В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Полосатые звезды арены

Хищники на арене. Они всегда привлекали и привлекают внимание зрителей. Но если раньше в подобных аттракционах акценты расставлялись так: укротитель покоряет диких зверей, то теперь мы все чаще видим в таких номерах элементы игры, а взаимоотношения дрессировщика со своими подопечными — это взаимоотношения добрых партнеров.

По такому же принципу построен и новый аттракцион «Полосатые звезды арены». Его создатели: дрессировщики Л. Тихонова, заслуженный артист РСФСР В. Тихонов и режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Перкун — подготовили своеобразный спектакль, центральными фигурами которого являются тигры. Они словно бы сами решают «актерскую сверхзадачу», становясь по ходу действия эквилибристами, гимнастами, танцорами-пародистами, солистами балета, тяжелоатлетами, а если надо, то и... настоящими хищниками. А кроме того, каждый участник представления, когда того требуют обстоятельства, может заменить своего собрата в любом «амплуа».

Уже пролог аттракциона настраивает зрителей на встречу с необычным и интересным. Начинается он шествием уссурийских и бенгальских тигров, а затем дрессировщик представляет своих питомцев, называя их по именам, рассказывая о способностях и индивидуальности каждого. И всем становится ясно: это не тиражированный а одиннадцати экземплярах тигр, а созвездие «тигриных талантов». Вот небольшая сценка, подтверждающая это: Виктор Тихонов «забыл» познакомить публику со своей любимицей Фатимой, и та выразила обиду яростным ревом, выбивая лапой трость из рук дрессировщика.

Парад-пролог, кульминацией которого была красочная пирамида, сменяется трюками, основанными на природных данных тигров. Но и сюда умело введены комические элементы: один из «персонажей», пытаясь словчить, вместо прыжков с тумбы и а тумбу пробегает под ними, а другой так увлекся прыжками, что не заметил неожиданно появившейся преграды — человека (Ларисы Тихоновой) и совершает гигантский прыжок через нее.

Следующая интермедия напоминает, что за ажурной клеткой работают хищники, превосходящие по силе льва. Вот что происходит на арене. Какой-то зритель решил спуститься к первому ряду. Когда он оказывается рядом с клеткой, разъяренный зверь устремляется к ограде. Осознав непреодолимость этого препятствия, тигр обращает свой гнев на Виктора Тихонова, пытающегося успокоить зверя, но животное со зловещим ревом наступает на дрессировщика. Конфликтная ситуация достигает своего апогея. Казалось бы, предсказать исход поединка невозможно, но Виктор Тихонов находит парадоксальное решение: он отбрасывает в сторону трость и бич и вместо них вынимает платочек. Тигр виновато отступает...

Первая половина аттракциона завершается трюком тигрицы Лады, которая азартно прыгает через восемь тигров. Прыжок мог и не запечатлеться в памяти зрителей, но дрессировщик и режиссер находят верное решение: рекорд должен быть установлен в единоборстве с другими «спортсменами».

Вызов бросает первый тигр, совершая прыжок через трех участников игры. Такой результат — не предел для его соперника, который делает прыжок через шесть выстроенных в ряд тигров. Зримо ощущается накал борьбы. Тут-то Лада и устанавливает свой рекорд. Соревнование? Бесспорно! И обычный трюк «тигриная чехарда» приобрел новое содержание.

Все, что происходило до сих пор на манеже, сопровождалось современной ритмической музыкой. Неожиданно ее сменила музыка П. Чайковского. И это оказалось оправданным.

Прожектора высвечивают тигра, сосредоточение слушающего адажио из балета «Лебединое озеро». Мелодия, видимо, увлекает его, зовет к действию. И тигр медленно подходит к пьедесталу, поднимается на площадку, где исполняет несколько «арабесок», потом демонстрирует серию различных па, которые завершаются «классическим» танцем на задних лапах.

Другая тигрица, заслышав мелодию «Барыни», уже готова пуститься в пляс, да не тут-то было. Лариса Тихонова замечает в тигриной компании жертву «зеленого змия», которую, как видно, задевает за живое лишь одна песня — «Шумел камыш». Артистка просит удалиться провинившегося. В ответ — презрительное невнимание тигра, развалившегося и свесившего с тумбы лапы. Виктор Тихонов и тут находит выход. Зверя «отрезвляют» милицейская фуражка и свисток пронзительный и требовательный. И тот, кто чуть было не сорвал импровизированный «Смотр талантов», убегает за кулисы. Смотр продолжается. Танцор-пародист Брэд исполняет быстрый гротескный танец.

Танцами не исчерпываются возможности «полосатых звезд». Есть, оказывается, в этой тигриной семье тяжелоатлет Демон. Подзадориваемый публикой и Виктором Тихоновым, он поднимает штангу со все возрастающим весом. Но оказывается и это еще не все, что умеют «звезды». Украшением аттракциона стал такой новый трюк: на семиметровой высоте через весь манеж перекинут своеобразный мост, по нему идет тигр Кай и несет а зубах трапецию, на которой Лариса Тихонова исполняет гимнастические упражнения.

И, наконец, звучат финальные аккорды оркестра, тигры один за другим прыгают в огненное кольцо и покидают манеж, как мне показалось, с чувством выполненного долга...

Аттракцион «Полосатые звезды арены» радует оригинальным замыслом, интересными сюжетными интермедиями, ярким, красочным художественным и музыкальным оформлением. В нем зримо проявляются черты советского циркового искусства, искусства коллективного труда. Кроме дрессировщика Б. Тихонова и режиссера Г. Перкуна, которые вместе с Н. Жидковым являются авторами сценария, в подготовке аттракциона участвовали композитор В. Белинский и художник Е. Богданова.

Е. ДУРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100