смехом» — это наши творческие поиски.
— К сожалению, — сказал М. Местечкин, — некоторые авторы критических статей не заметили этого. Они прибегли к недопустимому методу — разгрому произведения. Между тем в обязанность каждого рецензента, нак известно, входит не только вскрытие недостатков спектакля, но и деловая товарищеская помощь режиссеру и коллективу артистов. Критик может подсказать, как исправить недоработки. Мы, авторы, совместно с коллективом артистов сделаем все, чтобы «Лечение смехом» было во всех отношениях полноценным цирковым спентаклем.
Народный артист РСФСР Олег Попов также посвятил свое выступление неправильному отношению некоторых рецензентов к труду артистов, создающих новое в цирке.
— Мы работали над «Лечением смехом» два с половиной года, — сказал он, — но нашлись люди, которые зачеркнули за одну минуту наш труд. Такая критика ради критики приносит только вред, а не помощь.
В заключение обсуждения выступил управляющий Союзгосцирком Ф. Бардиан.
— Московский цирк, — сказал он, — в этом сезоне живет большой творческой жизнью. Выпущены три программы, в том числе и «Лечение смехом». Сейчас многие спорят, каким должно быть обозрение. Его виды могут быть самые разнообразные. В одних из них цирковые номера теряют свое самостоятельное значение. Артисты по ходу сюжета исполняют только отдельные трюки. В другом виде — номера работают целиком на сюжет, они органично вплетаются в его ткань. Такого обозрения в Московском цирке пока не получилось. Но и в том виде, в каком оно демонстрируется сейчас, вполне допустимо. Правда, его надо и дальше совершенствовать. Необходимо переделать парад-пролог, приблизить балет к цирку, органичнее включать в представление отдельные номера.
В «Лечении смехом» собралась великолепная программа. В ней участвуют лучшие мастера нашего цирка. Заслуживает большой похвалы в этом обозрении работа Олега Попова. Мы знали его как солнечного клоуна, который вместе с нами лишь весело шутил. Теперь в обозрении он выступает в серьезных клоунадах. Полов стал клоуном-сатириком. Это новый серьезный этап в творчестве талантливого артиста.
В обозрении бесспорно есть отдельные недостатки. Но они устранимы.
Думается, что это обсуждение, прошедшее по-деловому и под знаком товарищеской критики, поможет и артистам и авторам сценария доработать представление «Лечение смехом», сделать его еще более интересным и содержательным. Но обсуждение нового обозрения могло бы дать еще большую пользу, если бы оно состоялось раньше. Многие недостатки представления были бы давно устранены. Желательно ввести в практику всех цирков обсуждение программ с участием общественности сразу же после премьеры. Такие обсуждения помогут дальнейшему подъему нашего циркового искусства.
Журнал Советский цирк. Июнь 1965
оставить комментарий